Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Органическая архитектура и творчество Ф. Л. Райта



Направление в архитектуре XX в. (1930-1950-е гг.), провозгла­сившее своей задачей создание таких произведений, форма ко­торых вытекала бы из их конкретного назначения и конкретных условий среды подобно форме естественных организмов, полу­чило название органической архитектуры. Впервые сформули­рованные в 1890-е гг. американским архитектором Л. Салливе-ном под влиянием эволюционной теории биологии, идеи орга­нической архитектуры были развиты в теоретических трудах и творчестве его ученика Фрэнка Ллойда Райта (1869-1959). «Вдохновенный, глубокий мастер, одаренный неисчерпаемым воображением и неистощимой изобретательностью, он обладал огромной образованностью во всех областях идейной и творче­ской истории человечества, был одним из крупнейших теорети­ков архитектуры за всю историю архитектурной теоретической мысли и всю жизнь работал с необыкновенной увлеченностью и ненасытной жаждой нового. Даже на девяностом году жизни он Мог с удовлетворением видеть осуществление своего последнего создания, одного из самых удивительных и дерзких творений ар­хитектуры XX в. — здания музея Гуггенхейма на Пятой авеню


 
 

Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США

в Нью-Йорке»1. Основу концепции Райта составляла идея не­прерывности архитектурного пространства, противопоставлен­ная выделению его отдельных частей в классицистической архи­тектуре. С самого начала он выступал как последователь своего учителя Салливена, переосмысливая достижения старых масте­ров, достижения архитекторов разных стран и постоянно изобре­тая новое.

Творчество Райта началось с создания ряда небольших жилых домов, так называемых «домов прерий», расположенных посреди природы или на окраинах города, и сразу проявило свои главные особенности — уникальность (и в конструкции, и в материалах), горизонтальную протяженность построек, связь их с окружаю­щим пространством (дом Уиллитса в Хайленд-Парке близ Чика­го (1902), дом Дарвина Мартина в Буффало (1904), дом Кунли в Риверсайде, штат Иллинойс (1908), дом Роби в Чикаго (1909)).

Глядя на дом Роби, находящийся в настоящее время во вла­дении Чикагского университета, «можно понять, какую музы­кальную гармонию умел извлекать Райт из естественной и в то же время неожиданно причудливой простоты, из самых обычных строительных материалов — как правило, непре­менно местного происхождения, с каким удовольствием и каким изяществом он творил всякий раз индивидуальность каждого своего архитектурного создания, словно единст­венную и неповторимую личность живого существа»2.

Наиболее известные работы Райта второй половины 1930-х гг. — это знаменитый «Дом над водопадом» в Пенсильвании (1936) и лабораторный корпус Джонсоновского исследовательского цен­тра в Расине, штат Висконсин (1939). Здесь в полной мере пред­ставлено то парадоксальное и в то же время органичное единст­во архитектурного образа и среды, его окружающей, сила твор­ческой фантазии автора.

Под воздействием этих идей сложились региональные архи- тектурные школы в скандинавских странах и в Финляндии (на-

1 Чегодаев А. Д. Искусство Соединенных Штатов Америки 1675-1975. — М,
1976.-С. 57.

2 Там же. С. 58.


пример, творчество А. Аалто и др.). В США принципы, утверж­давшиеся до Второй мировой войны Райтом, развивала кали­форнийская школа архитекторов во главе с Рихардом Нейтрой. Во 2-й половине 1940-х гг. эта теория была подхвачена в Италии архитектором Б. Дзеви, создавшим в 1945 г. в Риме Ассоциацию органической архитектуры.

В то же время принципы этого направления входили в проти­воречие с реальными архитектурно-строительными задачами, возникшими после Второй мировой войны (1939-1945), особен­но—с необходимостью массового индустриального строитель­ства. Все это ограничивало диапазон направления, главным об­разом, строительством особняков, вилл, загородных отелей.

После смерти Райта в 1959 г. теория органической архитекту­ры растворилась среди различных тенденций, направленных на расширение диапазона творческих методов. При этом некото­рые отдельные приемы, выработанные этим направлением, про­должают широко использоваться в архитектуре и художествен­ном конструировании.

Алвар Аалто Финский архитектор Хуго Алвар Хенрик

Аалто (1898-1976) заложил в качестве ве­дущего принципа проектирования своих сооружений органич­ное единство постройки и окружающей природы. Он использо­вал условия местности, подчиняя формы здания особенностям ландшафта.

Аалто родился в Куортане (центральная Финляндия) в семье инженера-геодезиста. Получив диплом архитектора в 1921 г., ра­ботал в городах Ювяскюля и Турку. Переехав в 1933 г. в Хель­синки, организовал свою собственную фирму «Артек» (1935).

Элегантная чистота его стиля четко проявилась в зданиях ре­дакции газеты «Турун Саномат» в Турку (1927-1929), туберку­лезного санатория в Паймио (1928-1933) и городской библио­теки в Вийпури (ныне Выборг; 1930-1935). Строгость линий и пространственных композиций соединилась в этих трех этапных постройках с остроумием образов, тонко учитывающих специ­фику местного ландшафта (волнообразный деревянный потолок выборгской библиотеки). Другими приметами стали свобода



Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США


Архитектура




внутренних пространств и постоянное сочетание железобетона и стекла с более традиционными материалами типа дерева, кам­ня и кирпича. Благодаря всему этому функциональная архитек­тура Аалто, стоящего у истоков современного финского дизайна, стала в полной мере архитектурой органической, представляя собой европейский аналог творчеству Ф. Л. Райта.

Среди послевоенных построек архитектора выделяются Обще­ственный центр в Сяюнатсало (1950-1952), Педагогический ин­ститут в Ювяскюля (1952-1957), комплекс Политехническо­го института в Отаниеми (1954-1969) и дворец «Финляндия» в Хельсинки (1967-1971).

Архитектор радикально модернизировал облик церковного здания {церковь в Вуоксенниске (1956-1958)). Особый интерес представляют спроектированные Аалто загородные виллы, са­мой знаменитой из которых является Мэйри (Mairea) в Нормар-ку (1938-1939). В этом проекте ярко проявляется талант Аалто в использовании единства естественных материалов, в том числе и в интерьере: потолок большой гостиной подшит сосновыми рейками, колонна из стальной трубы отделана берестой, что со­здает гармоничный и в то же время острый и выразительный ар­хитектурный образ.

Музей Гуггенхайма и революция «кривых форм»

В истории современной архитектуры есть важная точка отсчета — здание Музея Гуггенхайма в Бильбао (Испания), выстроенное Фрэнком Оуэном Гэри (род. 1929) — одним из самых известных архитекторов конца XX в., лауреатом десятков международных премий, в том числе самой престижной в архитектуре — премии Притцкера за вклад в развитие современной архитектуры.

Фрэнк Гэри родился в Канаде, окончил школу дизайна в Гар­
варде. В 1962 г. открыл собственное архитектурное бюро. Бесплат­
но спроектированное им здание Центра по борьбе с раковыми за­
болеваниями «Мэгги'з»
в английском городе Данди признано Ко­
ролевской комиссией изящных искусств зданием года в Брита­
нии (2004).


Среди значительных проектов последних лет: концертный зал «Дисней-холл» в Лос-Анджелесе, «ДГ Бэнк» («DG Bank») в Бер­лине. Творения Гэри во многом напоминают постмодернистские скульптуры. Сам он говорит, что трактует архитектуру как раз­новидность скульптуры и, одновременно, как своего рода «про­странственные резервуары, полные света и воздуха».

Оборудованное по последнему слову музейной техники внут­ри и очень необычное снаружи здание Музея современного ис­кусства Гуггенхайма будоражит воображение. Оно само по себе стало местом паломничества туристов, что свидетельствует не только о признании гения самого Гэри, но и о том, что формы ис­поведуемого им стиля архитектуры вызывают массовый инте­рес. Появление этого серебристого здания, покрытого изогнуты­ми титановыми пластинами, на берегу реки архитектурные кри­тики сравнивали с выползшим на сушу гигантским моллюском.

Революционность этого проекта заключается и в том, что при строительстве Гэри одним из первых применил полное компью­терное проектирование архитектурного произведения на основе особого программного обеспечения, которое используется в авиа­строении при расчете аэродинамических свойств самолета. Имен­но так архитектор увидел возможность воплотить в зданиях те особые криволинейные, биоморфные очертания, которые легли в основу его стиля.

Использование компьютерных программ — основа современ­ной «безбумажной» архитектуры. Компьютеры позволяют вычер­чивать, а затем и выстраивать самые невероятные кривые, при­давать зданиям самые неожиданные очертания. Можно сказать, что с приходом компьютеров в современной архитектуре свер­шилась революция, изменились представления о возможностях зодчества, возник новый образ мира.

Для некоторых современных архитекторов, например, для Сантьяго Калатравы (род. в 1951) характерны необычные кров-ли, похожие на развернутое в полете птичье крыло, которое, опи­раясь на одну точку, повисает над пространством. Они стали своеобразным «фирменным знаком» архитектора. Калатрава из­вестен пристрастием к белому цвету, сложным геометрическим Формам, причудливым кривым, «венчающим» здания. Он один



Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США


Архитектура




из самых известных проектировщиков мостов, построил Кон­цертный зал на острове Тенерифе, величественный комплекс «Город искусства и науки» в Валенсии. Этот проект — один из са­мых грандиозных в современной Европе.

Архитекторы активно пользуются так называемым «blob mo­delling» (моделированием «капель»), искривляя внешние и внут­ренние пространства здания в стремлении создать совершенно неожиданные образы.

Набережная Темзы в районе моста Тауэр в Лондоне украшена сейчас гигантской стеклянной каплей, причудливо вытянутой в сторону реки, как будто некая чудовищная сила деформировала шар из бетона, хромированного металла и стекла. Это резиден­ция мэра Лондона — один из последних проектов сэра Нормана Фостера (род. в 1935), английского архитектора, лауреата Притц-керовской премии (1999). На 10 этажах этого удивительного здания сосредоточены органы управления британской столи­цей. Но эффектный образ не является здесь самоцелью. Для ар­хитектора было особенно важно, что его параметры компьютеры рассчитали по всем правилам энергосбережения. Именно благо­даря сдвинутой причудливой форме, а также особенностям внут­ренней конструкции (солнечные батареи на крыше, особое теп­лосберегающее остекление фасадов, подведение с 25-метровой глубины подземных вод для охлаждения помещений летом) ре­зиденция мэра получилась очень экономичной в эксплуатации, требуя на 25% меньше энергии, чем традиционное здание таких же размеров.

Фостер построил также международный аэропорт в Гонконге, купол над берлинским Рейхстагом, стеклянное перекрытие двора Британского музея в Лондоне, пешеходный мост через Темзу «Миллениум» и «фаллическую» башню — небоскреб Свис РЕ Хэд-квотер (Swiss RE Headquarter) в Лондоне.

Купол Рейхстага (1993-1999) вошел в историю современной
архитектуры как экологическое сооружение (энергообмен про­
исходит благодаря системе зеркал и солнечных батарей) и сим­
вол «прозрачности» работы немецкого парламента (туристы мо­
гут сверху, сквозь стеклянную крышу, наблюдать за парламент­
скими заседаниями). ЛкЛ1:, • ^. t,^..Uu,.,M,...„,..,*,.,»,,.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 943 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...