Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Футуризм



Возникший в 1907 г. в Италии футуризм — первое авангардное направление в стране. Футуристы призывают к радикальному обновлению культуры. Подобно кубистам, они отвергают пред­шествующие течения, призывая создавать новую реальность. Футуризм проявился не только в изобразительном искусстве, но и в поэзии, театре, музыке, архитектуре, даже в гастрономии. Идео­лог и вождь футуристов поэт Филиппо Маринетти первым на­писал «Манифест футуризма», опубликованный в «Фигаро» в 1909 г., ставший кредо их художественной философии.

Крупнейшими представителями футуризма стали Джакомо Балла (1874-1958), Карло Карра (1881-1966), Умберто Боччо-ни 1882-1916), Джино Северини ( 1883-1966), Луиджи Руссоло (1885-1947), Сант-Элиа (1888-1916).

Маринетти суммировал главные принципы футуристов, вклю­чая патетический отказ от идей прошлого, особенно политиче­ских и художественных традиций. Футуристы демонстрировали упоение скоростью и технологией. Машина, самолет, индустри­альный город казались им легендарными, потому что воплоща-


ли технологический триумф человека над природой. Футуристы хотели встряхнуть, напугать обывателя: «До сих пор литература воспевала задумчивость, неподвижность. Мы хотим воспеть ли­хорадочную бессонницу, опасный прыжок, оплеуху!»1

С самого начала обнаружился антиэстетический, антикуль­турный характер движения: «Мы хотим разрушить музеи, биб­лиотеки, сражаться с феминизмом, пустым морализаторством»2, футуристы предлагали бороться с вкусовщиной, заявляли, что критика приносит вред, что театры надо упразднить, заменить мюзик-холлами.

Страстный, полемический «Манифест» Маринетти поддер­жали молодые миланские художники Умберто Боччони, Джако­мо Балла, Луиджи Руссоло, Карло Карра, которые хотели распро­странить идеи Маринетти на визуальные искусства. Руссоло был также композитором, вдохновлялся идеями Маринетти в своих композициях.

В 1910 г. живописцы Джакомо Балла и Джино Северини встре­тились с Маринетти. Это была первая фаза футуризма. В 1910 г. Боччони опубликовал манифест, в котором выражался протест против искусства прошлого, отвергалась сухая выхолощенность академических работ на мифологическую тему и осуждалась сен­тиментальность салонного искусства.

Переворот, к которому призывали футуристы, являлся прояв­лением технической революции. Под вызывающим поведением футуристов скрывался бессознательный оппортунизм. Апологе­тика государства, воинствующий национализм приводят их к шо­винизму и прославлению фашизма.

Главными представителями футуризма являются Балла, Боч­чони, Карра. Балла от поисков в области вибрации света (диви-зионизма) приходит к синтетическому изображению движения, космических динамических ритмов. В картине «Дама с собач­кой» (1911) он дает динамическую трактовку композиции: мно­гоногая девушка, многохвостый дог. Он разлагает изображаемое Движение на составляющие его моменты.

www.unknown.nu/futurism/painters.html.

Urnberto Boccioni. Pitture e sculture. — Milano, 1976. — P. 19.



Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США


Живопись и новые формы искусства




«Динамический синтез», разработанный Боччони, — одно из важнейших открытий футуризма. Движение означает скорость, а скорость, как сила, оказывает воздействие на движущийся пред­мет и пространство, в котором происходит движение. Ощущение, получаемое от движущегося тела, зависит от восприятия самого тела и неподвижных вещей, находящихся в окружающем про­странстве, которые, как кажется наблюдателю, движутся с той же скоростью в противоположном направлении. Единая форма означает совокупность движущегося тела и пространства, в ко­тором происходит движение.

Согласно Боччони, форма должна быть единым выражением тела и анатомии пространства. Такой синтез обеспечивает игра костей и мышц, пластическая деформация масс под воздействи­ем атмосферных течений, материализация движущихся атмо­сферных масс, раздвоение образа вследствие сохранения череду­ющихся изображений на сетчатке глаза. Боччони считал диалек­тические решения кубизма слишком рациональными, классици­стическими но своему характеру. Он сумел выявить в скорости связующий фактор и соединил воедино предмет и пространство, преодолевая основную двойственность традиционной культуры. В триптихе «Состояние души» (1912) в трех специфических мо­ментах он визуализирует нестабильность современной жизни, демонстрируя владение и знание кубистического синтаксиса.

Многие футуристы поддержали рост фашизма в Италии в на­дежде на модернизацию общества и экономики страны. Слиш­ком уж резким был контраст между промышленной революцией севера Италии и отсталым архаическим крестьянским югом. Многих футуристов стали отождествлять с режимом 1920-х гг., что дало им официальное признание и возможность выполнять значительные работы, особенно в архитектуре.

Недолго просуществовала возникшая в Турине небольшая не­офутуристическая группа во главе с Л. К. Филлиа. В нее вошли Мино Россо и Дюлъгероф. У них не было единой платформы. Они нетерпимо относились к инертной эстетике «Метафизической живописи» и «Пластических ценностей», но поняли, что именно футуризм даст толчок для развития современного итальянского искусства





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 465 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...