Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Состояние отечественной историографии истории философии 26 страница



Идею дивергентности историко-философского процесса (разумеется, без употребления этого термина) развивали Гесс де Кальве9,
А.И. Галич10, И.П. Средний-Камашев11, Н.И. Надеждин12. Особенно следует отметить в этой связи К. Зедергольма, который дал развернутое определение материализма и идеализма и рассмотрел их как два основных философских направления, пронизывающих всю историю философии13. В. Андросов считал, что несмотря на разнообразие философских «систем, все они могут быть приведены к двум главным: идеалистической и материализму; все прочие суть ветви этих двух начальных, касающихся корнями первого возраста ума человеческого»14.

В XIX–XX вв. типологизация философских учений как материализма и идеализма была расширена и приняла плюралистическую форму. Как пишет Т.И. Ойзерман, Ф. Хайнеман вычленяет в европейской философии четыре главных направления, И. Бохеньский — шесть, М. Геру — столько, сколько существует философских систем, русский ученый А. Гиляров — четыре и т. п. «Мы убеждены в том, — заключает 0йзерман, — что все это учения идеалистической философии, различия между которыми не перекрывают их принципиального единства»15.

Примечание

1 См.: Ляховецкий Л., Тюхтин В. Основной вопрос философии // Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1967.

2 См.: Быховский Б. Идеализм // Философская энциклопедия. Т. 2. М., 1962. С. 207.

3 См.: Кант И. Соч. Т. 3. М., 1964. С. 380, прим.

4 См.: Шеллинг Ф.В.Й. Соч. В 2-х т. т.1. М., 1987. С. 232–233.

5 См.: Арзаканьян Ц. Г. К вопросу о становлении истории философии как науки // Вопросы философии. 1962. № 6. С. 101–102; Каменский З.А. История философии как наука. С. 10–11.

6 Веневитинов Д.В. Полн. собр. соч. М.–Л., 1934. С. 256–257.

7 Стойкович А. Система физики. С. 2.

8 См.: Начальный курс философии Г. Снелля. Казань, 1813. Ч. II. С. 131, прим.

9 См.: Гесс де Кальве. О подлинном свойстве философии и необходимости оной. Харьков, 1812. (Пер. с латыни А.А. Столярова. Вступительная статья З.А. Каменского.) // Кантовский сборник. Вып. 9. Калининград, 1984.

10 Галич А.И. История философских систем. Ч. I. С. 37 и сл.

11 Средний-Камашев И.П. О возможностях и условиях философии религии К. Зедергольма // Московский телеграф. 1829. С. 432, 435.

12 См.: Телескоп. 1836. № 3. С. 627 и сл.

13 См.: Зедергольм К. Введение в историю философии // Он же: История древней философии. Т. I. М., 1841. С. 47–57.

14 Андросов В. О начале идеализма // Московский вестник. 1829. Ч. IV. С. 99.

15 0йзерман Т.И. Главные философские направления. С. I66–I76.

5. Закономерность кумулятивности

Закономерный характер кумулятивности указывает на тот факт, что во всемирно-исторической результирующей (а отнюдь не в каждом конкретном акте) философское знание развивается по экспоненте, в направлении к качественному углублению и совершенствованию. Факт существования этой закономерности подвергался многократной и весьма авторитетной дискредитации, а экспонентный характер траектории философского развития — отрицанию, в результате чего последнее рассматривалось как пучок параллельных, независимых друг от друга и в своем своеобразии равно качественно совершенных построений. Поэтому мы и должны обратиться к историографии обсуждения этой проблемы.

Решение ее находится в прямой зависимости от того, какого понимания теории развития придерживаются спорящие стороны. Первоначально сторонники экспонентной теории придерживались идеи развития и прогресса. Одно из самых ранних в советской литературе определений гласит, что «всякий процесс развития есть восхождение от низших форм или ступеней к высшим»1 (курсив мой. — З. К.). Идентичное по существу понимание проблемы содержится в определениях, данных М. Розенталем, в коллективном труде «Диалектический материализм», А. Спиркиным, В. Кохановским, Г. Рузавиным, в книге А. Миклина и В. Подольского, в коллективном труде «Материалистическая диалектика..», в учебнике для вузов «Введение в философию»2.

Подобное отождествление развития с прогрессом подверглось со временем коррективам. Во-первых, еще в соответствии с соображениями Маркса и Энгельса, развитие представлялось не как исключительно прогрессивный процесс, а как единство прогресса и регресса. В полемике с младогегельянцами они отмечали, что «вопреки претензиям прогресса» постоянно наблюдаются случаи «регресса и кругового движения». Энгельс позже возвращался к этой мысли, но уже применительно к истории общества: «Точное представление о вселенной, о ее развитии и о развитии человечества... может быть получено только диалектическим путем, при постоянном внимании к общему взаимодействию между возникновением и исчезновением, между прогрессивными изменениями и изменениями регрессивными». В сущности, та же мысль лежит в основе его утверждений о том, что формой развития мира является «вечный круговорот», в котором состояние прогресса и регресса сменяют друг друга или же протекают в разных частях «бесконечного пространства», и в его признании существования «нисходящей ветви» «истории человечества» да и «самой Земли»3.

Во-вторых, сами понятия «развитие», «прогресс» и «регресс» многими теоретиками осмыслялись на основе новых научных направлений, например, с использованием структурно-функциональной методологии. Эта тенденция породила обширную литературу, которую представил в своем обзоре А.М. Миклин4. Типичную для подобной литературы формулировку понятия «прогресс» дают Миклин и Подольский: «В наиболее общем виде прогресс мы определяем как форму развития, связанную с повышением уровня организации и сохранением эволюционных возможностей (перспективностью) системы»5. Е.Ф. Молевич «в наиболее общей форме» определяет прогресс как процесс функционального обогащения развивающихся систем, т. е. увеличения степеней свободы их внутренней и внешних связей. В соответствии с объективными общедиалектическими критериями прогрессивного развития проявляется степень разнообразия свойств и отношений, обнаруживаемых системой при ее функционировании6. Уже из этих формулировок видно, насколько далеко ушло понимание прогресса от его отождествления с развитием, с чего начинала советская литература в 20–30-х годах.

Как же это новое понимание было применено к идее кумулятивности философии?

В общем виде проблему прогресса в познании, которое рассматривалось автором как одна из сторон исторического развития человечества, изучал академик Н.И. Конрад. Вступив в полемику со сторонниками концепции круговорота и изложив свою общеисторическую концепцию, он доказывал, что и история в целом, и познавательный процесс, в частности, носят поступательный характер. Хотя ученый не отрицает достоинства концепции круговорота и сталкивается с реальными трудностями в обосновании собственного взгляда, он все же вслед за Энгельсом приходит к выводу о том, что уже начиная с «доисторической эпохи» человечество идет по пути прогресса. История человечества характеризуется достаточно четкой направленностью, а не хаотичностью, и «в такой направленности открывается также поступательный ход исторического процесса», «разумеется, если рассматривать его в больших линиях». Отдавая себе ясный отчет в том, что прогресс этот не является прямолинейным, что он неравномерен и что история знает эпохи застоя и регресса, Конрад заключает: «Принимая во внимание все подобные оговорки, мы тем не менее, оперируя не отдельными моментами исторической жизни, а ее общим ходом, должны признать факт поступательного хода истории, факт неуклонного развития человечества» и притом «во всех аспектах его существования». В числе этих аспектов, как уже говорилось, и аспект когнитивной деятельности человечества, поскольку для Конрада несомненен «поступательный ход человечества и в его... познавательной деятельности»7.

Идея поступательного, прогрессирующего развития философии была доминирующей в советской литературе 20–30-х годов. Опираясь на взгляды Маркса, Энгельса и Ленина и подвергая содержательной интерпретации историко-философскую концепцию Гегеля, авторы этого времени — А.М. Деборин, В.Ф. Асмус, М.Б. Митин, Б.Э. Быховский, В.М. Познер, М.А. Дынник, Г.Ф. Александров и др. — настойчиво вводили в науку истории философии идею поступательности историко-философского процесса, которая и легла в основание первой попытки марксистского обобщения мировой философской мысли8. В этом издании учитывалось также единство прогресса и регресса в реальном историческом движении философии9. Эта идея стала одним из главных методологических принципов истолкования историко-философского процесса, обсуждавшихся в ходе философской дискуссии 1947 г., и именно с опорой на нее была осуществлена вторая попытка создания всемирной истории философии — уже в шести томах (1957–1965), и здесь она была сформулирована в соответствующем теоретико-методологическом разделе.

Подчеркивая неравномерность и зигзагообразность историко-философского процесса, об экспонентном характере философского развития писал Б.А. Чагин: «В целом, безусловно, происходил поступательный рост и разработка проблем и категорий познания, несмотря на отступления», причем основой этой поступательности автором признавался прогресс социально-экономический10. Законосообразность историко-философского процесса, необходимость его анализа как «поступательного движения от низшего к высшему» и «совершенствования и приращения философских знаний» — разумеется, «в процессе борьбы» философских направлений — подчеркивал М.Т. Иовчук11. Аналогичные идеи развивал М.К. Мамардашвили, интерпретируя гегелевскую историко-философскую концепцию12. Более критичную позицию по отношению к ней занимали Ю.Н. Давыдов13 и О.Д. Леонов, о целом ряде статей которого на эту тему мы уже говорили в другой связи. Указывая на специфику динамики философского знания по сравнению с характером динамики естествознания, идею прогрессирующего хода истории философии разрабатывает Т.И. Ойзерман14.

Существенное значение придает обсуждаемой проблеме Б.В. Богданов15. Как «прогресс научно-философского знания» и «восхождения объективной истины» рассматривает историю философии М.В. Яковлев. Автор подвергает критике буржуазные концепции истории философии, отмечая, что «все направления современной идеалистической философии — неотомизм, неопозитивизм, феноменология, философская антропология... отрицают прогресс философского знания в ходе развития философии»16. Отметим, наконец, что идеи поступательного развития философского знания придерживается и патриарх нашей науки истории философии А.Ф. Лосев. В интервью, данном газете «Правда», он сказал: «Современная человеческая мысль должна быть не ниже тех форм, которые были в истории, не хуже, а лучше их. Но для этого надо уметь использовать все то положительное, что было в прошлом, уметь преодолевать то, что было его отрицательными сторонами»17.

Были в отечественной литературе предприняты попытки и более детального анализа самого механизма приращения философского знания18, ведется критика западных концепций в этой области. Так, Н.Н. Трубников подвергает критике типично-позитивистское суждение М. Борна о том, что в философии нет «никакого стабильного прогресса к более глубокому познанию или пониманию сущности вещей. Наука, напротив, наполняет меня чувством устойчивого прогресса, и я убежден, что именно теоретическая физика есть подлинная философия»19.

В контексте системно-функциональной методологии рассматривает проблему прогресса философского знания Л.Е. Хоруц. Не сомневаясь в том, что философии, как и всей познавательной деятельности человека, свойственно «развитие по прогрессивной линии», автор рассматривает проблему на фоне теории прогресса общества. Видя один из его критериев в «упреждении» будущих состояний, т. е. в предвидении, автор считает критерием прогресса философии «степень развития способности упреждения будущих состояний процесса познания»20.

Следует признать, что большинству философских систем, особенно систем крупных, всемирно-исторического значения, и в самом деле свойственна эта черта — стремление предвосхитить пути дальнейшего развития философии. Но в какой мере это стремление адекватно действительному ходу философского развития, т. е. в какой мере сами философы оказываются способными к такому предвосхищению, это показывает будущее, и именно здесь отчетливо выявляется, что лишь последующие поколения осознают подлинное содержание и направление дальнейшего развития данной философской системы. Поэтому выявление прогрессивности последующей системы по сравнению с предыдущей в соответствии с критерием «упреждения» чрезвычайно сложно и стоит в зависимости от интерпретации историком философии анализируемых систем.

Следует отметить, что с некоторых пор для советской литературы стали свойственны и углубленные кумулятивистские теории. В качестве общей теории антикумулятивизма выступают различные концепции замкнутых цивилизаций, о которых у нас уже шла речь. Замкнутость цивилизаций означает замкнутость научных и философских, в частности, идей. Говоря конкретней, антикумулятивизм в области науки есть форма отрицания прогресса культуры вообще, которое было теоретически сформулировано в различных вариантах «культурно-исторического релятивизма». Критику разновидностей именно этого направления и ведут в упомянутых выше книгах С.Н. Артановский и Э.С. Маркарян, а также и другие советские авторы. С отрицанием прогресса в области культуры выступили В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, а затем и многие представители американской «культурной антропологии»21. Называя в качестве предшественников последних, кроме упомянутых авторов, также и А. Тойнби, Б. Фон-Визе, Э. Ротхакера, Н. Бердяева, П. Сорокина и считая лидером современного «культурно-исторического релятивизма» К. Леви-Стросса, Артановский подвергает критике концепции М. Мид, Сепира и Уорфа, с их лингвистической концепцией, М. Херасковица и др. Опираясь на определенное понимание общественного прогресса, автор приходит к выводу, что «единый человеческий прогресс объективно существует, это непреложное движение вперед, не исключающее возникновения своеобразных и неповторимых культурно-исторических форм»22.

Если не вдаваться в предысторию истолкования хода философского развития человечества, а не культуры вообще, то история антикумулятивизма начинается с той оценки концепции Гегеля, которая была дана Дильтеем как родоначальником современной «философии жизни» и герменевтики, имевшей и до Дильтея свою долгую историю. Однако здесь не место ни излагать историю этой более чем вековой традиции, ни подвергать ее систематической критике. Это задача специального фундаментального труда. В данной работе мы можем позволить себе лишь более чем краткое высказывание, сделанное в историографической форме.

Историко-философский антикумулятивизм является концепцией «замкнутых цивилизаций» в применении к философским системам и идеям. В соответствии с провозглашаемыми им принципами, философские системы и идеи признаются самодовлеющими, автохтонными; утверждается, что они не сообщаются и не могут сообщаться друг с другом, и потому ни о каких традиционных связях, а тем более о поступательном ходе историко-философского процесса не может быть и речи. Нелепость подобных утверждений настолько очевидна, они столь явно противоречат реальной истории философии, что от сторонников подобных взглядов потребовались огромное напряжение и изощренность, поистине достойные лучшего применения, чтобы представить эти нелепости в наукообразном виде. И тем не менее виднейшие философы западноевропейского декаданса второй половины ХIХ–ХХ вв., как те, кто последовали за Дильтеем, так и принадлежавшие к другим направлениям историко-философского антикумулятивизма, реализовывали свои недюжинные способности в этом сизифовом занятии.
К их числу относились и экзистенциалист Ясперс, и сторонник «социологии познания» Маннхейм, и деятели западноевропейской «философии истории философии» (Геру и др.), и представители «франкфуртской школы», и современные герменевтики (Гадамер и др.).

Все эти направления были подвергнуты в нашей литературе разносторонней критике, хотя в интересующем нас отношении эта критика, к сожалению, была эпизодической, необобщенной, за исключением, может быть, критики «философии истории философии» как антикумулятивистской со стороны Т.И. Ойзермана. Полагая, что «критерии истинности научные, общепринятые в положительных науках, принципиально неприложимы к философии», представители «философии истории философии» утверждают, что в истории философии «нет поступательного движения, развития, в котором новая ступень превосходит старую». В этом, по мысли автора, проявляется «нигилистическая тенденция», которая «неизбежно ведет к фактическому отрицанию истории философии как науки о поступательном развитии философских знаний». Для этих философов «история философии — абсолютно дискретный процесс, ввиду чего развитие философии принципиально невозможно», существует «лишь творческая оригинальность мыслителя, которая принципиально исключает какую-либо зависимость от учений других философов». В результате они «неизбежно приходят к отрицанию применимости принципа развития в философии»24.

Не только теоретическое, но и собственно историко-философское развернутое обоснование антикумулятивизма стремился дать К. Ясперс, который утверждал, что «философские произведения не могут рассматриваться по их объективному содержанию, а лишь выражают скрытый внутренний мир отдельных, подлинно великих мыслителей прошлого...
В истории философии, по Ясперсу, не может быть никакого прогресса, а лишь чередование явлений во времени». Как мы уже отмечали,
М.В. Яковлев утверждает, что «все направления современной идеалистической философии... отрицают прогресс научно-философского знания в ходе исторического развития философии», иллюстрируя это положение на примере неопозитивиста Г. Рейхенбаха, скептика и нигилиста В.Э. Эрхардта, сторонника философской антропологии Г. Плесснера25. Отталкиваясь от Дильтея, критикуя Гегеля и марксизм, продвигаясь иными путями, к тем же, что и экзистенциалисты, выводам приходит и патриарх «социологии познания» К. Маннхейм26. Критику герменевтически-экзистенциалистского антикумулятивизма дал С.М. Брайович27.

Антикумулятивизм присущ К. Ясперсу и по мнению Л.В. Скворцова, поскольку Ясперс полагает, что «в истории философии меняются концепции, но нет прогресса», что ее «невозможно понять как целое» и что, хотя и возможна типологизация мыслителей по характеру их мировоззрения, «получаются три большие группы мыслителей без какой-либо органической связи между ними». В результате «концепция Ясперса “атомизирует” историю философии, ликвидирует те реальные связи (социальные, национальные, идейные), которые возникли в ходе исторического движения философской мысли»28. Скворцов обнаруживает концепцию неповторимого своеобразия, внутренней самодостаточности философского мышления и, следовательно, антикумулятивизма у ряда французских историков философии конца XIX — начала XX вв. Отчасти эта тенденция, по мнению автора, присуща и Дильтею, поскольку «в отличие от Гегеля Дильтей считает, что дух не заключает внутри себя логической последовательности», и «лишает историю философии как науку ее объективной основы»29.

В.У. Бабушкин отчетливо показывает, как отрицание научного статуса философии приводит Ясперса «к абсолютизации значения актов индивидуального философствования»30, а следовательно, и к отрицанию кумулятивности историко-философского процесса.

Антикумулятивистские взгляды проникают и в советскую марксистскую литературу. Они возникают как протест против крайностей не совсем адекватно интерпретированной концепции истории философии Гегеля, а именно против его мысли о том, что история философии есть закономерное, необходимое движение категорий, в котором всякая последующая есть обогащение предыдущей, вбирающей в себя положительное содержание предшествующей так, что всемирно-исторический ход не оставляет за собой никаких пустот и «белых пятен» и ведет в конце концов к его собственной системе. Подобная интерпретация Гегеля неадекватна в том смысле, что такое изображение историко-философского процесса и не претендует на то, чтобы представить его во всем его эмпирическом богатстве, в эмпирической полноте. Такое изображение заведомо, намеренно представляет историко-философский процесс в обобщенном и логически «очищенном» виде, когда все исторически случайное оказывается отсеянным. Однако в таком подходе не только нет ничего «предосудительного» с методологической точки зрения, здесь не только полностью отсутствует стремление к извращению описываемого процесса, но это есть гениальный способ историко-философского исследования, представление о котором ранее не возникало.

Применительно к истории философии идея развития как поступательности оспоривается многими учеными, предлагающими другие схемы и модели осознания хода историко-философского процесса. Так, на конференции по теоретико-методологическим проблемам истории философии (Москва, 1986) были предложены схемы, согласно которым последовательность философских систем не отражает поступательного хода философской мысли, поскольку эти системы имеют самодовлеющее значение, не устаревают и не обновляются. Утверждается, что философская мысль развивается не по кумулятивной модели науки, а по некумулятивной модели искусства. В тезисах к этой конференции М.С. Глазман утверждает, что «философия должна исследоваться прежде всего как явление культуры, культурологически, а не как процесс развития специфического научного знания», что в философских текстах «следует выявлять... их несводимость к абстрактно-всеобщим определениям, более того, невозможность «снятия» в иных философских воззрениях», и потому их следует осознавать и воспроизводить в их «уникальности и неповторимости, т. е. имеющими самостоятельный смысл в современной культуре». Отношения между философскими системами в их историческом развитии следует рассматривать «не по принципу иерархии, а по принципу спора равноправных субъектов». И если Глазман все же допускал правомерность кумулятивного рассмотрения истории философских систем, то другие участники дискуссии, как, например, Т.Б. Длугач, отрицали возможность такого подхода31.

Существует и другая, субъективистская, разновидность антикумулятивизма, опирающаяся на антисциентизм в пропедевтике философии. «Что такое философия? — спрашивает А. Гулыга. — Ныне многие согласны с тем, что это не наука. Наука бурно развивается, чего не скажешь о философии... можно усомниться в увеличении потенциала общечеловеческой мудрости. Был ли Эйнштейн умнее Ньютона? Кант — Платона? Некоторые авторы считают, что вся философия после Платона — лишь комментарий к его трудам»32.

Странная, нелепая постановка вопроса! Разве прогресс философии состоит в том, что последующие философы становятся «умнее» предыдущих? Это действительно неустановимо или установимо чисто субъективистски. Но что несомненно, так это то, что с появлением Платона стало «умнее» человечество. Был ли Аристотель умнее своего учителя? Мы предоставим решать эту задачу антикумулятивистам, полагающим, что «потенциал человеческой мудрости» не увеличился с появлением Платона, но, то что с появлением Аристотеля человечество стало еще «умнее», чем было до сих пор, — несомненно. Проанализировав то, что сделал Аристотель, мы можем сказать весьма точно, насколько стало оно «умнее» в силлогистике, в категорологии, в теории мимезиса и в других областях, в которых Аристотель, пройдя школу Академии, пошел дальше своего учителя. Так, например, имея в виду центральный пункт философии Платона, Гегель пишет: «Хотя идея у Платона существенно конкретна и определена внутри себя, Аристотель все же идет дальше. А именно...» — и показывает, в чем состоит это дальнейшее кумулятивное движение33. Если понимать движение философии таким образом, то мы, разумеется, отважимся ответить на риторический вопрос А. Гулыги положительно, хотя своим восклицанием он подразумевает, что всякий мало-мальски образованный человек ответит на него отрицательно. Да, Кант, конечно же, «умнее» Платона в том смысле, что он владеет не только всем тем, что дал ему Платон, но и тем, что дали ему все великие умы послеплатоновских веков. Вряд ли авторитет Хайдеггера, который, по-видимому, подразумевается под «некоторыми авторами» и который «сморозил» изрядную глупость своим замечанием о Платоне, собьет нас с пути истины благодаря риторике Гулыги.

Примечания

1 Деборин А.М. Гегель и диалектический материализм // Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 1. М., 1930. С. ХСV.

2 См.: Розенталь М. Марксистский диалектический метод. М., 1951. С. 123; Диалектический материализм. М., 1953. С. 133; Спиркин А. Курс марксистской философии. М., 1966. С. 123; Кохановский В.П. Историзм как принцип диалектической логики. Ростов-на-Дону, 1978. С. 93; Рузавин Г.И. О соотношении категорий «движение», «развитие» и «прогресс» // Философские науки. 1980. № 1. С. 58; Миклин А.М., Подольский В.А. Категория развития в марксистской диалектике. М., 1980; Материалистическая диалектика как общая теория развития. Ч. I. М., 1982; Введение в философию. Ч. II. М., 1990. С. 171, 172, 174.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 91; т. 20. С. 22, 362–363; т. 21. С. 276.

4 См.: Миклин А.М. Проблема развития в современной марксистской философии (обзор советской литературы) // Вопросы философии. 1980. № 1.

5 Миклин А.М., Подольский В.А. Указ. соч. С. 146.

6 См.: Молевич Е.Ф. Прогресс и регресс в процессе развития // Материалистическая диалектика как общая теория развития. Философские основы теории развития. М., 1982. С. 204.

7 См.: Конрад Н.И. Восток и Запад. С. 477, 478, 491, 489, 503–504, 505, 502.

8 Имеются в виду три тома «Истории философии» (1940–1943).

9 Говоря о теоретико-методологических основах третьего тома этого издания, рецензент писал, что в нем история философии рассматривается «как процесс углубления познания действительности человечеством» и вместе с тем учитывается, что «история философии, как и сама история, не есть арена непрерывного прогресса; и та и другая знает периоды застоя, разложения, вновь сменяемых прогрессом» (Каменский З.А. История философии. Т. III // Под знаменем марксизма. 1943. № 3. С. 87).

10 Чагин Б.А. К вопросу об истории философии как истории познания // Проблемы развития в природе и обществе. Л., 1958. С. 271–272.

11 Иовчук М.Т. История философии как наука. С. 25.

12 Мамардашвили М.К. Некоторые вопросы исследования истории философии как истории познания // Вопросы философии. 1959. № 12.

13 Давыдов Ю.Н. Исторический метод в «Истории философии» Гегеля // Вестник истории мировой культуры. I960. № 3.

14 Имеются в виду следующие статьи и монографии ученого: Проблемы историко-философской науки. М., 1969 (с. 142 и др.); Марксизм и современная буржуазная «философия истории философии» // Ленинизм и современные проблемы историко-философской науки. М., 1970 (с. 45 и др.); Некоторые методологические проблемы истории философии // Методологические проблемы истории философии и общественной мысли. М., 1977 (с. 149 и сл.); История философии — развитие философских знаний // Ойзерман Т.И. Диалектический материализм и история философии. М., 1979 (с. 32); Развитие философии как философская проблема // Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса.

15 См.: Богданов Б.В. Ленинские принципы анализа истории философии. М.,
1970. С. 72–79; Он же. Характерные черты ленинского метода исследования истории философии // Ленинизм, история философии и современность. София, 1972. С. 117.

16 Яковлев М.В. Основные принципы марксистско-ленинской концепции истории философии // История философии и марксизм. С. 25, 20, 22.

17 Правда. 1985, 17 янв.

18 См., например: Бляхер Е.Д., Волынская Л.М. К вопросу о механизме приращения философских знаний // Философские науки. 1974. № 5; Славин А.В. Проблема возникновения нового знания. М., 1976.

19 Трубников Н.Н. О соотношении материалистической диалектики и специально-научного знания // Проблемы материалистической диалектики как теории познания. М., 1979. С. 14. Автор цитирует книгу М. Борна «Эйнштейновская теория относительности» (М., 1972. С. 17).

20 Хоруц Л.Е. К вопросу о критериях прогресса философии // Марксистско-ленинская философия и современный общественный прогресс. М., 1969. С. 46, 40.

21 См. об этом: Артановский С.Н. Цит. соч. С. 51.

22 Там же. С. 69.

23 Ойзерман Т.И. Марксизм и современная буржуазная «философия истории философии». С. 54, 52, 50.

24 Ойзерман Т.Н. Некоторые методологические проблемы истории философии. С. 153.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 148 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...