Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 5. Национальные обычаи и традиции народов Республики Казахстан как основы народного воспитания



План:

1. Понятие обычаев и традиций: философское, социальное, психологические и педагогическое определения. Структура обычаев и традиций, общее и различное в обычаях и традициях. Ритуалы и церемониалы.

2. Воспитательное значение обычаев, обрядов, традиций, суеверий, связанных с воспитанием человека. Характеристика периодов жизни ребёнка с учетом их особенностей.

3. Обряды, с женитьбой и заведением самостоятельной семьи, клятвенные атрибуты в заверении дружбы, благословения и напутствия. Обряды, связанные со смертью (прощания и оплакивание покойного, проведение поминок, годовщины смерти), установление надгробия.

4. Воспитательное значение обычаев и обрядов, песен и сказаний, сопровождающих человека в радости и горе. Обряды и традиции, рожденные новым временем, их воспитательное значение.

Ключевые слова: традиции, обычаи, ритуалы, церемониалы, отцовское воспитание.

Традиции:

1.Традиции – система сложных отношений, направленных на формирование важнейших духовно-нравственных качеств личности: любовь к родине и своему народу, ее истории, культуре, готовность к ее защите, верность дружбе, нацеленность на единение, согласие, согласованность, примирение, возобновление, родства, верность клятве, ответственность за доверенное (аманат сақтау), знание родословной, почитание духов предков, уважение к старшим, почитание отчего дома «қара шанырақ», гостеприимство, традиции сватовства. К традициям относятся также народные и религиозные праздники.

2.Ядром традиций является: Законы Тауке хана; Законы адата; Законы Шариата; Законы имущественные (жасау и др.).     Заповеди (нормы): Жеті атасын біл, Жеті атаға дейін қыз алмау; Нормы родственных отношений;

3.Традиция сопроваждается соответствующими обычаями, обрядами, ритуалами.

Обычаи.

1.Обычаи – простые нормы общественных отношений, нацеленые на соблюдение порядка действий в повседневной жизни.

2.Ядро обычая составляют правила, запреты. Формула обычая – через сторогое соблюдение порядка действий, правила формирования духовно-нравственных качеств. Обычаи передаются через привычки.

3.Правила и норы строго дифференцирвоаны в зависимости от социального статуса и возраста. С каждым возрастом, этапом и соответствующей социальной ролью, усвоенные правила и норы выполняются автомитически, составляя идейную осонву функциональных обязанностей сына, дочери, отца, матери, дедушки, бабушки.

Правила народной мудрости регламентируют не только действия, функции человека в соответствии с его статусом; дедушка, бабушка, отец, мать, сын, дочь, зять, сноха, но и внаставлениях народной мудрости содержится также глубокий идейный смысл и назачение каждой роли.

Мысли и изречения Ж.Баласагуни, савязанные с общими проблемами семейного воспитания, такими как выбор супруга, воспитание детей, создание семейного очага – ценное наследие, пополняющее казахскую этнопедагогику и этнопсихологию.

Традиция продолжения рода определяет меру всего человечества осову семейных отношений, смысл супружеской жизни. После женитьбы и создания семьи долг молодых перед народом заключается в том, чтобы вырастить потомство.

Женись и радуйся с детьми,

Жизнь без детей, све равно, что дом пустой!

Жить будет вечно тот, у кого есть сын.

Особенность казахской семьи – представленность в ней трех, а то и больше поколений (старики, семья сына, семья внука, семья правнука).

Их объединяли не столько и не только их экономические интересы, сколько интересы кровного родствоа. Глава семьи – отец. Все проблемы быта (похороны, переезды, прием гостей, женитьба сыновей и тд.) решал отец. Именно он укреплял семейные узы на основе воспитания любви, доброго отношения друг другу, распределения обязаноностей, между членами семьи. Единство и дружбелюбие – именно эти два качества и укрепляли казахскую семью.

В наследии народной мудрости очень высоко оценивается роль отца, его функции в воспитании детей, особенно сына, его нравственных качеств. Пророк Мухаммед сказал: “Самое лучшее наследство, которое может дать отец сыну – хорошее воспитание”. По этому в сонову обычаев, связанных с действиями и функциональными обязанностями “отца”, заложены эти нравственные ценности:

1) долг отца – вырастить умного, образованного сына, воспитнаие чувства ответственности в сыне, который в будущем станет хозяином очага;

2) никто и ничто не может заменить отсовское воспитание;

3) отец всегда является примером для сына, закладывающим в него мужские черты;

4) чем отец смелее, сильнее, добрее к детям, тем авторитетней он в семье и среди окружающих;

5) основное отцовское чувство – чувство ответственности.

6) Казахский народ придавал особое значение воспитанию сына и дочерей.

Начиная с 12-15 лет формирвоали в сыне качества джигита:

- напоминая постоянно, что “на узкой тропе легко спотыкнуться”;

- наставляя и убеждая: “не предавай забвению обычаи предков, даже если тебе придется голодать шесть лет;

- пробуждая чувство мужского достоинства и чести (неименитый жигит хуже крыши именитого дома);

- убеждая его, что “достоин славы и чести тот жигит, что пал защищая свое отечесвто”;

- побуждая его стремление учится “образованный жигит побеждает на пути к вершине, енобразованный жигит остается внизу”.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 2169 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...