Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Жанри літературно-художньої критики та принципм їх класифікації



Понятие "Жанр" в литературоведении относится к наиболее общим и многозначным. Это понятие пожалуй одно из самых размытых и не строго употребляемых в литературе и литературно-художественной критике. В жанре соединяются воедино те элементы содержания и формы произведения, которые выстраиваются по проблемно-тематической и структурно-композиционной осям. Жанр как раз и запечатлевает единство или пересечение этих осей произведения.

Предполагается, что критические жанры должны быть сведены в определенную систему, в которой каждый из них будет занимать свое, логически обоснованное место среди других жанровых видов и находится с ним в закономерных связях. Однако в современной науке еще не сложилась более или менее односторонняя точка зрения относительно системы и критериев анализа критики. Зачастую - это просто бесконечное разнообразие эстетических, проблемных, публицистических или беллетристических статей, эссе, академических рецензий или рекламных аннотаций. Изменить эту ситуацию мешают противоре чия: 1- е противоречие - отношение к критике как к литературной периферии, которая обслуживает «большую» литературу; 2-е – разделение литературы на «чистые жанры». Которое не допускает проникновение в литературу ничего, кроме произведений с традиционно очерченными рамками. А поскольку Литературный процесс постоянно сопровождает «диффузия жанров», то и формы критики соответственно меняются, приспосабливаясь к меняющимся условиям литературы.

Различия в подходах к литературному творчеству и критическому:

Если писатель в своем творчестве основывается на жизненным опыте, на своих наблюдениях, то критик – анализирует уже «вторичную» действительность, созданную силой творческой фантазии. Литература оперирует образами, а критика – понятиями логики. Критическая статья основывается на выверенной, логической аргументации, на четких суждениях и определенных категориях. Хотя критик в своем анализе и учитывает сам объект исследования - т.е. само произведение, его автора, их принадлжность к какому-либо художественному течению - критик будет опираться на достижения наук - истории, социологии, искусствоведения, этику и эстетику.

Однако с учетом того, что критическая деятельность находится постоянно в движении, в динамике, в современной классификации аналитический жанров, т.е. тех жанров, которыми оперирует непосредственно литературно-художественная критика, существует определенный жанровый симбиоз. Существует заметная градация возможностей того или иного жанра в зависимости от разных условий: рецензия может быть миниатюрной, максимально приближенной к аннотации в периодическом издании общего характера; так же рецензия может разрастись до размеров критической статьи или даже эссе в специальном литературоведческом журнале или специальном издании. Жанр литературного \ творческого портрета может иметь вид газетной зарисовки; в специальном издании литературный портрет может иметь вид обширной журнальной публикации, или может вообще выступать как критико-биографический очерк, исследующий творческий путь писателя. Но в любом случае это будет рассказ о художнике...

В современной литературной критике, сколь бы подвижной и изменчивой она не была, наметилось следующее подразделение на жанры в зависимости от:

-предмета анализа (научная работа, фильм, книга, спектакль)

- задачи, которая будет решаться критиком (от краткого отзыва до детального, подробного анализа)

- адресата (общая публика, специальная аудитория и научные круги)

- средств критических коммуникаций (пресса, специальные издания, радио, телевидение)

- объема критического выступления («большая», «малая», «закрытая» критика).

Последняя группа критики в свою очередь подразделяется на такие формы:

- формы малой критики – аннотация, короткая рецензия, отзыв, реферативная рецензия, газетная\журнальная рецензия, проблемная рецензия-статья, рецензия-диалог, рецензия-эссе, авторецензия, рецензия-фейлетон, рецензия-памфлет;

- формы большой критики – монография (монография-портрет, монография определенного периода, проблемная монография, смешанная монография); очерк, книга-биография, портрет, статья (проблемная статья, полемическая статья, эссе, диалог); обзор (идейно-тематический, жанровый, персонажный);

В системе публицистики критические жанры могут подразделяться на виды в зависимости от объекта исследования: критика произведения (рецензия); критика автора (творческий портрет, очерк, статья, монография); критика художественного процесса (статья).





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 390 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...