Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Новый язык искусства



Никогда еще художественная культура не развивалась с такой быстротой, как в XX столетии: нововведения и художественные эксперименты с такой невероятной скоростью сменяли друг друга, что общая картина эволюции искусства предстает лишен­ной гомогенности1. Очень трудно организовать этот огромный материал в определенные схемы, которые можно было бы легко интерпретировать. Множество движений и стилей сменяли друг друга. Иногда они существовали всего несколько лет.

Обращаясь к истокам искусства XX столетия, следует выде­лить такие важные для него понятия, как коммуникация, психо­анализ и релятивизм.

С помощью коммуникации информация передается от одного субъекта к другому. Язык является средством коммуникации: слова в поэзии, изображения в живописи, звуки в музыке, дви­жения тела в танце и т. п. Некоторые языки обладают универ­сальностью, как музыка, в сущности, понятная для всех. Другие языки требуют специфических знаний: чтобы прочесть стихотво­рение, надо знать язык, на котором оно написано. Изображения также можно отнести к универсальному языку, ибо они остают­ся в сфере натуралистического воспроизведения. Под «натура­листическими» понимаются изображения, которые воспроизво­дят реальность такой, как ее видят наши глаза. Натуралистиче­ские изображения отражают главные механизмы человеческого видения — перспективу, ощущение трехмерности, тональные, светотеневые градации и т. п.

В XIX в. рождение фотографии, а затем и кинематографа по­зволило воспроизводить реальность с помощью совершенных технических инструментов. Это во многом лишило живопись ее специфических целей — воспроизводить образы окружающего

1 Гомогенный — от греч. homogenes — однородный по составу (противополож­ное — гетерогенный).



Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США


Живопись и новые формы искусства




мира. Отказавшись от натурализма, изобразительные искусства начали использовать обширные и неисследованные сферы ком­муникации.

В сущности, модернистское искусство больше не интересует воспроизведение видимой реальности. Оно использует формы, чтобы передать мысли, идеи, чувства, воспоминания и нечто иное, значимое. При интерпретации модернистского искусства, рас­сматривая произведения, никогда не следует задавать вопрос, что оно изображает, но спрашивать, что оно передает.

Однако коммуникация всегда требует языка, известного либо художнику, либо зрителю. Натурализм — универсальный язык, в той степени, насколько он отражает универсальные правила че­ловеческого видения. Модернистское искусство, отказавшись от натурализма, отвергает и самый популярный и распространенный коммуникативный язык, и поэтому вынуждено изобрести новый.

Однако возникает риск, что новые языки не всегда будут асси­милированы и поняты. Поэтому рождается факт непонимания послания, которое хочет передать художник. А это приводит к лю­бопытному парадоксу — модернистское искусство желает толь­ко передавать, но часто избирает для этого путь непонимания, или, по крайней мере, заставляет зрителя изучить новый язык, применяемый художником, чтобы он смог понять послание ав­тора, рассматривая работы. Это означает, что модернистское ис­кусство нуждается в подходе, требующем определенной обра­зованности. Только погрузившись в проблематику, связанную с движениями и конкретными художниками, можно понять зна­чение произведения.

Рождение психоанализа благодаря Зигмунду Фрейду1 произ­вело переворот в концепции внутреннего мира человека. Если раньше артикуляция душевных переживаний объяснялась дуа­лизмом2 понятий «разум—чувство», то сейчас оно сместилось к дуализму «сознательное—бессознательное». Своими открытия­ми Фрейд доказал, что бессознательное — неотъемлемая часть

1 Зигмунд Фрейд (1856-1939) — основатель психоанализа. В 1895 г. вышла
книга «Исследование истерии», от которой принято вести историю психо­
анализа.

2 Дуализм — двойственность. ____


человеческой души. Здесь собраны тщательно сокрытые мысли и эмоции, воздействующие на сознание человека без его ведома, дающие ориентацию и оказывающие влияние на его предпочте­ния, мотивации и способ жизни.

Открытие новой территории человеческой души предостави­ло огромные возможности и для модернистского искусства. Язык слов, будучи логическим языком, требовал прямой коммуника­ции с сознанием человека, то есть он определял рационализм че­ловека. Язык изображений изначально было легче исследовать или передавать через область бессознательного. Некоторые ху­дожественные течения родились именно из намерения перево­дить в образы, изображения то, что находится в бессознатель­ном. Такой путь выбрал сюрреализм. Но интерес к бессознатель­ному подпитывал также поэтику других авангардных движений начала века, таких как экспрессионизм и абстракционизм. Реля­тивизм (от лат. relativus — относительный) возник на фоне ус­ловности и субъективности человеческого познания. Он пред­ставляет собой учение, отрицающее объективное содержание знания. В XX столетии человечество теряет уверенность во мно­гих, еще недавно казавшихся незыблемыми истинах — либо из-за разочарования в религии, либо из-за непредсказуемого ре­зультата научных исследований.

Человек все более погружается в непредсказуемый мир, где все относительно. К этому заключению пришли и ученые. Так, Аль­бертом Эйнштейном была открыта теория относительности.

В искусстве близкие идеи отразились в творчестве Луиджи Пи-ранделло2. В сфере философии эти идеи разрабатывались в тео­рии экзистенциализма3.

1 Альберт Эйнштейн (1879-1955) — физик-теоретик, один из основоположни­
ков современной физики.

2 Луиджи Пиранделло (1867-1936) — итальянский драматург, новеллист и ро­
манист, который в своих литературных и театральных сочинениях продемон­
стрировал, насколько кажущаяся непререкаемой истина является всего лишь
одной из точек зрения, которая варьируется от одного человека к другому.

3 Экзистенциализм (от лат. exsistentici) — разновидность субъективного идеа­
лизма, в которой человек рассматривается лишь как духовное начало, что
подрывает веру в науку.


 
 

Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США

Такой новый культурный климат не мог не повлиять на худо­жественную панораму эпохи, поскольку пошатнулась вера в аб­солютную истину. Рождается потребность заранее манифести­ровать собственные мнения, чтобы наметить координаты, внут­ри которых передается новый эстетический опыт. Из этого следует, что почти во всех авангардных течениях начала XX в. имеются программные заявления, которые служат именно этой цели. Позднее художественный поиск стал настолько фрагмен-тированным, что в игру стал вовлекаться потребитель произве­дения, от которого требуется активное участие, чтобы придать значимость художественному процессу. В этом случае искус­ство не столько дает ответы, сколько предлагает вопросы, пре­доставляя свободу для разных интерпретаций публике и крити­ке. Необходимость такого проблематического отношения к ис­кусству приводит к тому, что современное искусство становится все менее популярным и все более элитарным.

Многообразие Характерная особенность искусства XX в.
художественных заключается в том, что появление различ-
направлений ных стилей, движений или тенденций не

укладывается в некую эволюционирующую систему. В одни и те же годы возникают диаметрально противо­положные художественные направления. Поскольку они имеют интернациональный характер, очень трудно исследовать их в разных странах, ибо развитие новых художественных направле­ний происходит одновременно вследствие быстрого распростра­нения и последующего обмена художниками идеями, концеп­циями, манерами.

Также невозможно провести дифференциацию, ориентируясь на поколения художников, потому что художники одного поко­ления обращаются к разным тенденциям. Следует также учиты­вать, что появление нового направления вовсе не означает, что художники предыдущих направлений должны отказаться от ра­боты в прежней манере. Тем не менее, в искусстве XX в. можно выделить три крупных периода.

1. Первые авангардистские художественные группировки и дру­
гие течения исторического авангарда — с начала XX столетия
до начала 40-х гг.



Живопись и новые формы искусства

2. Второй авангард и другие модернистские течения — с 40-х гг.
XX в. до середины 70-х гг.

3. Постмодернизм - с середины 70-х гг. до конца XX в.

С начала XX в. до Второй мировой войны в Европе существо­вали различные художественные течения, оказавшие огромное влияние на последующее развитие искусства. Фовизм, экспрес­сионизм, кубизм - первые новаторские движения, открывшие путь для всех последующих нововведений. Концепции Кандин­ского, Матисса и Пикассо открыли новые пути в искусстве, пре­жде всего, с точки зрения субъективной связи с миром предме­тов и свободы выражения. Между двумя мировыми войнами возникли дадаизм и сюрреализм, обозначившие новое направле­ние авангардистской концепции, прокламировавшие унифика­цию искусства и жизни- Эта концепция окажет определяющее влияние на последующих художников. Также развиваются и дру­гие художественные движения, возникшие в предыдущие годы, такие как абстракция, неопластицизм, или движение «Стиль» («De Stijl»), супрематизм, орфизм, метафизическая живопись и конкретное искусство.

Период со Второй мировой войны до середины 1970-х гг. — са­мый плодотворный во всей истории авангарда. В эти годы множе­ство тенденций и движений, более или менее структурирован­ных, сменялись с головокружительной быстротой. Большинство художественных проявлений носило интернациональный ха­рактер, но иногда четко обнаруживались региональные особен­ности в языке и иконографии. Новаторская позиция художни­ков этого периода заключается в преодолении всех границ в сфе­ре искусства.

В конце 1940-1950-х гг. самым элитарным интеллектуальным течением был абстрактный экспрессионизм. А такие течения, как хэппенинг, флюксус, земляное искусство, минимализм, концеп­туальное искусство, бедное искусство, которые повторяли или вдохновлялись акциями и жестами дадаистов, значительно ус­ложнили ситуацию в мире искусства и провоцировали у публи­ки дезориентацию и непонимание, потому что на таких художе­ственных манифестациях зритель сомневался в том, что он име­ет дело с произведением искусства, а не с чем-либо другим.



 

Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США

По сути дела, только поп-арт в 1960-х гг. был единственным новаторским движением, отстаивающим права массовой культуры и противостоящим абстрактному экспрессионизму. Но представители поп-арта также создавали произведения, непонятные широкому зрителю. Только мастера возникшего в конце 1960-х гг. гиперреализма (или фотореализма) сотворяли произведения, которые нравились широкой публике.

В это же время появляются такие направления, как лирическая абстракци я, или ташизм, ар брю (спонтанное искусство), информальное, или другое искусство, неоконкретизм, неофигурация, оп-арт, поп-арт.

Период середины 1970-х гг. до конца века характеризуется эклектизмом. Но в тот же период старые и новые стили свободно сосуществуют. Постмодернистское искусство цитирует фрагменты прошлых эпох, чтобы создать новую систему образности, отказываясь от идеологии унификации и догматизма авангарда предыдущих десятилетий.

Художник-постмодернизм разрабатывает новый язык, крайне субъективный, сочетая обращение к формам, стилям прошлых эпох с отсылками к современности, без всяких региональных ограничений, с абсолютной свободой. С другой стороны, такая «историческая ревизия» возвращает живую ауру «художественному» после экспериментов художников 60-70-х гг. ХХ в., когда можно было любую вещь назвать произведением искусства. Возможно, именно из-за обращения к «художественному» такие движения, как неоэкспрессионизм и трансавангард хорошо приняли галеристы и коллекционеры. И многие молодые художники быстро добились славы и денег.

Художественные течения этого периода – анахронизм, фигурация граффити, неоэкспрессионизм, неоретро, неопоп, трансавангард, стакизм.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 809 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...