Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 4. Методы и средства воспитания в этнопедагогике



План:

1. Методы воспитания в народной педагогике. Приёмы воспитания: наставления и назидания, личный пример старших, подражание и др.

2. Средства народного воспитания: сказки, пословицы, поговорки, загадки, народные песни.

3. Природа как средство воспитания. Игра как средство воспитания. Слово как средство воспитания. Труд как средство воспитания.

Ключевые слова: обычаи, традиции, назидания, пословицы, поговорки, игра, труд.

Среди отличительных особенностей воспитания казахов, способствующих сохранению его самобытности, наряду с синкретизмом, естественностью, непрерывностью, завершенностью, цикличностью, можно отнести преемственность, актуальность которого в условиях национального возрождения особенно возросла:

Преемственность является специфической чертой этнопедагогики, благодаря ей обеспечивается преемственность основных идей, форм и средств этнического воспитания. Будучи прогрессивными по своей природе, они передаются из поколения в поколение, развиваясь и обогащаясь.

Существуют несколько видов преемственности: преемственность имеет место во времени и пространстве, различают следующие ее виды: физическая, духовная, в сфере труда общесемейного плана, материально-экономическая.

Как все народы «равноценны именно своей непохожестью друг на друга, как инструменты мирового оркестра Культуры», так и все национальные системы воспитания, устанавливая разные приоритеты в целях и средствах воспитания, являются не равноценными, но одинаково необходимыми для развития всего социума через оптимизацию отношений личности и общества.

Решающую роль реальных отношений в процессе формирования личности подчеркивал С.Л.Рубинштейн. Он рассматривал систему отношений как условие жизни индивида. «Условия жизни – это среда сама по себе, а та система реальных отношений, в которые включается человек».

Социальные нормы включаются в средства и способы социальной регуляции и поведения как то: ролевое ожидание, обряды, обычаи, ритуалы и т.п.

Система обычаев и традиций любого народа – результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений.

Обычай как способ организации социального поведения людей мог быть универсальным, всеобъемлющим только в условиях родового общества. С возникновением классового общества обычай утрачивает свою роль. И оттесняется в сфере быта. Поведение же в других сферах жизни начинает управляться внутренними формами регулируются моральными правилами и нормами. Правила поведения, существовавшие в реальных стандартах поступка (обычаи), обобщаются в понятийно-сформулированных нравственных нормах, а поступок рассматривается как внешнее выражение духовных качеств человека.

Характеризуются обычаи и традиции как два рядом идущие канала, по которым старшие поколения передают молодым способы и приемы общественной деятельности. Наиболее эффектной стороной развитых обычаев и традиций является их обрядовая сторона. Обрядовая форма возникает только тогда, когда все остальные составные части обычая, традиции более или менее прочно утвердились в общественной и личной жизни.

По дифиниции И.С.Суханова, обычай – способ организации социального поведения людей, традиция - социальная форма организации воспитательной деятельности.

Ритуалы и обычаи – наиболее динамический элемент системы обычаев и традиций. Новые ритуалы и обряды часто придают старым народным обычаям и традициям новое содержание.

Ритуал – латинское слово, означающее обряд. Однако обряд и ритуал далеко не совпадают. Ритуалы – это разовые ответные действия, детали обрядов. Обряд – это опредмечивание, символизированное действие, в котором проявляются конкретные обычаи и традиции в системе воспитания человека.

Долг детей – уважение матери, послушание отцу (Ана алдындағы құрмет, ата алдындағы қызмет – баланың парызы).

Проклятый матерью, не будет возблагодарен родными (Анасының қарғысын алған, ағайының алғысын алмас);

Перед матерью не смеют возвышаться даже вершины гор (Ананың алдында асқар тау аласа);

Не будет благословен тот, кто нарушил святость материнского молока (Ана сүтін ақтамағанды ешкім мақтамайды);

Не уступившему матери не дано помочь отцу (Анасына орын ұсынбаған - әкесіне қолын ұсынбас);

Доверять сыну – долг отца, оправдать доверие – долг сына (Балаға үміт арту - әкенің қарызы, ақтау – баланың парызы).

Основу обычаев как простых общественных отношений составляют также запреты, повторяясь в повседневной жизни. Они формируют привычки№ простые запреты для детей можно сгруппировать следующим образом; запреты, которые учат ребенка бытьь аккуратными, добрыми (милосердными); запреты, предостерегающие молодежь о вредных привычек; заперты, призывающие оберегать природжу и поддерживать чистоту; запреты, оберегшающие покой усопших.

Как показывает анализ, запреты – это тоже своего рода нормы, только того нельзя делать. Чаще всего, в запретах не оговариваются то или иное ограничеснпие, его причины, с чем связано, к каким последствиям это может привести.

Следующим элементом обычая является правила. Примером подробнейшей детализации действий, его последовательного изложения являются, на наш взгляд, правила Шариата.

Анализ осонвных правил Шариата показывает, что он в основном состоит из норм поведения, тправил, действий, содержание которых направлено на любовь и уважение к близким, в первую очередь – отцу, матери; кровным родным; затем учителю, соседу, сиротам, калекам. Видимо, в этом и заключается гуманность и сила этого закона, представляющего собой какб бы свод правил нардного этикета, а также своеобразный моральный кодекс человека, имеющего чувство собственного достоинтва, чувство самообладания (в правилах уделяется серьезное внимание умению человека сдерживать своий гнев, свои эмоции).





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 2644 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...