Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В общем — эклектичность в стиле и технике, «кочевничество» по истории искусства и фрагментарность повсеместно торжествуют в современном искусстве, и влияние на это оказывают, прежде всего, новые технологии, французский постструктурализм, постфеминизм, искусство прошлых десятилетий, мода, дизайн, реклама.
Для того чтобы понять искусство сегодняшнего дня, необходимо изучить предшествующие ему сложные явления, возникавшие на протяжении всего XX в.
Фовизм
Картина «Вид на Сену» (1906) Мориса Вламинка (1876-1958) -один из самых впечатляющих примеров фовизма, где все написано в стихийном порыве, где быстрые, энергичные мазки брошены на холст в каком-то мрачном возбуждении. Изображен парижский пригород Шату, где в годы фовизма Вламинк и Андре Дерен делили одну мастерскую.
На выставке в 1905 г. в Париже целый зал был посвящен картинам, поражающим своими пламенеющими и контрастными цветами, написанными со страстью и энтузиазмом. Динамичные, экспрессивные, они воссоздавали фантастический мир, наполненный эмоциями.
Фовизм как художественное движение представляли Анри Матисс (1869-1964), Анри-Шарль Манген (1874-1949), Морис Вламинк (1876-1958), Кес Ван Донген (1877-1968), Жорж Руо (1871-1958), Альбер Марке (1875-1947), Рауль Дюфи (1877-1953), Оттон Фриез (1879-1949), Жорж Брак ( 1882-1963).
Фовизм, хотя и просуществовал всего три года, тем не менее, был первым специфическим художественным движением XX в., которое трансформировало европейское искусство между началом XX столетия и Первой мировой войной. Он объединил плеяду живописцев, каждый из которых обладал мощным колористическим дарованием. И благодаря фовизму их дар раскрылся неожиданно и ярко.
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
Название движению дал критик Луи Вексель (от франц. fauve — дикий). Учителем, вдохновителем фовистов был художник Гюс-тав Моро (1826-1898), преподаватель в Школе изящных искусств в Париже. Он призывал своих учеников к максимальному упрощению средств, что позволит им яснее передавать свои чувства.
Матисс, Марке, Дюфи, Фриез, Вламинк, Ван Донген и Ман-ген — каждый по-своему добивается активной организации цвета. И фовизм для этих художников стал испытанием средств, важным этапом на пути к новым живописным открытиям. Любопытно, что Фриез и Манген лучшие свои холсты создали именно в период фовизма, когда, отказавшись от условностей, они творили, испытав сильный прилив энтузиазма.
Главное для фовистов — подчеркнуть самостоятельность, самодостаточность произведения искусства. Они переосмыслили сам подход художника к акту творчества. Огромное значение имели, прежде всего, открытия фовистов в области цвета. Характерные особенности фовизма — обнаженность приемов письма; нарочитая грубость техники и материала; попытка вернуть живописи первозданную силу и преодолеть изысканный эстетизм конца XIX в.; использование ярких, глубоких цветов; упрощение линий, подчеркивание свежести и спонтанности исполнения.
«Радость жизни» (1906) А. Матисса — самое амбициозное его произведение, воплощающее мифическое представление о мире «золотого века». Персонажи картины чувствуют себя свободными и воздушными созданиями. «Фовизм, — говорил Матисс, — был для меня испытанием средств. Поместить рядом голубой, красный, зеленый, соединить их экспрессивно и структурно. Это было результатом не столько обдуманного намерения, сколько прирожденной внутренней потребности»1.
В картине «Дама в сорочке» (1906) К. Ван Донгена все ориентировано на упрощение образа — широкие и плоские цветовые пятна, образующие фигуру и фон на картине, толстые, схематичные линии синего цвета, обрисовывающие контуры. Насыщенный розовый цвет стены, ярко-рыжий пучок волос, фиолетовые
1 Osborne H. Twentieth century art. - London, 1987. - P. 361.
чулки передают эмоциональную реакцию художника. В роковых женщинах Ван Донгена ощущается особый психологический настрой, не свойственный другим фовистам. Краски у этого мастера дают возможность ощутить одиночество его героинь, их внутреннюю изоляцию.
В 1908 г. движение распалось, и каждый художник пошел своим путем. Матисс продолжал экспериментировать на пути эмоционального использования цвета, Брак радикально изменил направленность своего искусства, после встречи с Пикассо в 1907 г. обратившись к кубизму.
Несмотря на краткий период существования, фовизм оказал большое влияние на развитие искусства XX столетия, и, прежде всего, на экспрессионистов. Фовизм предопределил важные особенности последующих движений: форсированный акцент на художественных средствах, повышение внимания к специфическим формальным аспектам искусства.
Продолжая традиции импрессионистов и постимпрессионистов, Матисс, Вламинк, Ван Донген и другие фовисты продемонстрировали, что главный эффект картины можно построить с помощью простейших динамических, усиленных красочных аккордов.
Анри Матисс Жизнь Анри Матисса (1869-1954) была трудной, порой драматичной. Она требовала от него напряжения нравственных сил, иногда самопожертвования. На протяжении всей жизни он сталкивался с зависимостью искусства от художественного рынка, от маршанов1, от капризов моды.
1Маршан — перекупщик картин и других произведений искусства. |
Матисс родился в 1869 г. в Като, во Франции, в семье представителей среднего класса. Сначала он изучал право, а в 1890 г. начал заниматься живописью. В 1892 г., отказавшись от карьеры юриста, Матисс отравился в Париж, чтобы получить профессиональное художественное образование. Его первыми учителями в Академии Жюльена и Школе изящных искусств были консервативные художники академического направления.
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живоопись и новые формы искусства
8f •
В 1895 г. Гюстав Моро увидел работы Матисса и пригласил его в свою мастерскую. Наделенный исключительным педагогическим талантом, Моро умел находить талантливых учеников младшего поколения, объединившихся позднее в бунтарскую группировку, получившую название фовисты, — Альбер Марке, Манген, Камуэн, Жорж Руо.
Матисс изучает современное искусство, особенно его увлекают импрессионисты. Он начинает экспериментировать, испытывая сильное влияние Гогена, Сезанна, Ван Гога. Матисс воспринял их технику и модифицировал ее, используя широкие мазки. Один из лучших холстов раннего периода — «Женщина в шляпе» (Портрет мадам Матисс) (1905), яркие цвета которого во всем являются вызовом.
В том же году вместе с произведениями друзей-художников, включая Андре Дерена и Мориса Вламинка, он показывает на выставке этот портрет и другие подобные работы. Именно тогда эту группу художников назвали фовистами.
Они стремились вернуть живописи первозданную силу и преодолеть изысканный эстетизм конца XIX в., демонстрируя обнаженность приемов письма, грубость техники и материала, предпочитая пылкую красочность, темпераментное и активное извержение чувств.
Постепенно Матисса начинают рассматривать как лидера в поисках радикальных путей в искусстве. Он получает признание у влиятельных критиков и коллекционеров, включая Гертруду Стайн. Среди многочисленных важных заказов — настенные панно на тему музыки и танца для русского коллекционера С. И. Щукина (в настоящее время находятся в Эрмитаже и ГМИИ им. А. С. Пушкина).
Японская цветная гравюра и искусство мусульманского Востока — составные элементы декоративного творчества Матисса. Характерные особенности его искусства — преобладание цвета над формой, плоскостность, пестрота и узорчатость, обобщенность, стилизация предметов, сводимых к декоративным пятнам. Но эти свойства являются также и характерными чертами восточных росписей, фаянсов, тканей и ковров. Он не только использовал приемы восточных декораторов, заполняя множество
своих полотен персидской или арабской орнаментикой, но и старался взглянуть на мир глазами человека средневекового Востока, обнаруживая стремление к гармонии, спокойствию.
Огромное влияние на дальнейшее развитие искусства Матисса оказало его пребывание на Востоке (1911-1913 гг. он провел в Марокко). «Арабская кофейня» (1913) — характерное для этого периода произведение: простертые в истоме арабы словно растворяются в пространстве, превращаясь в узорчатые пятна.
Вместе с тем, Матисс хорошо знал и негритянскую скульптуру, росписи Океании и Северной Америки с их яркими, открытыми красками, византийские мозаики, иконы. Он вернул краскам силу воздействия готических витражей, древнерусских икон,
иранской миниатюры.
В 1908-1912 гг. Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом, строит свои картины на трех основных тонах («Сатир и нимфа» (1910) — созвучие зеленого, розового и голубого). С 1912 г. — на четырех основных тонах («На террасе» (1911) — лиловый, зеленый, розовый, синий). Позднее он использует более сложные сочетания, расширяет свою палитру.
В творчестве Матисса можно выявить две важнейшие темы. Первую тему раскрывают пасторальные, идиллические, вакхические сюжеты, навевающие мечты о золотом веке человечества. Цвета, которыми написаны «Музыка» (1910), «Танец» (1910), намеренно сгущены и упрощены. Главный смысл эти панно приобретают только вместе, в великом противопоставлении. «Музыка» настолько же статична, насколько динамичен «Танец».
Второй круг тем — изображение людей такими, какими они были в жизни, в домашней обстановке, перед глазами художника. Картина «Красная комната» (1911) представляет упрощенное изображение красного интерьера с видом на сад, где показана женщина, стулья и стол с фруктами и посудой. При рассматривании картины постигаешь закономерности ее ритмической организации и неповторимость каждой детали. В «Красной комнате» использовано столько красного цвета, как ни в одной другой западноевропейской картине, и соче-
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
тание цветов найдено настолько идеально, что, подчиняясь магии цвета, хочется возвращаться к ним вновь и вновь.
Матисс не только писал картины, но и создавал скульптуры. На протяжении всей жизни он лепил статуэтки из глины и затем отливал их в бронзе небольшими тиражами. В скульптуре он находил то, что ему не могла дать живопись. Иногда одну и ту же модель или позу он запечатлевал и на холсте, и в бронзе. «Чтобы выразить форму, я обращаюсь к скульптуре, которая позволяет вместо того, чтобы ограничиваться плоской поверхностью, увидеть предмет со всех сторон и лучше узнать его», — говорил художник1. И если его полотна исключительно плоскостны, то скульптура подчеркнуто объемна. В скульптурах Матисса, более экспрессионистичных по сравнению с картинами, ощущается влияние О. Родена и Э. Бурделя.
Несмотря на то что произведения Матисса интеллектуально наполнены, он всегда подчеркивал важность инстинкта и интуиции в создании произведения искусства. Он говорил, что художник не должен иметь полный контроль над цветом и формой. Вместо этого цвета, формы и линии появляются, чтобы диктовать восприимчивому художнику, как можно их использовать в соотношении друг с другом. Он часто подчеркивал свою радость, когда отказывался от продуманной игры цветов и орнамента. И тогда, как он объяснял, ритмические, но искаженные формы многих его фигур начинают работать с целью достижения полной живописной гармонии.
С 1920-х гг. до самой смерти Матисс проводил много времени на юге Франции, особенно в Ницце, где запечатлевал местную жизнь, с большой тонкостью применяя яркие цвета. В преклонном возрасте он получил заказ на декорирование маленькой капеллы Сен-Мари дю Розер в Вансе и работал над заказом с 1947 по 1951 гг.
В последние годы жизни из-за болезни художник часто был вынужден находиться в постели. Поэтому он занимался декупа-жем, создавая работы из ярко раскрашенных бумажных полосок, свободно располагая их, но остро продумывая композиционное расположение.
FlamJ. D. Matiss on his art. - New York, 1973. - P. 45.
Матисс умер в Ницце в 1954 г. В отличие от многих других художников, он при жизни получил международную известность, насладился признанием у коллекционеров, критиков и более молодого поколения художников.
Кес Ван Донген — Прибывший во Францию из страны, дав- истинный фовист шеймиру выдающихся живописцев, этот голландец воплотил истинно парижский дух и сотворил образы француженок с конца XIX в. до 60-х гг. XX в.
Как в самых низших слоях общества, так и в салонах высшего парижского света Ван Донген искал и нашел славу. Молодой анархист, он сначала участвовал в живописной революции начала XX в. Позднее, став официальным живописцем высшего общества, он никогда не отказывался от своей стремительной и дерзкой живописной манеры. Хотя его прежние богемные друзья и отказались от него, он всегда пользовался обожанием и покровительством женщин — своих моделей. Его враги считали, что самое большое его преступление в том, что он верил в красоту в ту эпоху, которая ее отрицала.
На Монмартре Ван Донген забыл тяжелый период своего детства и открыл для себя свет, цвет и праздник. В его картинах доминировали женщины: жена Гус, на которой он женился в 1901 г., их дочь Долли, Фернанда Оливье, подруга Пикассо в начале века, проститутки с темных улиц, блистательные танцовщицы из «Мулен Руж» и «Фоли-Бержер». Полотна Ван Донгена рассказывают о ночном Париже, его безумии, неистовстве, его особом вкусе к жизни.
В 30 лет Ван Донген оставляет Монмартр и становится модным живописцем высшего света. Изнеженные аристократы и экстравагантные аристократки — все мечтали быть запечатленными на его полотнах. «Главное — удачно расположить женщин в интерьере и сделать их изящней, чем на самом деле. А затем ос- тается лишь увеличить их украшения. И они в полном восторге», — говорил Ван Донген1. Но модели никогда не замечали иронии мэтра: ничто не ускользает от пристального и безжалостного
взгляда бывшего карикатуриста.
--------.__________
1 ChaumeilL Van Dongen: l'homme et l'artiste. - Geneva, 1987. - P. 29. — w*-
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
Необузданностью живописной манеры Ван Донген обязан фовизму. Чувственному облику героинь соответствовала живописная манера: яркие наэлектризованные цвета, броские формы, крупные планы. В полотнах, воспевающих артистов кабаре, Ван Донген воссоздал психологическую атмосферу, в которой сочетаются искусство и порок, богема и проституция. У голландца свой тип роковой женщины, призванной поражать и соблазнять. Его женским портретам присущ своеобразный психологический настрой, а оригинальный колорит раскрывает мир образов его героинь.
Он так любил женщин, что они вдохновляли его всю жизнь, и в 82 года он, прямой, как кисть, похожий на нордического принца, пишет портрет красавицы. Позирует Бриджит Бардо: чувственные губы, распущенные волосы, черное платье. Это происходит в 1959 г. в мастерской художника на улице Курсель.
Ван Донген родился 26 января 1877 г. Его отец, рабочий-пивовар, был добрым человеком, а мать — строгой и суровой. Маленький Корнелис Теодорус Мари рисовал мельницы, корабли, лошадей на маленьких листах. Его поразило богатейшее собрание музея Бойманса ван Бойнингена. Среди толпы в Роттердаме он делал наброски простых людей. Наконец, в день, когда ему исполнилось 20 лет, отец дал ему 100 флоринов. И тогда он отправился в Париж, который его ошеломил.
Он обосновался на чердаке живописца Сибе Тена Кейта, на улице Мальта. В это время художники либо становились знаменитыми, либо пропадали в безвестности. Импрессионисты совершили революцию, посягнув на устои академической живописи. Общество независимых художников открыло Сера, Синьяка, Ван Тога и Сезанна, Гогена, Таможенника Руссо 1, Тулуз-Лотрека, провозвестников новых путей в искусстве XX в.
Ван Донген располагается на улице и делает портреты для всех желающих за 250 франков. Его притягивал Монмартр, с его деревянными бараками, ремесленниками, дрессировщиками собак,
1 Таможенник Руссо (1844-1910) — наивный художник, самоучка, автор чу
десных, свежих, талантливых картин. Служил в таможне. По-настоящему на
чал заниматься живописью, когда вышел в отставку.
художниками и поэтами. Он посещает «Мулен де ля Галетт», с увлечением живописует жизнь улицы, цирк, мюзик-холл. Ван Донген сотрудничает с сатирическими газетами «Фру-Фру», «Нескромное», «Жиль Блаз», «Смех». Так работа в качестве рисовальщика помогала живописцу выживать.
В 1900 г. во время Всемирной выставки в Париже Ван Донген, посещая голландский павильон, встречает Аугусту (Гус) Прей-тингер — знатока изящных искусств из Роттердама. Вскоре она выходит за него замуж, работает ретушером у фотографа и разделяет богемный образ жизни Ван Донгена.
В 1906 г. шесть холстов Ван Донгена экспонируются в Салоне независимых. Ироничные критики называют его манеру письма «ташизмом», однако двери Салона открываются перед ним. Там царит авангард: работы Поля Синъяка (1863-1935), Робера Делоне (1885-1941), Матисса, Рауля Дюфи (1877-1953) и Таможенника Руссо (1844-1910). Ван Доген воплощает надежду на обновление живописи, погрязшей в неоимпрессионизме. Напряженность контрастов и яростное звучание красного объявляют о рождении нового движения — фовизма.
Молодая пара обосновывается на улице Равиньян на Монмартре. Здесь находятся десятки мастерских. Наверху живут Пикассо и Фернанда Оливье. В этом приюте анархии и атеизма обитают и мэтры слова: Андре Сальмон и Макс Жакоб. Друзья часто собираются, чтобы поспорить. Они развлекаются в цирке Медрано, который все пишут после Сера. Ван Донген и Пикассо имеют бутик, где продают свою продукцию. Пикассо пишет голландца с его изборожденным морщинами лицом, длинной бородой, блуждающим взглядом. А Ван Донген пишет возлюбленную Пикассо, это его первая крупная модель, обозначившая серию женских портретов в фовистской манере.
Начинается царство женщин. Для Ван Донгена они красивее пейзажей. Он отправляется на поиски прекрасных моделей в Италию, Испанию, Марокко и Египет. На его холстах предстают стройные танцовщицы, девушки, написанные в горячих тонах в экзотическом окружении. Это триумф фовизма. Позднее он использует другие темы, обращается к другим типам женщин. Тела удлиняются, силуэты становятся более утонченными, цвета —
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
более рафинированными. Полураздетых женщин сменяют ню, доминирует холодная эротика.
В те времена на Монпарнасе — колыбели парижской школы живописи — обосновываются и молодые таланты, приезжающие с Востока. Все собираются по вечерам, чаще всего в субботу, у Таможенника Руссо. Там можно было встретить Ван Донгена, Робера и Соню Делоне, Бранкузи.
В светское общество Ван Донгена вводит Пикассо осенью 1913 г. Голландец быстро становится любимым художником дам, прозвавших его «Кики». Он получает множество заказов. Маркиза Казати, подруга итальянского поэта-эстета Габриэле Д'Ан-нунцио, блестящая светская дама, страстно увлекается живописью и становится излюбленной моделью Ван Донгена.
Пришел конец контрактов с маршанами, с коммерческой точки зрения дела Ван Донгена идут очень хорошо. Впрочем, он и сам является блестящим торговцем.
После Первой мировой войны кружок расширяется. Миллер и Кольдер приходят на вечера к Таможеннику Руссо вместе с Пол-локом, Гершвином, Фолкнером. Каждый вечер — праздник. Но годы идут. Очарованные бунтари обуржуазились. Они знают себе цену, у них есть свои маршаны. Ван Донген разводится с Гус и обосновывается на вилле Санд в интерьерах XVI в. Он встречает Жасмин, прозванную «Божественная», ее настоящее имя Леа Жаков. Это великолепная женщина, живая и умная. Вместе они организуют Салон, самый известный в ту эпоху. Новая клиентура Ван Донгена — бомонд. Он прославляет женщин, делает их более аристократичными, обожествляет их.
Пикассо-новатор считается самым крупным художником своего времени. Ван Донген же изобрел свой стиль. «Он — живописец элегантных неврозов», — тонко писал Поль Гзель. В 1920 г. голландец создает портрет стареющего Анатоля Франса. Почтенный писатель выглядел более старческим, чем в действительности, и это вызвало возмущение у критиков. Полемика еще более усилила престиж художника.
В 1922 г. Ван Донген обосновался в роскошном отеле на улице Жюльет Ламбер, где постоянно танцуют, так как там — самый большой фонограф в Париже. Матисс и старые друзья отдаляются от Кики. Чтобы объясниться с ними, Ван Донген в 1927 г.
публикует книгу, названную им «Жизнь Рембрандта», где рассказывает о себе.
В этот период он создает крупные портреты: герцогини Ноайлъ, президента Луи Барту, короля Леопольда III, Саша Гитри. Великолепная карьера светского портретиста.
Два месяца в году Ван Донген проводит в Нормандии: присутствует на всех фестивалях, участвует в жюри конкурса красоты и других престижных конкурсах в Каннах и Довиле. Старому другу Вламинку он говорил, что он не такой, каким его представляют окружающие. И это правда. Ван Донген не пьет, не играет в казино, никогда не делает долгов. Он расточительный и благородный, коллекционирует дома, много путешествует. Он — король скандала. Но, в конце концов, ему все надоедает, и он впадает в мрачное настроение. В 1932 г. Жасмин его оставляет. Он уединяется в Париже. Но душа его все еще остается богемной, до того момента, как в 1938 г. ему представили модель Мари Клер. Она стала его женой. В 1940 г. у них родился сын Жан-Мари.
Последний период его жизни отмечен поездками в Германию. Это связано с тем, что в октябре 1941 г. Геббельс организовал коварную программу сотрудничества с деятелями культуры и искусства, по замыслу которой художники, писатели, звезды кино приглашались в турпоездки в процветающую Германию, где их соблазняли выгодным сотрудничеством. Кроме Ван Донгена в этот проект были вовлечены Дерен и Вламинк.
В последние годы жизни Ван Доиген закрылся в своей огромной мастерской на улице Курсель. Он просил, чтобы его не беспокоили, отказался от визитов. Самый светский художник, самый соблазнительный имел единственную подругу — трубку, наполненную табаком. Он умер в Мюнхене, на вилле Бато Лавуар.
Кубизм
Кубизм считается самым мощным движением в искусстве со времени итальянского Ренессанса. Это авангардистское движение произвело революционный переворот в европейской живописи и скульптуре в начале XX столетия. Великим соблазном для
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
деятелей искусства стала наука, как область, не затронутая кризисом. Подобно ученым, работающим в своих лабораториях, художники углубились в свои мастерские, погрузились в мир слов, звуков, форм. Возможно, это оказалось более действенным способом участия в окружающей жизни, чем реалистическое ее отражение. Поэтому такое большое значение обретает одержимость художников-кубистов поисками форм.
Еще одним стимулом для возникновения кубизма стал интерес художников к искусству, не затронутому кризисом цивилизации, в котором есть нечто «надличное». В таком искусстве находили цельность, органичность художественного сознания, естественную непосредственность творческого акта. Стремление художников прикоснуться к «истокам» подпитывалось и современными открытиями в области подсознания, и уклоном к интуитивизму в философии.
Кубизм, как течение получивший широкое распространение в первые десятилетия XX в. во всем мире, — пример альянса «магии и математики». Художники-кубисты вдохновлялись известным постулатом Сезанна — «трактовать формы природы как формы цилиндра, сферы, конуса»1. Художники-кубисты, теоретики этого направления Альбер Глез и Жан Метценже писали в книге «О кубизме» (1946): «Каждая из частей, на которые членится поверхность холста, обладает независимым характером формы, но все ритмически сопряжены. Исключается помещение рядом частей, одинаковых по форме, протяженности, светлоте. Художник добивается наибольшей интенсивности всех этих соотношений в пределах холста, тогда холст создает впечатление динамической и сложной жизни — предельного насыщения действием наибольшего пространства картины. Кубисты находили, что подражание природе только мешает, без него специфические законы оживления пространства могут выступить в своей чистоте и абсолютности. Не подчиняясь диктату натуры, тем более увиденной с одной точки зрения, художник волен насытить полотно напряженнейшей игрой форм, рельефов и линий, красок,
1 Osborne H. Twentieth century art. - London, 1987. - P. 135.
теней и светов в их соприкосновениях, контрастах, схождениях и расхождениях»1.
Работы кубистов были впервые выставлены на выставке в 1908 г. в Салоне независимых. Групповая выставка кубистов состоялась в 1911 г. Сначала в группу входили Пикассо, Жорж Брак, Жан Метценже, Альбер Глез, Фернан Леже, Робер Делоне, Марсель Дюшан и др. В 1911-1912 гг. Пикассо и Брак писали серии преимущественно овальных композиций, заполненных удивительной густой вязью дробящихся форм, проникающих друг в друга, просвечивающих, сливающихся, ускользающих. Среди них взгляд ловит грани стеклянных бокалов, всплески веера, закрученности раковин, цифры, буквы, ноты. Некий универсум в миниатюре. Овалы Пикассо и Брака дают зрителю ощущение, что в картине бесконечно «что-то происходит».
Первая коллективная выставка кубистов состоялась в 1911 г. в Салоне Независимых, где 41-й зал кубистов произвел сенсацию. Особенно выделялись работы Ж. Метценже, А. Глеза, «Молодая девушка» Мари Лорансен, «Башня» Робера Делоне, «Изобилие» Ле Фоконье. Достижения кубизма стимулировались сотрудничеством Брака и Пикассо, которые на протяжении семи лет работали в тесном общении друг с другом. Такой диалог помог им постигать и исследовать технику иллюзионистического изображения.
Начальный, «сезаннистский» этап кубизма носит аналитический характер («аналитический кубизм»: осень 1906 — зима 1910/1911 гг.). В этот период Пикассо и Брак настолько тесно сотрудничали, что трудно различить их произведения. Их цель — создать на картине предметную форму, обладающую самоценностью и специфической функцией.
Предметы на картинах Пикассо и Брака сразу узнаваемы по формам: тарелки, стаканы, фрукты, музыкальные инструменты, позднее игральные карты, буквы алфавита, цифры. То есть, ху-дожники работают с мысленно усвоенным материалом, не требующим сверки с действительностью. Воздействие картины тем сильнее, чем менее узнаваемы предметы и чем более будет шоки-
Глез А., Метценже Ж. О кубизме. - М., 1989. - С. 18.
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
рован неподготовленный зритель, которого хотят научить рассматривать форму как составную часть предмета. Порой предметы, линии, формы, вступающие в игру друг с другом, трудно различимы. Иногда художники дают ключи для прочтения изображения, оставляют фиксируемый предмет, например трубку для идентификации курящего человека. В 1910 г. Брак и Пикассо создавали почти монохромные, тонко нюансированные пейзажи, портреты, с пирамидальными композициями и разложением предмета на равнозначные гармоничные элементы.
В 1912-1914 гг. именно Пикассо и Брак совершили революцию в искусстве, включая словесные цитаты в ассамбляжи и коллажи — период «синтетического кубизма». Они стали использовать в некоторых картинах лаковые краски маляров вместо масляной краски, наклеивали на холст куски клеенки, наносили рисунки на наклеенные куски обоев, выходя за их пределы. Так была изобретена техника коллажа. В кубизме были созданы новые техники из разных материалов: полосок цветной бумаги с добавлением клеенки, стекла, опилок и пр.
У Пикассо и Брака появилось много последователей во Франции и других странах. Новые последователи обогащали опыт обновляющегося кубизма, связывали его с открытиями современной физики и математики, с «проблемой времени» и «типом видения» в эпоху индустриальной цивилизации. В натюрмортах кубистов, как правило, набор предметов прост: посуда, бутылки, фрукты, музыкальные инструменты напоминают знаки, поскольку фон, окружение не имеют значения. В натюрмортах всегда главную роль играет форма с подчеркиванием деталей, «напол-занием» форм. Кубизм с его ясностью формы, трансцендентным пространственным порядком сыграет эпохальную роль в искусстве XX столетия. Крупнейшими представителями этого направления стали Жорж Брак (1882-1963), Пабло Пикассо (1881-1973), Фернан Леже (1881-1955), ХуанГрис (1887-1927).
Пабло Пикассо Поражает широта диапазона Пикассо — от
образов классически ясных до кошмарно
спутанных, от трагического пафоса до глумливого сарказма, от
почти полного жизнеподобия до почти полной ни на что непохо-
жести. От радостных произведений он устремлялся к работам, проникнутым отвращением к жизни. История, кажется, не знала художника, о котором столько спорили. О нем писали Аполлинер, Элюар, Маяковский и Арагон, Пабло Неруда и Кокто. Он — испанец, но все его творчество связано с Францией. Живописец и скульптор, театральный декоратор и график, Пикассо также занимался керамикой, иллюстрировал книги.
Пабло Пикассо (1881-1973) родился в Малаге, в семье художника. Годы, проведенные в Академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде (1897-1898), отмечены отходом от академизма и обращения к живописи старых мастеров, произведения которых он изучал в Прадо. В 1900 г. он впервые приехал в Париж. Это был решающий этап в творчестве Пикассо, ставший импульсом к дальнейшим поискам. В ранних работах обнаружилась способность Пикассо к живому восприятию влияния импрессионистов, Ван Гога, Тулуз-Лотрека, художников группы «Наби». Очень характерен круг излюбленных сюжетов Пикассо «голубого» и «розового» периодов:1 «Странствующие гимнасты» (1905), «Семья акробатов» (1906). Он продолжает свойственную французской культуре линию изображения печальной комедии жизни в образах циркачей и скоморохов.
В 1907 г. происходит перелом в творчестве Пикассо. Он обращается к кубизму. Главной задачей его искусства становится конструирование геометрических объемов или же умозрительно-аналитическое разложение этих объемов на сумму составляющих и сопоставляемых плоскостей. «Авиньонские девицы» (1907) — один из самых известных, но не самых лучших его холстов. Ощущается разрыв с традициями, но нет внутренней цельности. Прослеживаются следы влияний: ассирийских рельефов, африканских масок. А от фигур справа с их мертвыми вывернутыми головами, посаженными на терракотовые розовые тела, Уже веет жутью дикарских ритуалов. Здесь Пикассо отказывает-
В «голубой» период (1901-1904) Пикассо воспроизводит колористические и фактурные гурманства позднего импрессионизма. А в «розовый» период (1905-1906) в сумеречную голубоватую гамму проникают нежные тона рассвета. Тематика — изображение бродяг, босяков, богемы, мир цыганского табора, цирковых трупп.
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
ся от иллюзорного эффекта живописи, создаваемого с помощью перспективы, светотени, фактуры, и делает попытку передать три измерения на плоскости, не нарушая зрительного ощущения плоскости. Это принцип мозаики или витража. Здесь уже заложены основы концепции кубизма. Разломы угловатых форм, глухие цветовые контрасты, общая сумеречность колорита во многих вещах Пикассо передают беспокойство и взволнованность художника.
В «Портрете Воллара» (1910) все основные линии ведут к ли
цу. И фон, и персонаж не различаются ни фактурно, ни про-
странственно. Есть в этом портрете волшебный фокус: если
смотреть с известного расстояния, то все плоскости, углы, гра-
ни скрадываются, лицо предстает мощно пластически выле
пленным и живым.
1920-1930-е гг. характерны переходом к сюрреалистическим композициям. Отказавшись от кубистических конструкций, создает образы, основанные на экспрессивной деформации человеческого тела, сильно искажает человеческий облик. Одну и ту же женщину он может написать совершенной, ангелоподобной, бесконечно привлекательной, а день или месяц спустя — чудовищной. Поразительна по сочетаемости несочетаемого акварель «Обнаженная на фоне пейзажа» (1933). Море, цветы, храм и кошмарный сон, раздробленность. Рука обнаженной переходит из кисти в подобие мохнатой лапы.
Написанное в 1937 г. панно «Герника» символизирует новые времена, массовую смерть. 26 апреля 1937 г. в результате налета германской авиации был снесен с лица земли маленький городок басков Герника. Герника воплощает трагедию и гнев. Острота эмоционального воздействия достигается беспокойным ритмом композиции, сильными деформациями, драматической выразительностью полных отчаяния и ужаса человеческих лиц.
. Есть у Пикассо и чисто сюрреалистические, графические и живописные работы. Иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия, «Лисистрате» Аристофана - шедевры. Классические контур-
ные рисунки без намека на моделировку. Графическое изящество арабесок напоминает античную вазопись.
В последние 30 лет творчества Пикассо уделял особое внимание некоторым выдающимся произведениям изобразительного искусства, признанным шедеврам. Так, в 1950-1960 гг. он создал три цикла, посвященных «Алжирским женщинам» Делакруа, «Завтраку на траве» Мане и «Менинам» Веласкеса.
Вдохновленный картиной Веласкеса, Пикассо создает серию художественных анализов композиции, проявляя богатство воображения. Он разлагает произведение, преобразуя его героев в «новые» персонажи, не теряя при этом величественной атмосферы. Серию «Менины» можно рассматривать как репертуар изобразительных приемов Пикассо, контрастно сочетающих плоскостные изображения с бесчисленными деформациями натуры.
Искусство Пикассо рождено эпохой, когда все сдвинулось с привычных мест, все ценности подверглись переоценке. Его искусство — разомкнутая система, нескончаемая цепь метафор.
Орфизм
Название придумал поэт Типом Аполлинер для характеристики произведений Робера Делоне (1885-1941), демонстрируемых в галерее Штурм в Берлине в 1913 г. Он описывал орфизм как движение внутри кубизма и отождествлял с ним и других художников, таких как Соня Делоне-Терк (1885-1979), Фрэнсис Пикабиа (1879-1953), Марсель Дюшан (1887-1968), ФернанЛеже (1881-1955) и Франтишек Купка (1871-1957).
Слово «орфический» использовали символисты. Возрождая термин, Аполлинер придал романтический характер движению художников, вводя в жесткость кубизма инъекцию более лирического подхода к цвету и интерес к аналогии между чистым цветом абстракции и музыкой (что с наибольшей силой проявилось в творчестве Купки).
Делоне, прежде всего, исследовал принципы цветовой комбинации согласно законам «симультанного контраста», разработанным Эженом Шеврелом. В 1912 г. Делоне начал серию абст-
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
рактных «Симультанных дисков» и «Круговых ритмов», показывающих взаимопроникновение сфер чистого цвета, образующих цветовые структуры, существующие по своим законам. Беспредметные композиции Делоне — сверкающие округлые формы, окрашенные по закону взаимодополняющих контрастов и цветов радуги. Он стремился создать непосредственное и чисто зрительное ощущение космического движения света. Он хотел придать кубизму «авангардистский» характер, вдохновлялся динамической эстетикой футуризма. Все это смыкается с космической интуицией «Импровизаций» Кандинского, с «лучизмом» Ларионова. В своем сочинении «От кубизма к абстрактному искусству» (1957) Делоне давал более узкое определение своим цветовым упражнениям, близким к экспериментам Купки и американских синхромистов (движение развивалось параллельно орфизму друзьями Делоне Артуром Бардеттом Фростом и Патриком Генри Брюсоу).
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 799 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!