Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

На земле ведь чужеземцы все мы



Умерщвляйтесь паром и ножами, Устрашайтесь словом патриота, Жертвуйте за эту землю жизнью! Милая не поспешит за вами. Страны обращаются в болота, Ступишь шаг — вода фонтаном брызнет. Пусть столиц заносятся химеры. Ниневии каменной угрозы, В суете не утопить унынья... Не судьба — всегда стоять твердыне, Меру знать становится не в меру, В нашей власти только разве слезы. Терпеливы горы и долины И дивятся нашему смятенью. Всюду топя, чуть пройдем мы мимо. Слово «мой» ни с чем не совместимо Все в долгах мы и во всем повинны. Наше дело — долга погашенье. Мать залог того, что будем сиры. Дом — встшанья верная эмблема. Знак любви неравный знак повсюду. Даже сердца судороги — ссуды! На земле ведь чужеземцы все мы, Смертно все, что прикрепляет к миру. Пер. Б. Пастернака

Франц Верфель (1890—1945)— представитель пражской школы немецких поэтов. Родился в Праге в семье коммерсанта, учился в

Модернизм в немецкоязычной литературе

Праге, Лейпциге, Гамбурге, участник первой мировой войны. В юно- сти испытал сильное религиозное увлечение, что нашло отражение и в творчестве. Как свободный художник начинает свой творческий путь в Берлине и Вене. В австрийской столице познакомился со многими музыкантами, что способствовало углублению его познаний в этой области и нашло отражение в раде его произведений и, в частности, в романе о Верди. Экспрессионистические упражнения Верфеля свя- зывают его с деятельностью В. Газенклевера и К. Пинтуса, вместе с которыми он выпускает альманах «Derjungste Tag». Экспрессионист- ский этап творчества Верфеля нашел отражение в сборниках «Welt- freund» (1911), «Wirsind» (1913), «Einander» (1915). Герой лирических произведений Верфеля стремится к преодолению все разъединяюще- го отчуждения, но стремления эти тщетны (стихотворения «Читате- лю», «На земле ведь чужеземцы все мы»). Характеризуя поэзию Вер- феля, К. Эдшмид писал: «Франц Верфель, самый выдающийся. Его музыка громоподобна: любовь. Жесты его стиха непосредственны и величественны». Признанием творчества Верфеля стало и присужде- ние ему премии Грильпарцера в 1925 году. С приходом к власти наци- стов Верфель вынужден эмигрировать сначала во Фрнацию, а затем в США, где он и закончил свой жизненный путь.

В мире литературы Франц Верфель известен не только как по- эт, но и автор новелл, романов, драматических произведений. В России произведения Ф. Верфеля переводили О. Мандельштам, Б. Пастернак, В. Нейштадт, Г. Ратгауз и др.

КАЗИМИР ЭДШМИД

Из работы «Экспрессионизм в поэзии»

* *

Gt;

У экспрессионизма было много предшественников во всем ми- ре во все времена соответственно тому великому и всеобъемлюще- му, что лежит в его основе.

* * *

Появились художники нового движения. Они не были уже воз- будителями легкого волнения. Они не были уже носителями голого факта. Мгновение, секунда импрессионистского творения была для них лишь пустым зерном в мельнице времени. Они не были больше рабами идей, бед и личных трагедий в духе буржуазного и капита- листического мышления.

Они не глядели. Они взирали.

Поэзия немецкого экспрессионизма

Они не были фотографами. Они имели свое лицо.

Вместо вспышки они создали продолжительное волнение. Вме- сто момента — действие во времени. Они не показывали блестяще- го циркового представления. Они хотели длящегося события.

Факты имеют значение лишь настолько, чтобы дать художнику возможность сквозь них достичь того, что сокрыто за ними.

* *

*

Великое трансформирующее вселенское чувство было направле- но прежде всего против молекулярного дробленного мира импресси- онистов. Земля, бытие предстали как величественное видение, вклю- чавшее в себя людей с их чувствами. Они должны были быть осозна- ны в своей первозданной сути. Великая музыка поэта— его герои. Они величественны у него только тогда, когда величественно их ок- ружение. Они не героического формата — это привело бы лишь к де- коративности, — нет они величественны в том смысле, что их бытие, их переживания — часть великого бытия неба и земли, что их сердце, родственное всему происходящему, бьется в едином ритме с миром. Для этого были необходимы по-настоящему новые художественные формы. Должна была быть создана новая система мира...

* *

*

Все пространство художника-экспрессиониста становится ви- дением. У него не взгляд — у него взор. Он не описывает — он сопереживает. Он не отражает — он изображает. Он не берет — он ищет. И вот нет больше цепи фактов: фабрик, домов, болезней, проституток, крика и голода. Есть только видение этого, ланд- шафт искуства, проникновение в глубину, первозданность и ду- ховную красоту...

Все становится связанным с вечностью.

Пер. В. Вебера Эдшмид К. Экспрессионизм в поэзии // Называть вещи своими именами:

Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века.-М., 1986.

В. КАНДИНСКИЙ

Из работы «О духовном в искусстве»

Наша душа, только еще начинающая пробуждаться после дол- гого материалистического периода, скрывает в себе зачатки отчая- ния, неверия, бесцельности и беспричинности. Не прошел еще кош-

Модернизм в немецкоязычной литературе

мар материалистических воззрений, сделавших из жизни вселенной злую бесцельную шутку. Пробуждающаяся душа еще почти всецело под впечатлением этого кошмара. Только слабый свет брезжит. Как крошечная точка в огромной черноте. Этот слабый свет — только предчувствие. Отдаться которому нет яркой смелости: быть может, как раз этот свет — сон, а чернота — действительность? Это сомне- ние и угнетающие страдания от материалистической философии глу- • боко отграничивают нашу душу от души «примитива». Надтреснута наша душа и, если кому удастся ее коснуться, она звучит, как цен- ная, в глубинах земли вновь обретенная давшая трещину ваза. От этого тяготение к примитиву в сейчас нами переживаемой и в до- статочной мере подражательной форме не может быть длительно.

Эти два вида сходства нового искусства с формами прошлых периодов диаметрально противоположны, что видно с первого взгляда. Первый вид — внешнего характера и потому не имеет бу- дущего. Второй вид — внутреннего характера и потому в нем скры- вается зачаток будущего. После периода материалистического ис- кушения, которое по видимости поработило душу и которое все же она стряхнула с себя, как искушение лукавого, душа возрожда- ется, утонченная борьбой и страданием. Художника станут все мень- ше привлекать более грубые чувства — страх, радость, печаль, и т. п. — способные стать содержанием искусства и в этот период искушения. Художник будет искать пробудить более тонкие чувст- ва, которым сейчас нет названия. Сам он живет более сложной, сравнительно более утонченной жизнью, и выросшее из него со- здание непременно вызовет в зрителе, к тому способном, более тонкие эмоции, для которых не найти слов на нашем языке.

Но редко способен зритель наших дней к таким вибрациям ду- шевным. В художественном создании он ищет либо чистого подра- жания натуре. Которое может служить практическим целям (в обы- денном смысле портрет и т. п.), либо известным образом интерпре- тированного, но все же подражания натуре, импрессионистской живописи, или, наконец, спрятанных в формах природы душев- ных состояний (что мы называем «настроение»). Все эти формы, если они действительно художественны, исполняют свое предназ- начение и служат <...> духовной пищей. <...> Во всяком случае, подобные произведения удерживают душу от огрубления. Они удер- живают ее на известной высоте, как камертон струны инструмента. Все же утончение и распространение этого звука во времени и про- странстве будет односторонним и не исчерпывает всех возможно- стей воздействия искусства.

Корни другого искусства, способного к дальнейшим образова- ниям, лежат тоже в ему современной духовной эпохе. Но это дру- гое искусство в то же время есть не только эхо этой эпохи и ее

Поэзия немецкого экспрессионизма

зеркало, но оно носит в себе будящую пророческую силу (выделено В. К.), изливающуюся в дали и в глубине.

Кандинский В. О духовном в искусстве (живопись). —

л., то. - с. 9-и.

Возникла повелительная необходимость найти «новые формы». И нынче эти «новые» формы есть только отскобленные от толстого слоя слишком материальной материи те же «вечные»... «чистые» формы искусства, его чистый язык. Постепенно и все же как бы в один миг, искусства стали обращаться не к случайным в искусстве и по существу ему, быть может, и чуждым элементам выражения, а к тем его средствам, без которых мы данное искусство не знали, представить себе не можем и признаем за его вечный язык; в лите- ратуре— слово, в музыке— звук, в скульптуре — объем, в архи- тектуре — линия, в живописи — краска.

И вынужденные обратиться к ограничительным моментам пер- воэлементов, мы находим в этом вынужденном ограничении новые возможности, новые богатства (выделено мною. — Л. Д.).

Там же. — С. 17.

Обращая внимание на то, что современное искусство стремит- ся к максимальному использованию возможностей именно ему при- сущего языка, В.Кандинский как один из идеологов экспрессио- нистской эстетики и активный участник группы «Синий всадник», подчеркивает одну из важных сторон нового искусства — его тяго- тение к синтезу. «... никогда в последние времена, — замечает в главе «Пирамида» автор работы «О духовном в искусстве», — искусства, как таковые, не стояли друг к другу ближе, чем в этот последний час духовного поворота.

Во всем... видятся ростки стремления к анатуральному, абст- рактному, к внутренней природе (выделено В. К.). Сознательно или бессознательно, искусства подчиняются словам Сократа «познай самого себя». Сознательно или бессознательно, обращаются посте- пенно художники всех искусств преимущественно к своему мате- риалу и исследуют, испытывают его, взвешивают на духовных ве- сах внутреннюю ценность тех элементов, силой которых призвано творить их искусство.

И из этого стремления само собой вытекает естественное по- следствие — сравнение (выделено В. К.) собственных элементов с элементами другого искусства.

...Это сравнение средств различных искусств и это учение од- ного искусства у другого только тогда и в том случае может быть полно успеха и победы, если это учение не внешне, но принципи- ально. То есть одно искусство у другого должно учиться тому, как оно —употребляет свои средства, оно должно учиться тому, чтобы

15'

Модернизм в немецкоязычной литературе

принципиально однородно употреблять свое собственное (выделе- но В. К.), то есть в том принципе, который ему одному только свойственен. <...>

Такое углубление в себя отграничивает одно искусство от другого. Такое сравнение соединяет одно искусство с другим во внутреннем (выделено В. К.) стремлении. Так становится очевидным, что каждое искусство располагает своими силами, заменить которые другими дру- гого искусства невозможно. Так в конце концов мы приходим к сли- янию этих специфических сил различных искусств. Из этого слияния со временем возникает искусство, которое уже нынче мы предчувст- вуем, истинное монументальное (выделено В. К.) искусство.

Там же. — С. 19—20.

Работа В.Кандинского «О духовном в искусстве» завершается гла- вой «Творение и художник», в которой сформулированы требова- ния, предъявляемые к искусству и художнику. Принимая как посту- лат мысль о мистичности возникновения <творения>, Кандинский тем не менее не склонен расценивать процесс творения произведе- ния как акт бесцельного создания вещей (независимо от того, в ка- ком из видов искусств эта вещь создается). По его глубокому убежде- нию, «искусство... есть сила и власть, полная целей, и должно слу- жить развитию и утончению человеческой души... Оно есть язык, которым говорят в только ему одному доступной и свойственной фор- ме душе о вещах, которые для души — хлеб насущный и который она только и может получить в этом вице (выделено В. К.).

Когда искусство отказывается от этой задачи, то пустота оста- ется незаполненной. Так как нет другой власти и силы в мире, которые бы могли заменить искусство».

Там же. — С. 63.

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

Тема: Притчи Ф. Кафки: Модель мира и человека1. Вопросы для обсуждения:

' Определение жанра произведении Ф. Кафки, относимых исследовате- лями к «малой прозе», является предметом специальных изысканий. Иссле- дователями отмечается жанровая неоднородность «малой прозы», которая дает основания для широкого спектра определений: новелла (И.О. Дзенс), рассказ (Д.В. Затонский), притчи. Но, как правило, произведения «малой прозы», отличающиеся особой организацией повествования, объемом, ис- следователями творчества Ф. Кафки выделяются особо и относятся к жанру «притчи».

Поэзия немецкого экспрессионизма

1. Прочтите предложенные тексты и попробуйте определить вре- мя их создания. Свой ответ аргументируйте.

2. Опираясь на предложенные для анализа произведения, по- строите модель мира Ф. Кафки (восстановите пространство, топо- графию, время, состояние мира, отношение мира к человеку, вза- имодействие мира и человека, назовите ключевые образы, при- сутствующие в текстах, расшифруйте их семантику).

3. Какие настроения и состояния зафиксированы в тексте? Ка- кими приемами автор передает эти состояния?

4. Какое место в рассматриваемом художественном пространстве занимает человек? Каковы взаимоотношения его с миром? Как осоз- нается самим автором его бытие и место в мире? Найдите в тексте образы, определяющие характер отношений мира и субъекта.

5. Реконструируйте концепцию человека в притчах Ф. Кафки. Подумайте, что принципиально нового во взглядах Кафки на че- ловека? Какими средствами пользуется писатель, предлагая нам свою трактовку человека? Можно ли говорить о характере в прит- чах Кафки? Свой ответ аргументируйте.

6. Каким образом выражается авторская позиция в приведен- ных произведениях? Вспомните приемы передачи авторского «я» в художественном тексте.

7. Опираясь на сделанные наблюдения, сформулируйте жанро- вообразующие признаки «малой прозы» Ф. Кафки. Аргументируйте принадлежность приведенных текстов к жанру притчи. В чем отли- чие притчи Кафки от классических образцов жанра?'

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Россия и русская литература в восприятии Ф. Кафки (по ма- териалам «Дневников»).

2. Ф. Кафка в размышлениях о творчестве и современной ему литературе (на материале «Дневников», «Писем к Милене», «Раз- говоров с Яноухом»).

Существуют различные определения притчи как жанра. В «Библей- ской энциклопедии» притча определяется как наставление, которое «Гос- подь Иисус Христос предлагал Своим ученикам и народу в поучение и назидание». Особо подчеркивается функция притчи — овладеть внимани- ем и приучить к размышлению. В «Литературном энциклопедическом сло- варе» автор статьи о притче С. Аверинцев относит ее к дидактико-аллего- рическим жанрам литературы, близким к басне. Но в отличие от басни по мнению С. Аверинцева, притча «возникает в некотором контексте», г потому и характеризует «отсутствие развитого сюжетного движения», «сим- волическая наполненность», «тяготение к глубинной «премудрости» ре лигиозного или моралистического порядка».

Модернизм в немецкоязычной читературс

3. Рецепция Ф Кафки в России история публикаций и изуче- ния.

4. В «Библейской энциклопедии» (т 2, М, 1991) и «Литератур- ном энциклопедическом словаре» (М, 1987) посмотрите словар- ные статьи «Притчи Христовы» и «Притча». Прочтите к занятию в Библии притчи о сеятеле, о талантах, о блудном сыне

Тема: Поэзия экспрессионизма' концепция мира и человека Осо- бенности поэтического языка

Задачу, которую мы ставим, заключается в том, чтобы дать по возможности достаточно полное представление о богатстве и мно- гомерности художественного мира экспрессионистской поэзии. На выявление общих черт этой модели и выделение индивидуальных особенностей каждого из мастеров (без этого разговор об экспрес- сионизме невозможен, так как подчеркнутый субъективизм худо- жественного мышления поэтов-экспрессионистов является отли- чительной чертой именно этого направления) и нацелена система предлагаемых вопросов и заданий

Вопросы для обсуждения

1. Прочтите предложенные стихотворения и попробуйте отве- тить на вопрос, какие чувства вызывают у вас эти произведения?

2. Найдите в предложенных текстах образы, способствующие созданию именно таких настроений

3. Попробуйте, опираясь на текст, воспроизвести ландшафт, пространство, на котором разворачивается история лирического героя. Обратите внимание на пейзаж, организацию пространства, цветовую и звуковую его заполненность.

4. Каким предстает лирический герой в приведенных произве- дениях? Как раскрывается история его души, что представляет со- бой мир героя, в каких отношениях он находится с миром и с самим собой?

5. Подумайте, насколько справедливо заявление, что «экспрес- сионизм существовал всегда». Докажите свою точку зрения.

6. Можно ли признать справедливым, что экспрессионизм но- вое искусство? В чем Вы видите истоки и причины экспрессиони- стской поэзии?

7. Что объединяет поэзию экспрессионистов с творчеством Ф. Кафки?

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовьте сообщения «Поэзия Эльзы Ласкер-Шюлер», «Су- мерки человечества» — портрет экспрессионизма» Для работы ис-

Поэзия немецкою экспрессионизма

пользуйте сборник. Сумерки человечества: Лирика немецкого экс- прессионизма — М, 1990

2. Сделайте сравнительный анализ оригиналов и переводов про- изведений Г. Тракля, Ф. Верфеля по сборнику: Золотое сечение Австрийская поэзия XIX—XX веков в русских переводах. — М,

1988.

3. Экспрессионизм в живописи и поэзии (Кокошка, Кандин- ский и др.).

4. В приведенном выше письме Р М.Рильке содержится оценка стихотворения Г. Тракля «Себастьян в грезах». У Рильке есть стихо- творение с аналогичным сюжетом. Проведите сравнительный ана- лиз поэтического осмысления данного сюжета поэтами-современ- никами.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 765 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...