Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Православного богословия



Киевская Духовная Академия и Семинария

Фундаментальные императивы

православного богословия

«Возлюбленные, препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1Петр. 1:13)

«Не любите мира, ни того что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин. 2:15-17)

В своем докладе мы попытаемся ответить на один единственный вопрос: Каким должно быть православное богословие? Именно должно, а не есть, было или может быть. Ибо для нас богословие – это не застывшая совокупность категорий, аксиом, принципов, догматических формул, теологуменов и аргументов, но, прежде всего, абсолютно императивный призыв к богочеловеческой синергии. Итак, к чему же призывает нас православное богословие?

Очевидно, что православное богословие должно быть самим собой и призывает нас к тому, чтобы мы были православными. Это означает, что оно должно соответствовать себе как теоретическому понятию и практическому способу жизни, православные же должны всецело это понятие осознавать, а праксису следовать. Богословие есть слово Бога к человеку (Откровение) и ответное слово человека к Богу (молитва); богословие есть разговор Бога и человека. Однако, православное богословие означает нечто большее, чем просто вербальное общение между человеком и его Творцом; приставка православное в буквальном и полном смысле этого понятия свидетельствует о непосредственной, всецелой, жизненной приобщенности ко всепросвещающей светоносной славе Божества, преисполняющей все сущее. (См. 1Ин. 1:1-7).

Такая дерзновенная высота богословского самосознания православия чрезвычайно проблематизирует его понимание среди инославных, что не удивительно в силу их вовлеченности в иные богословские традиции. Удивляет другое: многие православные весьма смутно, а то и совсем никак представляют себе богословскую сущность православной традиции, сводя ее к языческим суевериям, идеологическим фантомам, фобиям, теориям заговора, философским и научным теориям, иррационально-мистическим практикам и проч. Отчасти это объясняется влиянием западных мировоззренческих подходов, стереотипов и представлений, но в большинстве случаев тривиальным нежеланием знать и дремучим невежеством, прикрывающимися отдельными православными постулатами, выдернутыми из общего контекста. Поэтому именно проблема самопознания и самобытия является ключевой и актуальнейшей проблемой православного богословия, как в прошлом, так и настоящем, а отстаивание самобытности и самоадекватности определяет смысл всей истории православной мысли.

Решение этой проблемы, по нашему мнению, должно происходить двумя путями – утвердительным и отрицательным. Необходимо однозначно уяснить положительное содержание православного богословия, тем самым резко отграничив его ото всех небогословских и неправославных форм сознания и практики.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 109 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...