Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 8. Эстетическое и интеллектуальное воспитание в народной педагогике



План:

1.Эстетическое воспитание в народной педагогике, его цели и задачи. Основные направления эстетического воспитания: зодчество и изобразительное искусство, песни и сказания, ювелирное и прикладное искусство, ковроткачество, их значение в жизни и быте народа.

2. Этнопедагогические идеи в изобразительном искусстве. Народная школа воспитания молодёжи искусству песен и сказаний, острословию и находчивости. 3.Проблемы воспитания в произведениях народных композиторов. Воспитание эстетического чувства у девочек, участие в нем родителей. Особенности эстетического воспитания в казахском народе.

4.Интеллектуальное воспитание и его роль в воспитании подрастающих поколений. Народное восприятие мироздания. Знания о солнце, луне, звёздах, знания о зверях, птицах и домашних животных. Понятие о семи мирах, семи

Ключевые слова: прикладное искусство, ювелирное искусство, эстетическое воспитание, акыны, жыршы.

Ювелирное искусство всех центрально-азиатских народов связано главным образом с убранством женского костюма, отражавшего особенности их быта, культуры и художественного вкуса. Наиболее полное и интересное освещение этой проблемы мы видим в работе И.Н.Тасмагамбетова «Изделия мастеров – зергеров Центральной Азии». Исследователи казахского костюма достаточно уверенно выделяют комплексы, в соответствии с которыми четко прослеживается три традиционных набора украшений казашек: Южного, Северо-Восточного и Западного Казахстана. Женский комплекс украшений составляют предметы различного назначения: головные, шейные, нагрудные, наручные. В наиболее полном виде они представлены в свадебном костюме. В дальнейшем те или иные украшения постепенно исключаются из обихода, а только некоторые из них до самой смерти.

Весьма разнообразны нагрудные украшения казахских женщин. Особой торжественностью отличаются оригинальные свадебные наборы ювелирных изделий Западного Казахстана. Выделяются ониржиек – главный компонент нагрудных украшений, представляющий собой длинное, многоярусное изделие из гибко соединенных друг с другом крупных пластин, иногда украшены различными узорами, исполненными в технике зерни и филиграни, со вставками из сердолика или его имитации. Довольно часто сложенная и трудоемкая зернь с филигранью заменяется техникой штампа, получивший широкое распространение с конца XIX века. Другие нагрудные украшения – алка, броши, подвески, амулеты, - как и все другие изделия западно-казахстанского комплекта украшений исполняются и той же технике и обладают редкостным единством стиля.

Матовый блеск серебра казахи предпочитали блеску золота. Беловато-серый цвет большинства украшений более соответствовал относительно сдержанному колориту казахского народного костюма. С белым цветком казахи связывали понятия чистоты, благородства и здоровья. Практически все украшения изготавливались из серебра. Становится понятным, почему любая казахская девушка должна была носить серебряные браслеты и кольца: ведь все, к чему бы она ни прикасалась, особенно пища, как бы очищалось благодаря воздействию этого благородного металла.

Массивные и объемистые изделия западно-казахстанские мастера не отливали, а изготавливали из тонкого кованого серебряного листа. На его поверхность легко наносился штампованный узор, включая и южную зернь, более плоские части украшений выбивались чеканкой, а на высокие детали рельефа прикреплялись заранее выбитые чеканкой пластинки. Пустые полости изделий заливались пастой или заполнялись каким-либо инертным материалом, не позволявшим деформироваться тонкому серебряному листу.

Казахский народ во все времена отдавал предпочтение искусству слова. Сконцентрированная в двух-четырёх стихотворных строках глубокая мысль, которая заключена в пословицах, поговорках и афоризмах, занимает ведущее место в воспитании детей, особенно в семье: «Глядя на отца, сын растет; глядя на мать, дочь растет». Такие пословицы и поговорки отличаются широтой честности, порядочности и трудолюбию, учат ценить знания, стремиться к совершенству, любить Родину и народ, воспитывают в духе патриотизма и интернационализма.

Казах всегда должен был знать свою родословную. При разговоре казахи часто задают вопрос – знает ли другой о своих предках до седьмого колена? Спрашиваемый даже если он «ребенок по восьмому году», должен ответить на вопрос, иначе прослывет человеком невежественным и невоспитанным.

Наряду с религиозными мусульманскими догмами – шариатом в казахском обществе продолжали действовать и многообразные формы обычного права – адата (әдет), поощрялась кровная месть, допускались телесные побои, насильственный угон скота, узаконенные еще сводом «Жеті жарғы» - «Семь истин» хана Тауке.

Утро для кочевника-казаха начиналось значительно позднее, чем у земледельческих народов. Саске, время пробуждения мужчины, наступало, по свидетельству этнографов, около восьми-девяти часов утра. Соответственно, позже отходил кочевник и ко сну. Ночная прохлада, лунный свет, звездное небо – неизменные спутники веселья, песенных состязаний, легенд, миросозерцательных бесед и мудрых поучений. Ночь раскрывает поэтическую душу казаха. Кочевник, оперирующий в объяснении мира контрастными категориями добра и зла, любитель чистых без примесей и оттенков красок, с недоверием относился к восходу и к закату солнца. Казах считал, что в мире господствуют джины, и не пускал поэтому своих женщин по утрам и вечерам на реку, боясь, как бы джины – сластолюбцы не похитили их.

Из светил казах отдавал явное предпочтение луне, поклоняясь ей как символу всемогущего, доброжелательного ночного неба. Ислам, пришедший в казахские степи с культовым знаком полумесяца, без труда водрузил его на могилы умерших, завещающих потомкам своим почитание луны.

В цветной палитре степняка доминирует два основных цвета: белый и черный. В древней клятве «белый» был символом мужества, верности народу. Белый цвет – олицетворение огня. И в отношении кочевника к белому чувствуется порой та же осторожность, стремление не нарушить зыбкой грани между возможными превращениями его, как в отношении к огню.

Некоторые обычаи и поверья казахов связаны с животными. Лошадей, овец, верблюдов они наделяли свойствами оберега – кие, и потому запрещалось бить их по голове, пинать ногами, тогда как таким почитанием не пользовались, например крупный рогатый скот, или козлы. Последних мог отстегать любой прохожий, якобы для изгнания вселившихся в них «злых духов».





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1948 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...