Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Психоаналитическая теория австрийского врача и психолога 3игмунда Фрейда (l856-1939) заимствовала от предшественников недоверие к сознанию, стремление заменить все объективные социально-экономические категории субъективно-психологическими или биологическими. Новым в ней было объяснение интуитивного, подсознательного с точки зрения сексуальной жизни человека. Научную деятельность Фрейда приравнивали к открытиям Коперника и Дарвина. Его называли первооткрывателем подлинной структуры человеческой психики, а фрейдизм определяли как универсальную «философию жизни».
Деятельность Фрейда проходила в условиях, когда психологический подход к решению проблем общественной жизни имел большое распространение. Главное содержание «бессознательного» Фрейд видел в сексуальных влечениях и инстинкте самосохранения. Выдвигая в качестве первичного принципа, влияющего на формирование человеческой психики, принцип удовольствия, Фрейд видел в процессе развития и социологизации человека влияние ограничивающей удовольствия реальности. Суровая реальность обособляет от мыслительной деятельности фантазирование, которое подчиняется исключительно принципу удовольствия. На основе этих представлений о психике человека Фрейд строил свою теорию художественного творчества и восприятия искусства. Художественное творчество объяснялось им как выражение эмоциональных состояний, чаще всего связанных с детскими сексуальными влечениями (эдипов комплекс).
Искусство для Фрейда - это мир иллюзий, область фантастической жизни, близкая к сновидениям. Источник иллюзий - «трудно осуществимые желания». внутренний мир неудовлетворенного человека. Этим принижались познавательные возможности искусства. Фрейд видел в поведении человека лишь разрешение внутренних конфликтов, а не освоение им внешнего мира. Искусство в этом случае представлялось и как некое успокаивающее средство для художника и читателя-зрителя, и как особый способ упорядочения, рационализацию) влечений, их эстетизации.
Создание мифологических образов, по Фрейду, совершенно аналогично сновидению. Миф - это коллективный сон народа. Образы мифа в его представлении - это символы вытесненных в бессознательное явлений, где особое место принадлежит переживаниям и вытеснению эдипова комплекса.
С психоаналитической точки зрения Фрейд анализирует ряд художественных произведений литературы и искусства. В широко известной статье «Леонардо да Винчи». Воспоминания детства» автор объясняет женские образы великого флорентийца влиянием детских переживаний. При создании «Моны Лизы» Леонарцо находился под воздействием остро переживаемого расставания с матерью в детстве (что вполне возможио) и выразил якобы свои кровосмесительные влечения. Аналогичным образом анализируются трагедии Шекспира «Гамлет». Гамлет для Фрейда - «всемирно известный невротик» с ярким проявлением эдипова комплекса и болезненной психики. В творчестве Достоевского Фрейд видит выражение психологического облика автора личности «грешника, моралиста и невротика». Достоевский в его представлении - «импульсивная натура с разрушительными наклонностями», которые были побеждены «величием интеллекта» и огромной любовью к человечеству. Позднее подобная методология получает широкое распространение среди учеников и единомышленников Фрейда во многих европейских странах и CШA.
Фрейд считает необходимым качеством художника его способность лучше других понимать свои собственные противоречия и недостатки и думать о творчестве как о средстве исцеления недугов буржуазного мира и борьбы за подлинную человечность. Художник характеризовался им как человек, способный сохранять свое психическое здоровье в «больном миpe» и лечить других. Фрейдистский психоанализ породил весьма представительную школу, существующую и поныне. Наибольшее распространение он получил в немецкоязычных европейских странах (Германии, Австрии, Швейцарии), США в меньшей степени в Англии и Франции.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 279 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!