Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 7. Трудовое и физическое воспитание в народной педагогике



План:

1. Воспитание трудолюбия, профессиональных навыков и профориентации; роль дедов и отцов в обучении мальчиков пастьбе скота, строительстве помещений для скота, овладении навыками ручного труда; роль матери в обучении девочек вышиванию, выкройке узоров, пряже шерсти, ковроткачеству, шитью одежды.

2. Профессиональная подготовка детей в семье. Умение пасти домашний скот, знание заболеваний животных и методы их лечения. Приучение к верховой езде и охоте, обучение навыкам ремесел. Воспитательное значение песен, сказок, пословиц о труде. Особенности трудового воспитания в казахском народе.

3. Цели и задачи физического воспитания в народной педагогике. Значение купания ребенка в соленой воде, смазывание тела жирами, вытягивание рук и ног. Приёмы закаливания детей у народов, проживающих в РК.

4. Роль национальных игр в физическом воспитании. Особенности физического воспитания в казахском народе.

Ключевые слова: скотоводство, шілдехана, воспитание девочек, воспитание мальчиков.

Богатую историю имеет казахский народ, на протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали обычаи и традиции, в которых соединяются творческий опыт народа, правила, нормы и принципы поведения человека. В соответствии со своеобразными особенностями социально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических условий у казахов-кочевников сложились свои требования к воспитанию молодежи. В частности, был выработан определенный морально-психологический эталон личности, суть которого заключалась в известном афоризме, который дословно переводится так: «Настоящий джигит имеет восемь граней качества и способен хранить тайну», то есть человек должен обладать следующими качествами: умением вести кочевое скотоводство, трудолюбием, стойкостью в беде, смелостью бою, знанием генеологии своего рода, поэтическим дарование, находчивостью и остроумием, владеть техникой верховой езды. Эти требования к воспитанию настоящего джигита вытекали из кочевого образа жизни казахов, т.е. жизнь обитателей степи предъявляла к ним жесткие требования. Они не только должны были быть физическим крепкими, выносливыми, уметь быстро приспосабливаться к резко меняющимся погодным условиям, но и иметь устойчивую психику.

Еще в глубокой древности у казахов-кочевников, как и у других народов, кроме определенных трудовых навыков молодежи передавалась традиционная регламентация жизни: общественно-национальные традиции и обычаи, правила и нормы поведения.

Нравоучения и мудрые советы, примеры для образца и подражания передавались молодежи через фольклорные и музыкальные произведения, кюи и танцы, на праздничных увеселениях и прочих традиционных народных собраниях. Это и торжество по случаю рождения ребенка, и проводы невесты, и свадьба в доме жениха и многие другие. На таких многолюдных собраниях представлялась возможность воспитывать молодежь в любви к Родине и труду, верности в супружеской жизни, передавать ей накопленный опыт и народную мудрость, дать ей самой возможность показать свое искусство и умение. Все это служило главной цели: вырастить и воспитать подрастающее поколение честным и трудолюбивым, верным народу, готовым постоять за его свободу, продолжить его лучшие традиции.

Выращивание животных – длительный процесс, и получение результатов труда – взрослого скота – растянутого на много лет. Поэтому для успешного производства и, следовательно, для выживания, кочевнику желательно предчувствовать, а лучше знать наверняка климатические изменения на значительный период вперед. Эта особенность производительного цикла в соединении с длительными перекочевками сформировала в психологии кочевника особое чувство «большого» времени, столь отличающее его от представителя земледельческих культур. С ним связано долготерпение кочевника, стойкость и выдержка перед испытаниями, его спокойствие и философский взгляд на происходящие мелочи жизни, которые растворяются в «большом» времени, с которым он на «ты».

Основные нормы взаимоотношений возрастных групп: младшие беспрекословно повинуются старшим, оказывают им уважение, почтение, старшие заботятся о младших. Безусловная свобода поведения допустима только с ровесниками. Тонкости взаимоотношений между старшими и младшими распространяется не только на соотношение групп молодых – зрелых – старых, но и на поведение внутри групп. Система старший – младший имеет ярко выраженную ценностную ориентацию: старший – это безусловно лучший, более ценный социально и пользующийся большими правами и привилегиями. Оценка личности базируется прежде всего на возрастных критериях, и основу взаимоотношений создают прежде всего они. Особенности личностных взаимоотношений проявляются на фоне ритуализирующие социально-поведенческие комплексы генеральной системы возрастных отношений. Неуважение к конкретному старшему не должно означать уничтожения самой идеи уважения к старшим. Личное должно проявляться в форме не затрагивающих общего.

У казахов «Шілдехана” – праздник в честь рождения ребенка празновался на третий день. Но сейчас, в связи с изменившимися условиями и состоянием здоровья матери и ребенка приурочивается к “сороковинам”. На 3-й день ребенка купали впервые в соленой воде и проводили обояд “сылап-сипай” (поглаживание, разглаживание).

В 5-7 дней, после того, как отпадает пуповинный остаток, ребенка укладывали в колыбель. По этому случаю соверг\шался специольный обряд “Бесікке салу”. Укладывание в колыбель было важным обрядом программирования будущей жизни ребенка. Казахи говорят “Мешел болғың келмесе, тағылымыңмен бесігіңді түзе” (Если не хочешь быть несчасливым, выправь судьбу и колыбель свою). Колыбель знаменавала собой колыбель Мира, ковчег, в котором хранится зародыши всего сущего на земле.

Древние казахи в основном занимались скотоводством. Из шести верблюдов, овец, коз ткали верхнюю одежду, изотовляли бытовые вещи: сымак, алаша, тус, текемет, клем, коржун и т.д. Из кожи шили шубы, шапки-ушанки, перчатки, изготовляли уздечки, седла, камчи и другую конскую сбрую. Из молока домашних животных готовили национальную еду: курт, иримшик, айран, катык и т.д. поскольку жизнь народа была тесно связана с развитием животноводства, народ испокон веков воспевал любовь к животным, отмечал, отмечал их большое значение в жэизни людей.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 3750 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...