Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 9. Современное функционирование народной педагогики



План:

1.Этнопедагогическая пансофия народов. Отсутствие в народных культурах материала для межнациональной розни.

2. Межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов. Действенность личностей-символов и их функционирование. 3.Общечеловеческие основы этнопедагогики.

Ключевые слова: международная дипломатия, гостеприимство, усыновление, семейное воспитание.

Межнациональные конфликты захлестнувшие нашу планету в конце XX века, отодвинули в тень ту народную мудрость, которая веками формировалась в человеческих взаимоотношениях. А ведь отношениям между народами – крайне чувствительная сфера человеческих взаимосвязей. Как и в любой семье, в полиэтническом, поликонфессиональном обществе нельзя отрываться от корней, уходящих в далекое прошлое. Как и в любой семье в воспитании детей в духе межнационального согласия народная педагогика отводила обычаю гостеприимства как одной из важнейших человеческих добродетелей, а гостя считали святым. Гостя угощали лучшими национальными блюдами из продуктов, сберегаемых специально. Хозяин самоотверженно охранял гостя, если ему угрожала смерть. Как социальный институт гостеприимство способствовало установлению контактов между народами. Это явление глобальное, интернациональное. В условиях племенной раздробленности институт покровительства гостей и куначества являлся не только сдерживающим началом, но и средством упрочнения мира между нациями, важным воспитательным фактором.

Кунаками на Кавказе могли быть люди разных национальностей, гарантировавшие безопасность своих гостей во время передвижения по владениям соседних племен. Со словом «кунак» (друг) связано представление о кунацком воспитании суть которого в следующем. Сын каждого горца во время встречи с гостями в специальном помещении учился народным обычаям: прислуживал за столом, устраивал музыкальные и танцевальные увеселения, демонстрируя свою благовоспитанность. Формой искусственного родства у многих народов считался институт усыновления и побратимства. По обычаям такой союз налагал на участников родственные обязанности и требовал всячески поддерживать друг друга в любых ситуациях. Ритуал кавказских народов требовал от побратимов клятв верности братству, после чего, наполнив бокалы пивом и бросив туда золотую монету, каждый пил из него трижды, произнося текст клятвы.

Усыновление вызывалось необходимостью покровительства и помощи лицам, оказавшимся в тяжелых жизненных ситуациях. Оно считалось священным делом и имело место не только в детстве, но и в более большом возрасте. Иногда обычаями усыновления пользовались люди преследуемые кровниками, к которым они сами являлись, с целью прекращения вражды между их родами с просьбой принять их к себе и усыновить. В таких ситуациях глава семьи, почитая обычай народа, в присутствии всех обнажал жене грудь, и приемыш дотрагивался до ее сосков. Это означало, что он был вскормлен грудью матери и отныне считался сыном семейства.

Говоря о народной дипломатии, нельзя не вспомнить о патриотизме. Родина для любого нормального человека – святыня. Народная дипломатия – это не только мудрость векового опыта, это реалии современной жизни. Здоровая, большая часть нашего общества сердцем понимает, что «национальная принадлежность» нечего не определяет. Каждый народ уникален. Каждый народ умен по-своему. Каждый народ прекрасен. О трудолюбии корейцев ходят легенды Они способны от зари до зари, стоя по колено в воде, в любую погоду выращивать рис. У них вырастают лучший чеснок, лук, бахчевые. У армян тяга к строительству искусству, кажется в крови.

Грузины кормят нас сациви и либио, узбеки – пловом и пахлавой, греки – печеньем на меду (баклавой), корейцы – экзотическими салатами. Каждому народу присущи свои особенности, что отражаться на способе существования, навыках, которыми обладают его представители. На крутом изломе истории нам дан уникальный шанс взаимного культурного обогащения, дан дополнительный импульс в экономике.

Археологические исследования дают основание утверждать, что традиции народного воспитания в сегодняшних православных христиан стали складываться в VI-IX вв. По мере разделение на городские и сельские формировался не только разный уклад жизни, но и некоторые воспитательные традиции. Сказывался и социальный статус семьи – простых селян и князей. Семья в крестьянской общине была важнейшим институтом воспитания детей и подростков. Она была тем жизненным очагом, который помогал человеку чувствовать себя защищенным. Семейное воспитание на протяжении многих веков имело могучую силу. Об этом свидетельствуют многие поговорки: «В семье и каша гуще»; «За общим столом еда вкуснее»; «Каков батька, таковы и детки»; «Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – вот сын»; «Родительское слово на ветер не молвиться». Авторитет родителей был очень велик. Их взаимоотношения с детьми были основаны на безусловном послушании детей – независимо от их возраста. Взрослые сыновья приводили невесту сначала в родительский дом. Как правило, отец принимал решение об их отделении. Важнейшим правилом было воспитание у детей уважения и почтительности к старшим. Действовал принцип «Старший сказал, - делай». И неважно, кто был страшим, отец или деде, старший брат или сосед. При стариках не курили, не появлялись небрежно одетыми, женщины и девушки не показывались перед ними без головных уборов. Старики следили, чтобы безусые и безбородые не употребляли спиртное, а взрослые не пили в будни.

Тысячелетняя история мусульманских народов создала свою мораль, основные принципы которой соответствуют общечеловеческим ценностям. Это патриотизм, смелость, героизм, чувство достоинства, уважения к старшим, трудолюбие, ответственность в создании семьи и воспитании детей, гуманность, доброта, стремление к взаимопониманию, взаимопомощи, сотрудничеству и дружбе с людьми другой веры и другой национальности, мудрость и познавательный интерес. Жизнь мусульманина регулируется шариатом, являющимся сводом религиозно-этических и правовых предписаний. Это составляет единую нравственную категорию мусульманских народов, обозначаемую понятием намус. Слово это в народной педагогике горцев обозначает мораль. В мусульманской семье, которая включала в себя представителей сразу нескольких поколений, и в рамках отдельных родов и фамилий (и сельских общин, весьма заметную социальную роль играли и играют представители старшего поколения. Уважение к старшим – важнейший педагогический постулат мусульманства.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 3610 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...