Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мой голубой рояль



Стоит в моем доме рояль голубой, Да нот я понять не сумела.

Он спрятан в подвал, во мрак неживой, С тех пор как земля огрубела. Звездные руки бренчат вразнобой. (В ладье полнолунница пела!) Под звяканье пляшут крысы гурьбой.

Разбиты клавиши, сорван строй. Голубое оплачу тело.

О, ангел меня уведет за собой (Я ль горького хлеба не ела?), В небесные двери я вниду живой — И тут я запреты презрела.

Пер. А. Парина

Эльза Ласкер-Шюлер (1869—1945) — «сама воплощенная поэзия», гак определил суть дарования этой удивительной поэтессы ее совре- менник К. Эдшмид. Внучка раввина и дочь архитектора, Эльза Лас-

218

Поэзия немецкого экспрессионизма

кер-Шюлер прожила жизнь, полную лишений и скитаний. Она сто- яла у истоков экспрессионизма и на протяжении всего творческого пути сохранила ему верность. Ласкер-Шюлер сотрудничала с ведущи- ми экспрессионистическими журналами «Action» и «Sturm», была зна- кома с поэтами и художниками, стоявшими на позициях авангард- ного искусства: Хилле, Краусом, Верфелем, Траклем, Фр. Марком.

Признанный лидер экспрессионистической поэзии, она отли- чалась подчеркнуто индивидуальным видением и ощущением ми- ра. Для ее поэзии характерна эмоциональная напряженность, стра- стность, сочетание экзотики и фантастики, тоска по утраченной гармонии и отчаяние от царящего вокруг хаоса и'безумия. Стихо- творения Эльзы Ласкер-Шюлер — это крик души. осознавшей раз- рыв вековых связей с миром, космосом, родиной, родными людь- ми (стихотворения «Конец света», «Молитва», «День Поминове- ния» и др.). Особое место в творчестве Ласкер-Шюлер занимает цикл «Еврейские баллады». Это — свидетельство поисков поэтес- сой путей, которые бы привели к восстановлению разорванных некогда родовых связей, опыт поэтического осмысления трагиче- ской истории еврейского народа, частицей которого Эльза Лас- кер-Шюлер всегда себя ощущала и возвращение на родину кото- рого было столь трагически горьким.

В годы фашизма творчество поэтессы было объявлено вне зако- на, и обладательница одной из престижных премий (Kleist-Preis, 1932) была вынуждена покинуть Германию. Дороги скитаний про- легли по странам Европы, а ее жизненный путь был завершен на родине предков в Палестине, где она умерла в нищете и безвест- ности. Но настоящая поэзия, а поэзия Ласкер-Шюлер именно та- кова, бессмертна. Сборники ее стихотворений «Hebraische Ballad- en» (1913) и «Mein blaues Klavier» (1943) и сегодня входят в золо- тую кладовую мировой поэзии.

ГОТФРИД БЕНН

Родильный дом

Зачатьем заново распята — На ржавый гвоздь, — Лежит, разъята, Колени врозь.

В позиции, безвольно щедрой, — Как бы кричит:

— Кончай, кончай! — Раскрыты недра И глубь урчит.

219

Модернизм в немецкоязычной литературе

Все тело мечется и ропщет, Меча мечты:

Будь после нас потоп, — а тем, кто стопчет, — Будь ты, будь ты...

Палата в веселящем газе, Кровокромешная, бела:

Деторожденье, мразь от мрази, И смерть, как доктор у стола.

Пер. В. Топорова

Критская чаша

Губы алого вина, Банда роз на синей глине, Месяц ясный из Микен, Спет, лишенный воплощенья, Жажда, жажда.

Выветрилось. Крик рожденья — Без усилья. В рыхлом свете Звери, скалы, рой бессмыслиц, Горсть фиалок, голый череп Расцветают.

Против разума волной Жар глубоких вакханалий, Против выспренних каналий, Против правды головной!

Мозг, рассыпься! Мозг, развейся! Переливчатое тело Перельется пусть назад. Там на пир скликает Леда, Там паденье, там победа, Жизнь, зачатье и закат!

Пер. В.Топорова

ИЗ КНИГИ «ПОЗДНЕЕ «Я» (Из лирики двадцатых — пятидесятых)

Ахерон

Ты снилась мне. Ты шла в толпе теней, Ведомая невидимою нитью В круговороте бликов и огней И шествия не мог остановить я.

Поэзия немецкого экспрессионизма

Усопших привлекала пустота, Прельщая наркотическими снами;

Шли мальчики с закрытыми глазами И пятнами распада возле рта.

Ты двух детей вела — кто их отец? У нас с тобой такого не бывало. Ты шла и шла, покуда не пропала, Кто все, кто рядом, как любой мертвец.

Но ты — царица греческого хора — Со смертью, а не с жизнью наравне, Шла в караване скорби и позора И — сон таков! — страдала в этом сне. Пер. В. Топорова

Стихи

Что значит писчая бумага? Огонь? Отчаянье? Расчет? Зачем стихи? Откуда тяга? Куда печаль тебя влечет?

На что ты заришься? Зарыться В страданье всех — и жить внутри? Здесь взял крупицу, там крупицу — Еще крупицу подбери.

Увы, не все тебе подвластно. Свое добро оберегай И огораживай всечасно— И недоверье прогоняй.

Ищи не славы, а занятья, Чужие боли переплавь И в равнодушные объятья Жизнь, как жемчужину, оправь.

Пер. В. Топорова

Последняя весна

Стань братом распускающихся роз И женихом стеснительной сирени И кровь свою — без жалоб и без слез Включи в природы кровообращенье.

.luJL^ii.iuM н немецкоязычно!! литературе

Все потерялось. Медленные дни. Не ('платы!)'." „----

-..--^.win-iotC ДНИ.

Не спрашивай, конец или начало. Живи, как все, что рядом расцветало, И, может, до июня дотяни.

Пер. В. Топорова

Готфрид Бенн (1886—1956)— видный немецкий поэт, сохра- нивший черты экспрессионистической поэтики на протяжении все- го творчества. Сын священника, изучал германистику в Марбурге, а затем медицину в Берлине. Врач-венеролог. В годы первой и вто- рой мировых войн был военным врачом, и впечатления от них нашли отражение в его произведениях. Вышедший в 1912 году сбор- ник стихотворений «Морг» был подобен разорвавшейся бомбе, по- эта называли «певцом трупов и кишок» (стихотворение «Раковый барак»). Поэтизация безобразного особенно характерна для ранне- го периода творчества Бенна и является художественным приемом, убедительно доказывающим алогизм и жестокость современного мира. Отрицая любые формы общественного утройства, любые фор- мы государственности, Бенн тем не менее приветствовал приход нацистов к власти. Нацисты же объявили творчество Бенна вне за- кона. В послевоенной Германии Готфрид Бенн — признанный мэтр. Послевоенное его творчество отразило и отчаяние «поколения вер- нувшихся», и трагизм мироощущения человека XX века, имевше- го возможность много раз убедиться в безграничности человече- ского безумия. Отсюда усиление нигилистических и экзистенциа- листских начал в поэзии Бенна. В то же время следует отметить, что стихотворения позднего Г. Бенна отмечены разнообразной эмоци- ональной палитрой, отличаются интеллектуальной усложненно- стью и ритмическим артистизмом.

Бенн — лауреат нескольких литературных премий, автор эссе, новелл.

ФРАНЦ ВЕРФЕЛЬ

Читателю

Тебе родным быть, человек, моя мечта! Кто б ни был ты — младенец, негр иль акробат, Служанки ль песнь, на звезды ли плота Глядящий сплавщик, летчик иль солдат.

Играл ли в детстве ты ружьем с зеленой Тесьмой и пробкой? Портился ль курок? Когда в воспоминанья погруженный, Пою я, плачь, как я, не будь жесток!

Поэзия немецкого экспрессионизм.)

Я судьбы всех познал. Я сознаю.

тт

Что чувствуют артистки на эстраде, И бонны, въехав в чуждую семью, И дебютанты, на суфлера глядя.

Жил я в лесу, в конторщиках служил, На полустанке продавал билеты, Топил котлы, чернорабочим был И горсть отбросов получал за это.

Я — твой, я — всех, воистину мы братья! Так не сопротивляйся ж мне назло! О, если б раз случиться так могло, Что мы друг другу б бросились в объятья! Пер. Б. Пастернака





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 916 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...