Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лiтературно-критичнi погляди Вольтера



Сложная эволюция эстетическими литературно-критических взглядов характеризует прежде всего крупнейшего представителя французского Просвещения Вольтера. В своих статьях он выдвигает положение об исторической изменчивости художественной культуры народов в зависимости от исторических событий. Утверждая историческую изменчивость категории прекрасного в искусстве, Вольтер, однако, признает в нем наличие определенных долговечных качеств, ценимых всеми народами. Среди них – простое, последовательно развивающееся и обязательно иное действие, которое должно волновать и захватывать, быть значительным и великим в жанрах эпической поэмы и трагедии. Вольтер в литературном творчестве оставался в пределах требований классицизма, сочетая их с задачами просвещения. Идеалом для него были поэты эпохи Людовика XIV. «Великие люди прошлого столетия учили думать и говорить; они говорили то, что было неизвестно. Те же, которые пришли после них, могут говорить только то, что уже известно».

В назревшей реформе французского классицистского театра Вольтер не проявил достаточной последовательности. Он стремился лишь соединить положительные стороны шекспировской и классицистской драматургии, допускал в известных пределах смешение трагического и комического.

Вольтер считал, что не существует прирожденных нравственных законов. Они возникают в результате общественного опыта, подобно тому как возникает у человека умение ходить, отсутствующее при рождении. Общественный опыт не всегда и не везде одинаков. Поэтому в различные эпохи, у различных народов, у отдельных людей существуют различные вкусы. Однако наряду с этим существовало и существует общее для всех понимание моральных законов.

Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в «Энциклопедии» и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием «Карманный философский словарь»

Вольтер в шутливой аллегории «Храм вкуса» посвятил один из разделов литературной критике. Ей отводилось место сурового стража у входа в храм искусства. Различались три ее разновидности: подлинная критика, которая культивирует литературу без нетерпимости и стремится к истине; критика-сатира и критика-пaсквиль. Подлинная критика допускает художников в «Храм вкуса», руководствуясь политическими принципами. В него входят лишь художники, передовые по своим философским и политическим воззрениям. Такой должна быть и просветительская критика, лишенная мелочной придирчивости, оценивающая про изведения искусства прежде всего по их социальному содержанию.

Эстетические и литературно-критические взгляды Вольтера характеризуют его как выразителя идей просветительского классицизма, в котором наметились тенденции демократизации, усиления нравственной функции литературы, сближения ее с действительностью, но в известной степени еще сохранились традиции ограничительной нормативности.

21. «Лаокоон, або Про межі живопису i поезii» Г. Лессiнга як памятка лiтературно-критичноi думки эвропейського Просвiтництва»

Первое крупное теоретическое исследование Готхольда Лессинга «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (1766) - один из самых значительных памятников эстетической и литературно-критической мысли европейского Просвещения. В своем произведении Лессинг сравнивает два вида искусства — живопись и поэзию, на примере скульптуры Лаокоона, изображенного Садолетом, и Лаокоона, показанного Вергилием. Под живописью Лессинг понимает изобразительное искусство вообще.

«Лессинг создал новую теорию поэзии, внесши в нее жизнь и разбивши мертвенную формалистику, которая господствовала до тех пор во всех эстетиках... С появлением «Лаокоона» жизнь в своем течении, а не бездушная форма признана существенным содержанием поэзии». В противоположность теоретикам классицизма Лессинг выдвинул в «Лаокооне» учение о различии между законами изобразительных искусств и законами поэзии. И то и другое представлены как «подражание» действительности, но живопись и поэзия «весьма различны как по предметам, так и по роду их подражания». Поэт не может словами представить чувственно-телесный облик предметов с такой же реальностью, как это делают скульптор и живописец. Последние, даже при наличии большого таланта, не в состоянии передать движение, изменение, действие, развивающееся во времени так, как это может сделать поэт. Из этой предпосылки Лессинг выводит законы специфических видов искусства. Если предметом живописи являются «тела» в пространстве, то предметом поэзии служат действия, совершающиеся последовательно во времени. По Лессингу, красота не является условным, отвлеченным, рационалистическим идеалом, высшая ее форма - красота человека в его свободном, совершенном духовном и физическом развитии. Поэзия может гораздо свободнее и шире, чем живопись, пользоваться изображением безобразного, уродливого, даже возбуждающего отвращение.

Опираясь на Аристотеля, Лессинг определяет "принцип искусства" как "подражание природе". Однако, как хорошо понимает Лессинг, искусство не сводится к простому подражанию, к механическому, пассивному копированию природы. Следуя принципу "совершенно точного подражания", "искусство перестает быть искусством. "В природе все тесно связано одно с другим, все перекрещивается, чередуется, преобразуется одно в другое". Это "бесконечное разнообразие" связей не может быть охвачено человеком с помощью зрения или вообще ощущений. На помощь ощущению должна прийти мысль, абстракция. Без мышления человек и в жизни и в искусстве был бы "жертвою минутных впечатлений", он не мог бы отделить случайного от необходимого, мимолетного- от устойчивого и закономерного. Искусство, таким образом, не может существовать без мысли; оно требует не простого наблюдения, но глубокого изучения природы и человека. Копировальщик, по мнению Лессинга, - когда вместо самой вещи поэт подражает ее изображению и выдает нам холодные воспоминания о художественных приемах другого гения за свои собственные приемы. И в этом смысле, поэт совершенно теряет свое величие.

Утверждая действие в качестве основного предмета литературы, Лессинг выступал против статичности, отвлеченной правильности и гармонии, характерных для драмы и эпической поэзии классицизма, добиваясь максимального сближения поэзии с жизнью. Им раскрыта принципиальная разница между описанием и изображением действия. Лессинг раскрывает огромные возможности поэзии в индивидуализации человеческих характеров и переживаний. Пластические искусства и живопись изображают предмет, достигший в развитии полноты и завершенности, проявивший основные, устойчивые черты. Поэзия раскрывает сам процесс возникновения и изменения объекта и то индивидуальное, неповторимое, появляющееся в ходе этого изменения. По Лессингу, индивидуализация образа, соединение основных и второстепенных его качеств, изображение противоречий в характере не нарушают, а обогащают и усиливают их типичность.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 296 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...