Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Категориальный аспект



Несущей понятийной структурой святоотеческого православного богословия является четверица сущность-ипостась-энергия-способ существования, описывающая четыре аспекта Бога и всякого созданного Им сущего. Именно эти категории являются краеугольными для традиционного христианского вероучения. Однако в протестантском богословии они фактически игнорируются, тогда как в католическом существенно переосмысливаются, что в итоге приводит к догматическим и духовно-практическим расхождениям этих течений с православием. Протестантизм, отвергая святоотеческие категории, вместе со всем Преданием, в итоге приходит ко множеству произвольно-субъективных и противоречивых интерпретаций Священного Писания. Католичество, по-новому осмысляя базовые богословские понятия, в итоге существенно пересматривает христианскую традицию в целом, при этом заявляя о ее адекватном развитии. Главными терминологическими новшествами католического богословия суть отождествление сущности и энергии в Боге, а также сведение ипостаси к интенциональному отношению внутри сущности.

Согласно святым Отцам, сущность есть единое общее содержание однородных вещей, их «что». Без своего общего содержания вещи не существуют. Ипостась есть единый и уникальный образ бытия общей для однородных вещей сущности, ее «как». Ничто безипостасное, ничто не обладающее определенным образом бытия, не может существовать. Сущность и ипостась суть два равночестных и несводимых друг на друга начала всякой вещи. Ипостась владеет сущностью и тем самым осуществляется на ее основе; сущность пребывает в ипостаси и тем самым осуществляется в ней и через нее. Энергия есть действие (свойство, явление), проистекающее из сущности как из своего истока и направляемая ипостасью как своим руководящим субъектом. Энергия принципиально неотделима от конкретного ипостасно-сущностного единства вещи. Как таковая она обеспечивает возможность адекватного межипостасного общения и познания. В отличие от энергии, сущность и ипостась не предназначены для того, чтобы непосредственно восприниматься кем-либо, хотя обладают полной степенью своей актуальности. Однако, актуальность сущности и ипостаси принципиально непроявляема и апофатична, тогда как актуальность энергии напротив проявляема и катафатична. Способ существования есть интенциональная энергийная актуализация ипостасно-сущностного содержания вещи в общении с другими. Совершенной воплощенностью межипостасного общения является открыто-жертвенное органическое единение любви, противоположностью которой является ненависть, как закрыто-эгоистический, конфликтный тип общения. В Боге и твари сущность, ипостась, энергия, способ существования суть реально различные и нераздельные абсолютные онтологические аспекты. [См. 6]





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 145 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.029 с)...