Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 6. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание в народной педагогике



План:

1. Народные понятия о благовоспитанности, совести, стыде, духовности в обычаях, традициях, песнях, стихах, пословицах и поговорках. Роль и пример старших в семье в воспитании у молодёжи порядочности, вежливости, почитании старших. Воспитательное значение приветствия, приёма и ухаживания за гостями, скромности и вежливости.

2. Религия – стержневой фактор в формировании духовной личности. Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений. Воспитательная роль Корана в формировании высокой духовности, нравственных качеств, примеры из жизни пророка Мухаммеда, призывающие к благочестию, нравственной чистоте, понятия об образцовых положениях кадисов. Особенности духовно-нравственного воспитания в казахском народе.

3. Воспитание любви к своему отечеству, народу, родным и близким – основа патриотического воспитания. Основные модели патриотизма (интегративная, авторитарная, контрастно-дезинтегративная). Взаимосвязь чувства патриотизма с чувством гражданской ответственности, гражданского долга перед своей страной. 4. Значение и смысл казахских пословиц и поговорок, богатырских сказаний в гражданско-патриотическом воспитании. Роль и значение национальных игр, воспитывающих смелость и готовность юношей к отражению врага. Особенности гражданско-патриотического воспитания в казахском народе.

Ключевые слова:

Своеобразно преподносят значение название каждого возрастного периода современные исследователи (культурологи, философы, литературоведы и т.д.). Например, Ж.К.Каракозова, М.Ш.Хасанов дают следующие объяснения: «В три дня жизни ребенок назывался «тұмақ», как и при зачатии, т.е. жизнь на земле повторяла те же этапы жизни в утробе матери. В семь дней собирались первые подарки. Рождение праздновалось только после сорока дней».

Цифра сорок – знак вхождения души и его ухода. Сорок дней казахи отмечают после рождения и смерти. Это дата присутствует и в обряде выведения ребенка из сороковин: в сороковой день купают в сорока ложках воды; после смерти также отмечают сорокой день и зажигают сорок «шамшырақ» (свечей).

Возрастные категории связаны также с осознанием развития космоса: от года – пены до начало появления разума – в семь лет повторяется цикл зарождение предродового развития ребенка в утробе матери. До семи лет идет воспитание воли ребенка, что будет ему необходимо для дальнейшего становления его как микрокосмоса.

В год ребенку перерезают путы – «тұсау кесу», обычай, который несет семантику отрывания, повторного отдыха от мира низшего к миру срединному. У казахов ребенок с одного года читается человеком мира земных отношений и его начинают приобщать к ним. Раннее осознание ответственности, понимания, почитания старших начинают прививать с этого времени. Год – возраст стресса, и потому праздник перерезания пут несет к стремлению упорядочить жизнь ребенка, отвести от него беды.

С семи до двенадцати лет – период чувственного развития ребенка: 5 лет требуется для развития пяти его чувств. В двадцать пять лет заканчивается волевое и чувственное развитие человека, поэтика двадцати пяти связана с физическим, чувственным и волевым созреванием личности. Это возраст осознания своей силы, энергии.

На двадцати пяти годах заканчивается созревания молодого организма и начинается пора осознания.

До тридцати лет человек накапливает опыт и ни за что не отвечает, но после тридцати он ответственен за каждый свой шаг, каждый поступок, каждый взгляд. Тридцать – символ триединства мира, оно закончено и уже вина самого лишь человека. Если он не смог притворить какие-либо их своих возможностей.

Сорок лет – с них начинается наслаждение материальной стороной: космос создан, необходимо обустраивать его. Причастность к миру Космоса отразилось в определении сорокалетнего возраста: «қынабынан алған қылыштай» (Подобно мечу вынутому из ножен), «Лаулап тұрған отпен тең» (подобный пылающему огню), «Шілде», «Подобно пылающим сорока дням июля», «Қырықтың қызыл-жасылы» (Красно-зеленый мир сорока лет). Сорок лет время материального достатка, ярких эмоций (красный мир), накопленного опыта (зеленый мир). Но физическое состояние и психическая сила не слились воедино. Человек чувствует себя молодым и не ощущает груза прожитых лет мир земных отношений и материальных благ в этом возрасте особенно притягателен. Именно в этом возрасте женщина не получившая по каким-либо причинам во время приданного, может забрать его у родителей.

Пятьдесят лет человек достигает гармонии и физического и психологического начал. Он стремится к философскому осмыслению жизни. Это возраст зрелости, обдуманных поступков, неторопливой речи. Про пятидесятилетнего говорят: «Тыныға бастады» (Становится спокойным). Отступает мир буйствующих эмоций, свойственных сорока годам.

Шестьдесят лет – возраст мудрости, возраст пайгамбара (святого), возраст Мухаммеда. Эти восприятия вошли в жизнь казахов с принятием мусульманства, но мусульманская традиция наложилась на существовавшие архаичные представление казахов.

Казахский народ ценил положительные человеческие качества, что нашло отражение в пословицах: «Родившись человеком, надо и умирать человеком», «человеком быть легко, человечным быть трудно», «Совесть сильнее смерти», «Не добро береги, а честь свою». Подобные высказывания утверждают среди молодежи гуманистические идеи. Множество казахских поговорок прославляют дружбу: «Дружный народ полон счастья», «Дружбу потерял – счастье расплескал», «Дружба – богатство бесценное», «Дерево крепко корнями, а человек - друзьями», «Битвы успех в героизме, счастье успех в дружбе».

Только в труде видит народ надежный источник счастья, богатства и достатка, поэтому и ставит в образец молодежи честный труд. Например: «Богатство молодца - труд», «Без мук достатка не добудешь никогда», «По труду и плоды», «Имя джигита трудом славится», «Труд – вторая мать человеку». Живет в народе и понимание высокого предназначения в жизни человека знаний и искусства. Именно поэтому поучает молодежь: «Наука есть рытье колодца иглой», «Нет жизни без знаний, нет знаний без учения», «Учение – знания родник; знание – жизни светильник», «Джигиту мало знаний и семидесяти ремесел», «у мастера руки золотые, у певца слова золотые», «Умелые руки к счастью дорога».





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1476 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...