Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культурно-iсторична школа І. Тена



Несомненным достижением в развитии литературоведения домарксистского периода является так называемая культурно-историческая школа, во главе которой стоял известный французский философ-позитивист, эстетик, писатель, историк, психолог Ипполи́т Тэн. Основное внимание в исследованиях истории английской литературы, итальянского, фламандского и нидерландского искусства он направил на поиски общественно-исторических причин их возникновения и развития

В философском позитивизме создатели культурно-исторической школы восприняли стремление руководствоваться методами точных наук, фактами в области наук о природе, социологии и культуре. Тэн рассматривал искусство как органическую составную часть общественного целого и выделил социальные факторы, определяющие своеобразие искусства в тот или иной исторический период, в рамках той или иной национальной традиции. Такими факторами, по мнению Тэна, являются:

- раса как совокупность врождённых и передаваемых по наследству склонностей, связанных с особенностями темперамента и телесной конституции. Понятие «раса» он трактует довольно широко. В него входят и «группа народов», и отдельные народы, их представляющие. Тэн наделял «племена» общими, исторически устойчивыми свойствами - физиологическими, психическими, социально-бытовыми.;

- среда обитания, включающая в себя географическое местоположение страны, нравственные представления её народа, быт и форму политического устройства. Климатические условия представляются Тэном могучим фактором воздействия на характеры людей, их трудовые навыки, культуру и искусство. В понятие «среды» Тэн включает и политические обстоятельства, состояние умов и нравов окружающей среды, «моральную температуру».;

- исторический момент как определенный этап существования данной культуры во времени. «Один художник является предшественником, другой – приемником, первый не имеет образца, а второй - имеет образец, первый видит предметы лицом к лицу, а второй через посредство первого».

Важным положением эстетических и литературоведческих взглядов Тэна является развитие им гегелевского тезиса о жизненных характерах людей как предмете искусства. Они выступают у Тэна не выражением «мировой идеи», а детерминированы «расой», «средой», «моментом», иначе говоря, социальны. Характерное в жизни он верно понимает как активное проявление существенного в индивидуальном: «Художественное произведение имеет целью обнаружить основной или главенствующий характер, какую-нибудь преобладающую идею яснее и полнее, чем она воплощена в предметах».

Произведения литературы рассматривались теоретиками школы в качестве ценнейшего исторического документа, "памятника" своей эпохи, по которому успешно можно изучать лишь историю общественной мысли. Культурно-историческая школа не замечала самостоятельности искусства, не учитывала индивидуальность художника, поэтому многие представители направления видели свою задачу в накоплении "фактов", во введении в научный оборот многочисленных литературных памятников и избегали выработки целостных концепций истории развития литературы. Особый интерес для школы представляли памятники этнографии, народного творчества, древней литературы. Теоретики школы исходили из мысли о тесной связи литературы и действительности, из понимания произведения искусства как памятника определенной культурно-исторической эпохи, игнорируя при этом собственно литературные законы развития. В результате такого подхода был снижен интерес к специфическим литературным проблемам: жанрам, направлениям, поэтическим приемам и формам.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 288 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...