Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Літературний портрет в системі жанрів літ.-худ. критики



Если предметом критической статьи является литературно-художественный процесс в тех или иных его формах или аспектах, если предметом рецензии является конкретное произведение, то индивидуальность художника, его творческий облик находят отражение в литературном \ творческом портрете. Этот жанр - один из самых популярных в литературной критике и журналистике. Диапазон этого жанра очень широк - это может быть сосредоточенность на творческих проблемах и замыслах автора или на фактах его биографии. В любом случае необходимо выбрать правильный ракурс в рассказе о мастepe, представить читателю разнообразие его искусства, многогранность его творчества.

Поскольку задачей литературного портрета является показать творческое лицо художника, то жанр литературного портрета часто тяготеет к жанру "очерка творчества". Существует 3 компонента творческого пути художника: его биография, созданный им художественный мир и жизненная действительность, породившая этот мир и в нем отраженная.

Поэтому литературный портрет - это в первую очередь глубокий экскурс в биографию писателя, это погружение в психологию писателя, это архивные документы, переписка, свидетельства современников - все эти факторы максимально расширяют знания о писателе. Но они вместе с тем должны соотноситься с повышенным вниманием к поэтике произведения писателя. При таком подходе читатель будет более пристально вчитываться в произведение. Очерк творчества как жанр принадлежит критике и связан с ней оперативностью решаемых задач. Поэтому для автора очерка творчества достаточно иметь произведение автора, располагать критическими отзывами о них, иметь высказывания художника. Тогда автор очерка сможет без "погружения" в детали представить портрет писателя на актуальном, действительном материале. Однако работа критика-"портретиста" не будет качественной, если он будет руководствоваться только этой "вульгаризированной" привязкой к конкретно-историческому анализу - т.е. к событиям и явлениям окружающей cpeды, которые будут взяты вне субъективных стимулов и намерений данной творческой личности. С другой стороны, стремление только к субъективному аспекту творчества художника приведет к тому, что его личность и творчество при таком подходе (без выхода в объективную реальность) окажется замкнутым только на мире его художественных образов, что также будет демонстрацией одностороннего подхода к творчеству. Искусство критического анализа в жанре литературного аспекта и будет заключаться в умении совмещать все эти три компонента при преимущественном интересе каждого из них.

Зачастую автор не ставит перед собой задачи воссоздать весь жизненный путь своего героя. Поскольку автор литературного портрета не в состоянии передать и упомянуть буквально все, чем жил писатель на протяжении своего творческого пути, критик, работающий в жанре литературного портрета, стремится через одну или несколько встреч со своим героем, показать целостность и многогранность натуры художника.

По ряду параметров литературный портрет очень близок к такому литературно-критическому жанру, как художественная биография. Ведущими признаками этого жанра будет творческое изображение жизненного пути конкретно-исторического лица. Отображение это будет реализовано на основе настоящих, фактических документов, событий того времени, с глубоким погружением во внутренний мир художника, социальную и психологическую природу исторических событий, в которые был вовлечен художник. Художественная биография может быть реализована в самых разных художественных жанрах.

Сегодня жанр литературного портрета тяготеет все больше к разного рода психологическим аспектам в биографии художника. Часто мы наблюдает поиски тех или иных образов, мотивов или фактов, которые смогут объяснить конкретный творческие решения писателя, пояснить и мотивировать драматические коллизии его романов или произведений.

Литературный портрет как творческий портрет или очерк творчества = художественная биография = биографическое повествование = литературный портрет как жанр мемуарно-биографической прозы.

37. Нарис як художньо-публіцистичний жанр в критиці

Очерк – самый сложный по своим признакам и свойствам жанр публицистики. Он функционирует и в публицистике, и в художественной литературе. В публицистике очерком обычно завершается изучение жанров, которые классифицируются по сложности построения и многообразию функций. В литературоведении, наоборот, с очерка начинается рассмотрение прозаических жанров. То есть очерк следует рассматривать как художественно-публицистический жанр, в котором органически сочетаются элементы публицистики и беллетристики. Таким образом, очерк – оперативный художественно-публицистический жанр, точно изображающий социально важные факты и явления и типичных представителей определенных социальных групп общества, в своей идейно-художественной структуре сочетающий качества художественной литературы и социологического, социально-экономического и философского исследования.

Жанровую природу очерка определяют три началасоциологическое, публицистическое и образное. Первые два роднят очерк с журналистикой, третье – с художественной литературой.

Социологическое начало очерка заключается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности.

Публицистическое начало проявляется в опоре на факты, в открытости, незавуалированности авторской позиции, в прямоте высказываемых мнений и оценок.

Художественное начало очерка заключается в создании образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерке возможны два способа типизациисобирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже и событии обозначаются признаки определенного типа социального поведения, характера или явления. Во втором случае – в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей и событий. Необходимо отметить, что художественно-публицистический образ отличается от чисто художественного. Как правило, ему свойственна некоторая однобокость. Герой или ситуация в очерке всегда подчинены авторской задаче отразить какую-либо проблему.

В общей сложности насчитывается более 50-ти жанровых разновидностей очерка. Многочисленные исследователи объединяли их в разнообразные классификации, но единой универсальной типологии так и не было выявлено. Наиболее бесспорные, признаваемые всеми типы очерка:

По признаку наличия/отсутствия художественного вымысла: документальный (основанный на реальных событиях, с реальными действующими лицами) и беллетристический (описывающий типичную ситуацию, но с вымышленным действием и персонажами).

По способу исследования действительности: портретный (типичный представитель среды), путевой (движение через определенную среду и ее фиксация), очерк нравов (исследование моральных установок, царящих в определенном обществе или социальной группе).

По социально-тематическому признаку: деревенский, производственный, военный и т. д.

Образ автора в очерке является семантико-стилистическим центром произведения. Авторское «я» в очерке – это сам публицист, его точка зрения на происходящее, его мнения и оценки. Автор ведет повествование, организует сюжет, формирует взгляд аудитории на описываемые события.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 566 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...