Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экспрессионизм в архитектуре



Экспрессионизм — стилевое направление в искусстве XX в., охва­тившее разные виды искусства (существует экспрессионизм в музыке, в живописи, в литературе). Архитектурным произведе­ниям этого стиля присуща подчеркнутая эмоциональная выра­зительность композиции, иногда достигаемая за счет заострен­ности, гротескности, нарочитой деформации привычных архи­тектурных форм, либо вообще отказа от них с формированием композиции по принципам скульптуры.

Центром возникновения архитектуры экспрессионизма в 1920-х гг. стала Германия (ведущие мастера: Э. Мендельсон (1887-1953), Г. Шарун (1893-1972), Г. Пельциг (1969-1926), Г. Херит (1882-1958 гг.)).

Символом экспрессионизма в архитектуре является постро­енное Э. Мендельсоном в 1921 г. здание астрофизической лабо-


ратории в Потсдаме («Башня Эйнштейна») с его пластичными монолитными железобетонными формами. В архитектуре баш­ни объемная форма явно преобладает над решением внутренних пространств.

Другим ярким примером периода раннего экспрессионизма служит «Гетеанум» в Дорнахе (1923-1928 гг.), автором проекта которого был Рудольф Штайнер (1861-1925) — австрийский мыслитель, педагог, общественный деятель, создатель антропо­софии, нового направления философии. В 1913 г. им было осно­вано Антропософское общество и одновременно заложен крае­угольный камень здания «Гетеанума» в Дорнахе (близ Базеля, Швейцария), ставшего центром антропософской деятельности. На строительстве здания «Гетеанума», названного Штайнером «Домом Слова», в период Первой мировой войны вместе работа­ли представители восемнадцати народов Европы. Штайнер был не только автором проекта здания, но и создателем его внутрен­него оформления (росписей, витражей, пластических элемен­тов). Здание «Гетеанума» было уничтожено пожаром в ночь на 1 января 1923 г., что стало ударом для Штайнера и всего Антро­пософского общества.

К середине 1930-х гг. экспрессионизм уходит с архитектурной сцены, чтобы в 1950-1970-х гг. проявиться вновь в произведени­ях Э. Сааринена, О. Нимейера и др. С 1950-х гг. направление по­лучает наименование неоэкспрессионизма.

Одним из ярких проявлений неоэкспрессионизма в архитек­туре стала капелла Нотр-Дам-дю-0 в Роншане (1950-1955 гг., архитектор Ле Корбюзье). Следует отметить, что экспрессиони­стический подход к церковному зодчеству различных конфес­сий в XX в. достаточно распространен. Этому способствует воз­можность свободной компоновки архитектурных форм, объемов и пространств, достичь которую позволяет очень простая функ­циональная схема культовых зданий.

Творчество Ээро Сааринен (1910-1961) занимает осо-

Ээро Сааринена бое место в современной архитектуре. Рас­цвет его творчества, когда были созданы все его наиболее значительные произведения, занимает всего лишь


 

Комплекс технического центра занимает площадь в 150 га. Архитектор объединяет 25 сооружений разного назначения в единый пространственный организм. Удачное использова­ние цвета, воды, скульптуры, озеленения позволило придать производственно-административному центру характер об­щественного ансамбля. Остекленные фасады невысоких прямоугольных зданий (мастерские, лаборатории и т. д.) контрастируют с цветными торцами корпусов, с глухими сте­нами и трубами производственного здания, с покрытым сталь­ными листами куполом выставочного зала. Композиция этого ансамбля формируется вокруг искусственного прямоуголь­ного водоема. Строгие формы центрального комплекса ожив­ляют два фонтана, водонапорная башня из нержавеющей ста­ли высотой 40 м и работа скульптора Антона Певзнера.

Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США

последние десять лет его жизни (1951-1961). Этого талантли­вейшего архитектора современности нельзя причислить, строго говоря, ни к какой одной архитектурной школе. Он не оставил последователей, не стал главой и вновь созданного направления.

Сааринен обладал феноменальным творческим чутьем. Из мно­жества разнообразных направлений он всегда безошибочно вы­делял главное, связанное не с сиюминутной модой, а с глубин­ными процессами развития архитектуры. Зачастую еще только зарождающиеся средства и приемы находили в его творчестве блистательную разработку и совершенное художественное во­площение.

Ээро Сааринен родился в 1910 г. в Финляндии в семье знаме­нитого архитектора Элиэля Сааринена. В 1923 г. его семья пере­ехала на постоянное место жительства в США. Отец с юных лет привлекал ребенка к проектированию. Его мать была скульпто­ром, и, возможно, поэтому мальчика одинаково интересовала и архитектура, и скульптура. В 1929 г. юноша решает стать скульп­тором и едет учиться в Париж. Через год меняет свое решение и, возвратившись в США, поступает на архитектурный факультет Йельского университета. Однако увлечение скульптурой откла­дывает заметный отпечаток на его дальнейшее творчество. По­сле окончания университета Сааринен уезжает на два года в Ев­ропу, откуда возвращается убежденным сторонником функцио­нализма и начинает работать в мастерской отца.

После смерти отца в 1950 г. Сааринен резко меняет направлен­ность работы архитектурной мастерской, не останавливаясь пе­ред коренной переработкой уже находившихся в стадии завер­шения проектов. Одним из них был проект технического центра компании «Дженерал Моторс», начатый еще при жизни Саари-нена-старшего. Созданный Ээро Саариненом комплекс этого центра занимает особое место в развитии современной архитек­туры — это фактически первый крупный законченный ансамбль, выполненный в лучших традициях функционализма. По своим же художественным достоинствам он встал в ряд выдающихся ансамблей мировой архитектуры.


О скульпторе Антоне Певзнере (1884-1962) необходимо ска­зать особо. Певзнер родился в Могилевской губернии. В 1909 г. окончил Киевское художественное училище и поступил в петер­бургскую Академию художеств, но через три месяца был отчис­лен. В 1909-1911 гг. жил у родителей в Брянске, с 1911 г.— в Па­риже, а с 1915 г. вместе с братом Наумом, тоже будущим знамени­тым скульптором, в Христиании (ныне — Осло). Весной 1917 г. братья вернулись в Москву, участвовали в преобразованиях ху­дожественной жизни, выпустили в виде афиши «Реалистический манифест» (1920), один из первых манифестов конструктивиз­ма. Выехав в 1923 г. в Берлин, художник в том же году поселился в Париже. Человеческие фигуры и головы в его образах оконча­тельно опредмечиваются, превращаясь в контррельефные компо­зиции, состоящие из открытых к зрителю плоскостей и пустот, зачастую прозрачных («Торс, медь и пластмасса» (1924-1926), Музей современного искусства, Нью-Йорк; Портрет М.Дюшана (1926), галерея Йельского университета, Нью-Хейвен). Форма и масса уступают место динамическому ритму, а затем в так назы­ваемых «кинетических структурах» и реальному движению. Ти­пической структурой становится ажурная поверхность, образо­ванная натянутыми металлическими нитями, стержнями или криволинейно выгнутыми полосами («Поверхность в развитии» (1938), частное собрание, Базель). С 1940-х гг. в манере Певзне-ра нарастает торжественный монументализм («Колонна, бронза



Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США


Архитектура




           
   
 
 
 
   


и латунь» (1952), частное собрание, Брюссель). Он занимается оформлением больших архитектурных пространств {«Динамиче­ская проекция под углом в 30 градусов для университета в Кара­касе» (1950-1951); «Взлетающая птица» перед зданием Науч­но-технического центра «Дженерал Моторс» в Детройте (1955)). В 1952 г. мастер исполнил целиком пустотно-сквозной, как бы «проволочный» проект памятника Неизвестному политическо­му заключенному (ныне — в галерее Тейт, Лондон). С 1946 г. был одним из организаторов, а затем вице-президентом и президен­том салона Новых реальностей, стремившегося поддержать и пе­реосмыслить традиции конструктивизма.

Следующей крупной работой Сааринена было создание ауди­тории Массачусетского технологического института (1955). Стремясь добиться предельной ясности внешнего облика этого здания, Сааринен перекрывает его бетонной оболочкой в виде одной восьмой сферы, опертой на три точки (диаметр оболочки 51 м). Однако это решение имело ряд конструктивных противо­речий, что при практическом воплощении привело к фактиче­скому нарушению его сферичности.

В том же 1955 г. по проекту Сааринена сооружается капелла Массачусетского технологического института. Перед архитек­тором была поставлена необычная задача: создать молитвенное помещение, пригодное для различных вероисповеданий. Следо­вательно, любые атрибуты конкретного культа были здесь не­уместны, а все образные функции брала на себя архитектура.

Сааринен спроектировал капеллу в виде глухого кирпичного цилиндра. Созерцательное настроение внутри здания созда­валось игрой света, падающего сверху на небольшие подве­шенные пластинки, а также отраженного от окружающего ка­пеллу кольцевого водоема, на который выходили низкие арочные проемы на уровне пола. Посетители капеллы, будучи отрезанными глухими стенами от оживленного институтского двора, оказывались в помещении, насквозь пронизанном мерцающим светом, падающим сверху и поднимающимся снизу.

Важным произведением, ознаменовавшим новый этап в твор­ческом развитии Сааринена, стал хоккейный стадион Йельского


университета (окончен в 1958 г.). Сам Сааринен считал этот стадион самым значительным из своих осуществленных произ­ведений и очень гордился им.

Каток и трибуны на 2800 мест определили овальный план со­оружения. По продольной оси перекинута железобетонная арка, концы которой были выведены наружу в виде консолей, в результате чего арка воспринималась как бы парящей в воздухе. Стены слегка наклонены наружу, что усиливает впе­чатление напряженности динамических форм. Контраст во­гнутых и выпуклых форм, простота внутреннего пространст­ва, остроумие и наглядность работы конструкции придают удивительную легкость и воздушность всему сооружению.

После окончания работы над стадионом Сааринен увлекся но­выми пластическими возможностями, открывающимися перед современной архитектурой. В нем как будто заговорил скульп­тор. Наиболее наглядно эта тенденция его творчества прояви­лась в здании Нью-Йоркского аэровокзала, проект которого был создан в 1958 г., а строительство закончено уже после смерти ав­тора. Сааринен решил придать всему облику здания символико-изобразительный характер. Работая скорее как скульптор, чем как архитектор, он долго искал образ здания, стремясь к ассо­циациям с летящей птицей. Стремление автора выразить идею полета заставило его искать новые формы, новые пропорции.

Перекрытие аэровокзала состоит из четырех взаимосвязан­ных оболочек из монолитного железобетона, разделенных.., световыми зазорами. Оболочки опираются на V-образные - опоры.

В здании нет ни одной строго геометрической формы: здесь
нельзя обнаружить не только ни одного прямого угла или ок­
ружности, но даже параболы. Сааринену удалось создать в
этом здании не только внешне выразительный образ. Ис-
ключительно удачно решены (как и во всех проектах Саари­
нена) функционально-технологические задачи. Движение
пассажиров и багажа разделено по этажам, потоки отправ­
ления и прибытия сосредоточены в различных крыльях, к мес­
ту стоянки самолета пассажиры попадают по крытым пере­
ходам.



Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США


Архитектура



В последние годы жизни Сааринен все большее внимание уде­лял вопросам связи архитектуры с природой. Один из примеров такого рода — административный комплекс тракторного завода фирмы «ДжонДир Компании» (завершен в 1964 г.).

Комплекс расположен в живописной холмистой местности. Главный восьмиэтажный корпус поставлен поперек неглубо­кого оврага в виде своеобразного моста таким образом, что на верхней отметке участка находится лишь его четвертый этаж. Переходные мостики связывают этот корпус с боковы­ми павильонами.

Перед главным фасадом расположены два искусственных озера с криволинейными берегами, заросшими деревьями и травой. Корпус окружен галереями, закрытыми отражатель­ными стеклами и металлическими козырьками. Сааринен долго подбирал материал, который помог бы зданию лучше вписаться в естественный ландшафт. Был выбран особый, при­меняющийся для железнодорожных рельсов сплав. На откры­том воздухе этот сплав в течение нескольких лет покрывает­ся темно-бурым защитным слоем (напоминающим ржавчи­ну), который не требует в дальнейшем покраски и ухода.

Другой пример органичного сочетания архитектуры и окру­жающей природы — проект научно-исследовательского центра в Йорктаунеу который мастерская Сааринена разработала для фирмы «IBM».

Корпус исследовательского центра поставлен на склоне холма так, что его главный северный остекленный фасад имеет три этажа, а южный (вогнутый), где остекление чере­дуется с каменными стенами, — двухэтажный. К этому фаса­ду примыкает японский садик, над которым перекинуты мостики, соединяющие верхний этаж с автостоянкой. В этом последнем из осуществленных при жизни Сааринена проекте были органически объединены черты, характерные для его работ различных лет: строгость в использовании стан­дартных элементов, стремление к криволинейным формам, использование циклопической каменной кладки.

Сааринен умер в 1961 г. в расцвете творческих сил. Большин­ство созданных им в последнее десятилетие произведений стало классикой современной мировой архитектуры.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1986 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...