Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Умные» здания



Понятие «экономичность» играет важнейшую роль в проекти­ровании архитектуры будущего. Сегодня зодчие рассчитывают здание, прежде всего, с точки зрения энергетической прагматич­ности и целесообразности. Внутри архитектурных комплексов идет напряженная жизнь: пульты управления, датчики, экраны, термометры и гигрометры следят за состоянием объекта. Сто­ит повыситься температуре снаружи, как автоматически начина­ют закрываться жалюзи на окнах и одновременно открываются дополнительные люки вентиляции. На смену искусственному воздуху приходят системы остроумной естественной вентиля­ции, связанные с учетом розы ветров или использованием грун­товых вод. Сплошное остекление фасадов позволяет экономить и на электрическом освещении, максимально используя естест­венное.

Стекло играет очень важную роль в архитектуре начала XXI в. После энергетического кризиса начала 1970-х гг. архитектор Ренцо Пьяно (род. в 1937) пристальное внимание обращает на энергосберегающие технологии, применяя двойное остекление и различную окраску стекла.

Начиная с одного из своих первых проектов — Центра Жоржа Помпиду в Париже (1971-1977) — вместе с Ричардом Роджер­сом, Пьяно неуклонно развивает свое мастерство невероятного архитектурного стилиста, сочетающего формы хай-тека с тради­ционными материалами. В своих проектах он использует гнутое дерево ценных пород и обработанные на компьютере каменные «квадры», но работает также с металлом и стеклом. Ренцо Пьяно был построен музей «НЭМО» в Амстердаме, проведена реконст­рукция Потсдамской площади в Берлине (благодаря чему в сто­лице Германии возник новый внутригородской центр), создан проект небоскреба London Bridge Tower на набережной Темзы.

По проекту Пьяно был возведен Культурный Центр имени Жана-Марии Тжибау (1991-1998) на оконечности мыса в Но­вой Каледонии, который стал образцом синтеза современной экологической архитектуры с местным ландшафтом и строи­тельными традициями аборигенов. Архитектор начал активно



Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США


Архитектура




использовать двойное остекление с вакуумом между рамами, со­храняющее тепло. Новые технологии сделали стекло универсаль­ным материалом. Его повышенные свето- и теплопроводимость позволяют выдерживать морозы, менять цвет и прозрачность, самоосвещаться благодаря электродиодам, вставленным внутрь стеклянных рам, принимать любые формы и занимать любые пространства.

Начало XXI в. в архитектуре — время использования невидан­ных ранее материалов и технологий (особый застывающий бе­тон, имеющий почти скульптурную поверхность, чудо-фольга — легкий заменитель стекла, позволяющий выстраивать гигант­ские купола, стекловолокно, пропитанное «тефлоном», всевоз­можные полимеры и сплавы металлов).

Если попытаться определить образ архитектуры будущего, то это — образ причудливых очертаний, состоящий из стекла и металла с легкими добавками полимеров, камня, бетона, де­рева. Архитектура будет связана с энергосберегающими техно­логиями. Солнечные батареи — непременная часть современных зданий.

Например, 25-этажный небоскреб (штаб-квартира страховой компании) в английском городе Манчестере декорирован таким количеством батарей, что они дают энергию, от кото­рой внутри здания может бесперебойно работать 1000 ком­пьютеров. И такие проекты множатся.

Самая актуальная в современном жилищном строительстве эко­логическая тенденция заключается в бережном отношении к ок­ружающей жилища человека природе.

Примером может служить поселок Солнечный Парк, располо- жившийся в местечке Санкт-Албан в области Пфалыд в Гер­мании. Поселок включает в себя 12 «биосолярных домов», питающихся в основном от энергии солнечных батарей. В зимнее время поддержание тепла в доме осуществляется за счет естественного «парникового эффекта» и небольшого количества дров. Благодаря батареям, установленным на крышах, расходы на электроэнергию в 10 раз ниже, чем обычно. В большинстве своем дома сделаны из дерева, кир-


пича, камня и стекла. Деятельность Солнечного Парка ничем не угрожает живой природе.

Немецкий инженер и архитектор Вернер Собек построил в 2000 г. в пригороде Штутгарта дом «R 128», сооружение в сти­ле хай-тек — прозрачный куб из стального каркаса и сплошного стекла.

К дому ведет подвесной стальной мост, внутри он разделен на три этажа, но перегородки между отдельными помеще­ниями на этажах отсутствуют. Дом автономен, не наносит вреда окружающей среде, быстро монтируется и демонти­руется, а основные его материалы (сталь и стекло) могут при желании подвергнуться переработке для повторного ис­пользования. Благодаря тройному остеклению, особому газу, заполняющему промежутки между стеклами, и солнечным батареям дом полностью снабжает сам себя электроэнерги­ей и теплом. В доме нет электровыключателей, весь кон­троль за приборами производится хозяином с помощью ко­манд голосом. Теоретически можно себе представить, что хозяин, будучи в отъезде, может управлять домом по мо­бильному телефону. Это звучит фантастически, но... тем не менее, дом под Штутгартом уже существует.

«Небоскребный» вариант жизни тоже активно развивается современными архитекторами. В моду входят так называемые полифункциональные комплексы, расположенные в самых «го­рячих точках» крупных городов, где сосуществуют офисы, тор­говые центры и жилые апартаменты. Внутри комплексов не­пременно находятся рекреационный центр с парком (если есть внутренний двор) или зимние сады на определенных этажах, спортивно-оздоровительный комплекс pi заведения, оказывающие бытовые услуги.

Дом будущего, как показывают новейшие проекты, в принци­пе должен быть не только удобным, энергосберегающим, но и «мобильным», то есть способным к изменению внутренних про­странств, размеров, варьируя объем в соответствии с пожела­ниями жильцов. Над этими качествами работают сегодня очень многие молодые архитекторы, предлагая самые разные вариан­ты, такие как «эластичные» дома (проект «Вариоматик» (Vario-



Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США


Архитектура




viatic), автор — голландец Каас Остеруйс), «переносные» дома, дома, развивающиеся из некоего центра — «эмбриона».

Интересен в этом смысле проект «Дом Мебиус» (голланд­ская группа «ЮН Студио» («UN Studio»)), построенный по

{, принципу ленты Мебиуса. Дом возведен в 1992-1998 гг. в Голландии с учетом пожелания его хозяев — двух человек, каждый из которых не только живет здесь, но и работает. По-

.> этому дом представляет собой сосуществование двух па­раллельных миров (в каждом — офис и спальня), соединя­ющихся в некоторых общих точках и вновь расходящихся.

Дерзкие фантазии молодых архитекторов уводят в иные ми­ры. Жилые капсулы для обитания ученых во время предстоящего полета на Марс в 2013 г. были спроектированы по заказу НАС А (космического агентства США) уже в 2000 г. английской архи­тектурной студией ФО A (Foreign Office Architects). Но посколь­ку невесомость в космическом пространстве все еще не преодо­лена, планы переселения в космос относятся к весьма далекому будущему.

Проект «Гидрахауз» студии «Офис оф Мобил дизайн» (Office of mobil design) победил в 2003 г. на конкурсе инновативной ар­хитектуры.

Архитектор Дженнифер Сигаль разработала модель подвод- ного сооружения, внешняя стена которого построена, как двойной корпус подводной лодки. Закачанный между нео-преновыми оболочками воздух позволяет сохранять внутри здания нормальное давление. Вертикально идущие вверх «шланги», оформленные как, побеги водорослей, доставляют в подводный дом воздух и электроэнергию. Частично энергию будут запасать специальные батареи, работающие по принципу кристаллизации соли, а также находящиеся на­верху термоэлементы. Вход в дом («рот гидры») может «при­сасываться» к такому же входу в следующем доме — таким образом, под водой могут возникать жилые колонии.

Мир современной архитектуры — это мир технологических
чудес, фантазий, свободы и игры, в котором сосуществуют пре­
дельно простое и предельно сложное, объединяются несколько
сфер искусства: архитектура, скульптура, живопись, музыка, ки­
нематограф


Литература

1. Архитектура Запада. Т. 1. Мастера и течения. — М., 1972. :

2. Архитектура Запада. Т. 2. Социальные и идеологические проблемы. —
М., 1975.

3. Антонио Гауди — великий сфинкс мировой архитектуры (материал
подготовили Н. Минин, Н. Воронина) // Строительный сезон,
№45,2002.

4. Бунин А. В., Саваренская Т. Ф. История градостроительного иску^
ства. Т. 2. - М., 1979.

5. Всеобщая история архитектуры. Т. 10-11. — М., 1972-1973.

6. Гидион 3. Пространство, время, архитектура. — М., 1977

7. Завтра начинается сегодня // Вокруг света, 2005, № 12.

8. Едике Ю. История современной архитектуры: Синтез формы, функ­
ции и конструкции. — М., 1972.

9. Иконников А. В. Зарубежная архитектура: От «новой архитектуры»
до постмодернизма. — М., 1982.

10. Козловски П. Культура постмодерна. Общественно-культурные по­
следствия технического развития: Пер. с нем. — М., 1997.

11. ЛеКорбюзье. Архитектура XX века/ Под ред. К. Т. Топуридзе. — М.,
1970.

12. Маньковская Н. Б. «Париж со змеями» (Введение в эстетику пост­
модернизма). — М., 1995.

13. Милле К. Современное искусство Франции: Пер. с франц. — Минск,
1995.

14. Мастера архитектуры об архитектуре. Зарубежная архитектура.
Конец XIX-XX вв. - М., 1972.

15. Москва—Париж. 1900-1930. Каталог выставки. — М., 1981.

16. Полевой В. М. Двадцатый век. — М., 1989.

17. Полевой В. М. «Стиль модерн» в архитектуре XX в. / Малая история
искусств. Искусство XX в. (1901-1945). - М, 1991.

18. Рагон М. О современной архитектуре. — М., 1963. — М., 1985.

19. Раскин А. М. Архитектура постмодернизма — всегда архитектура? /
А. М. Раскин // Известия Уральского государственного универси­
тета. -2005, № 35. - С. 182-187.



Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США



20. Соколов М. Н. Даешь Апокалипсис! (очерки современного искус­
ства Запада). — М., 1991.

21. Тьебо Ф. Гауди. Творец архитектурной сказки. — М., 2003.

22. УыттикЛ. Европейская архитектура XX в. Т. 1-2. — М., 1960-1964.

23. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на ис­
торию развития. — М, 1990.

24. Чегодаев Л. Д. Искусство Соединенных Штатов Америки 1675-
1975.-М., 1976.

25. Шукурова А. Н. Архитектура Запада и мир искусства XX в. - М,
1990.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 490 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...