Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методологический аспект



Православное богословие утверждает абсолютный примат тотального мистико-опытного, молитвенного, кардиоцентричного познания верой благодаря причастию благодатным энергиям Божиим. [См. 2; 3; 8; 11] Рационально-логическое мышление выступает здесь как одна из многих, отнюдь не ведущая, способность интегрального богопознания. Само по себе оно рассматривается, как несовершенный, частичный и не спасительный инструмент не только религиозного, но и всякого познания. Признавая вместе с католическим богословием принципиальную необходимость познания сверхъестественной истины верой и доброделанием на основе Священного Писания и Предания в их взаимообосновывающем единстве, православное богословие, однако, не признает абсолютным авторитетом в вопросах вероучения и праксиса никакой земной инстанции. Непререкаемым авторитетом для православного сознания является Сама Пресвятая Троица, всегда пребывающая в Церкви Своей животворящей и всепросвещающей благодатью. Охранителем богооткровенной истины в православии является, не патриарх, не епископ, не синод и даже не вселенский собор, но весь православный народ, состоящий из иерархии и мирян.

В отличие от православного богословия, католическое богословие подчеркивает предметную и методологическую разницу между верой и разумом, утверждает абсолютный статус истин веры, а значит их иерархическое главенство над относительными истинами науки и философии. (Философия – служанка богословия). Следует отметить, что в официальном католическом богословии, разработанном Фомой Аквинским, разум понимается исключительно как дискурсивно-логическое мышление, наличие созерцающего ума не признается, вера же рассматривается как простое согласие разума с истинами Писания без аргументов и возражений. При этом признается законная автономия человеческого разума при условии, что он будет придерживаться границ своей компетенции и не будет входить в сферу компетенции веры. Для своей совершенной актуализации разум должен всецело полагаться на католическую церковь, возглавляемую римским понтификом, который является непререкаемым авторитетом в вопросах веры и морали. В учении о папе как внешне-формальном абсолютном авторитете и критерии истины проявляется методологический моносубъективизм католического богословия. [См. 15; 16; 20]

Протестантское богословие методологически исходит из абсолютного примата личной веры и Писания, тем самым отрицая какое-либо значение разума и Предания для религиозного познания. При этом вера и разум понимаются так же, как и в католическом богословии, а умное созерцание вовсе отрицается. Отрицание Предания, как объективной и адекватной традиции понимания Писания, привело протестантское богословие к произвольному мультисубъективизму в понимании Откровения, обусловило преимущественный либерально-экуменический характер современного протестантизма. В современном протестантском богословии доминирует феноменолого-герменевтический подход, в котором обращение к Писанию приобретает форму полисемантичного диалога человека с самим собой, содержание текста всецело определяется истолковывающим субъектом, тем самым избавляясь от внеисторичности, метанаративности, абсолютности, монологичности.

Таким образом, если православное богословие руководствуется традиционной благодатной созерцательно-диалектической методологией, то католическое и протестантское, отрицая возможность непосредственного умного созерцания благодати Божией, в целом используют абстрактно-объективистский, эмпирико-рационалистический подход, сводя веру к простому согласию дискурсивного разума с данными Писания. При этом католическая традиция, руководствуясь авторитетом папы, подчиняет формально-логический (трансцендентальный) разум вере, а протестантизм отрицает даже служебное значение разума, приходя к радикальному феноменолого-герменевтическому, мультисубъективному релятивизму.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 216 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...