Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Экспрессионизм — стилевое направление в искусстве XX в., охватившее разные виды искусства (существует экспрессионизм в музыке, в живописи, в литературе). Архитектурным произведениям этого стиля присуща подчеркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счет заостренности, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо вообще отказа от них с формированием композиции по принципам скульптуры.
Центром возникновения архитектуры экспрессионизма в 1920-х гг. стала Германия (ведущие мастера: Э. Мендельсон (1887-1953), Г. Шарун (1893-1972), Г. Пельциг (1969-1926), Г. Херит (1882-1958 гг.)).
Символом экспрессионизма в архитектуре является построенное Э. Мендельсоном в 1921 г. здание астрофизической лабо-
ратории в Потсдаме («Башня Эйнштейна») с его пластичными монолитными железобетонными формами. В архитектуре башни объемная форма явно преобладает над решением внутренних пространств.
Другим ярким примером периода раннего экспрессионизма служит «Гетеанум» в Дорнахе (1923-1928 гг.), автором проекта которого был Рудольф Штайнер (1861-1925) — австрийский мыслитель, педагог, общественный деятель, создатель антропософии, нового направления философии. В 1913 г. им было основано Антропософское общество и одновременно заложен краеугольный камень здания «Гетеанума» в Дорнахе (близ Базеля, Швейцария), ставшего центром антропософской деятельности. На строительстве здания «Гетеанума», названного Штайнером «Домом Слова», в период Первой мировой войны вместе работали представители восемнадцати народов Европы. Штайнер был не только автором проекта здания, но и создателем его внутреннего оформления (росписей, витражей, пластических элементов). Здание «Гетеанума» было уничтожено пожаром в ночь на 1 января 1923 г., что стало ударом для Штайнера и всего Антропософского общества.
К середине 1930-х гг. экспрессионизм уходит с архитектурной сцены, чтобы в 1950-1970-х гг. проявиться вновь в произведениях Э. Сааринена, О. Нимейера и др. С 1950-х гг. направление получает наименование неоэкспрессионизма.
Одним из ярких проявлений неоэкспрессионизма в архитектуре стала капелла Нотр-Дам-дю-0 в Роншане (1950-1955 гг., архитектор Ле Корбюзье). Следует отметить, что экспрессионистический подход к церковному зодчеству различных конфессий в XX в. достаточно распространен. Этому способствует возможность свободной компоновки архитектурных форм, объемов и пространств, достичь которую позволяет очень простая функциональная схема культовых зданий.
Творчество Ээро Сааринен (1910-1961) занимает осо-
Ээро Сааринена бое место в современной архитектуре. Расцвет его творчества, когда были созданы все его наиболее значительные произведения, занимает всего лишь
Комплекс технического центра занимает площадь в 150 га. Архитектор объединяет 25 сооружений разного назначения в единый пространственный организм. Удачное использование цвета, воды, скульптуры, озеленения позволило придать производственно-административному центру характер общественного ансамбля. Остекленные фасады невысоких прямоугольных зданий (мастерские, лаборатории и т. д.) контрастируют с цветными торцами корпусов, с глухими стенами и трубами производственного здания, с покрытым стальными листами куполом выставочного зала. Композиция этого ансамбля формируется вокруг искусственного прямоугольного водоема. Строгие формы центрального комплекса оживляют два фонтана, водонапорная башня из нержавеющей стали высотой 40 м и работа скульптора Антона Певзнера. |
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США |
последние десять лет его жизни (1951-1961). Этого талантливейшего архитектора современности нельзя причислить, строго говоря, ни к какой одной архитектурной школе. Он не оставил последователей, не стал главой и вновь созданного направления.
Сааринен обладал феноменальным творческим чутьем. Из множества разнообразных направлений он всегда безошибочно выделял главное, связанное не с сиюминутной модой, а с глубинными процессами развития архитектуры. Зачастую еще только зарождающиеся средства и приемы находили в его творчестве блистательную разработку и совершенное художественное воплощение.
Ээро Сааринен родился в 1910 г. в Финляндии в семье знаменитого архитектора Элиэля Сааринена. В 1923 г. его семья переехала на постоянное место жительства в США. Отец с юных лет привлекал ребенка к проектированию. Его мать была скульптором, и, возможно, поэтому мальчика одинаково интересовала и архитектура, и скульптура. В 1929 г. юноша решает стать скульптором и едет учиться в Париж. Через год меняет свое решение и, возвратившись в США, поступает на архитектурный факультет Йельского университета. Однако увлечение скульптурой откладывает заметный отпечаток на его дальнейшее творчество. После окончания университета Сааринен уезжает на два года в Европу, откуда возвращается убежденным сторонником функционализма и начинает работать в мастерской отца.
После смерти отца в 1950 г. Сааринен резко меняет направленность работы архитектурной мастерской, не останавливаясь перед коренной переработкой уже находившихся в стадии завершения проектов. Одним из них был проект технического центра компании «Дженерал Моторс», начатый еще при жизни Саари-нена-старшего. Созданный Ээро Саариненом комплекс этого центра занимает особое место в развитии современной архитектуры — это фактически первый крупный законченный ансамбль, выполненный в лучших традициях функционализма. По своим же художественным достоинствам он встал в ряд выдающихся ансамблей мировой архитектуры.
О скульпторе Антоне Певзнере (1884-1962) необходимо сказать особо. Певзнер родился в Могилевской губернии. В 1909 г. окончил Киевское художественное училище и поступил в петербургскую Академию художеств, но через три месяца был отчислен. В 1909-1911 гг. жил у родителей в Брянске, с 1911 г.— в Париже, а с 1915 г. вместе с братом Наумом, тоже будущим знаменитым скульптором, в Христиании (ныне — Осло). Весной 1917 г. братья вернулись в Москву, участвовали в преобразованиях художественной жизни, выпустили в виде афиши «Реалистический манифест» (1920), один из первых манифестов конструктивизма. Выехав в 1923 г. в Берлин, художник в том же году поселился в Париже. Человеческие фигуры и головы в его образах окончательно опредмечиваются, превращаясь в контррельефные композиции, состоящие из открытых к зрителю плоскостей и пустот, зачастую прозрачных («Торс, медь и пластмасса» (1924-1926), Музей современного искусства, Нью-Йорк; Портрет М.Дюшана (1926), галерея Йельского университета, Нью-Хейвен). Форма и масса уступают место динамическому ритму, а затем в так называемых «кинетических структурах» и реальному движению. Типической структурой становится ажурная поверхность, образованная натянутыми металлическими нитями, стержнями или криволинейно выгнутыми полосами («Поверхность в развитии» (1938), частное собрание, Базель). С 1940-х гг. в манере Певзне-ра нарастает торжественный монументализм («Колонна, бронза
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Архитектура
и латунь» (1952), частное собрание, Брюссель). Он занимается оформлением больших архитектурных пространств {«Динамическая проекция под углом в 30 градусов для университета в Каракасе» (1950-1951); «Взлетающая птица» перед зданием Научно-технического центра «Дженерал Моторс» в Детройте (1955)). В 1952 г. мастер исполнил целиком пустотно-сквозной, как бы «проволочный» проект памятника Неизвестному политическому заключенному (ныне — в галерее Тейт, Лондон). С 1946 г. был одним из организаторов, а затем вице-президентом и президентом салона Новых реальностей, стремившегося поддержать и переосмыслить традиции конструктивизма.
Следующей крупной работой Сааринена было создание аудитории Массачусетского технологического института (1955). Стремясь добиться предельной ясности внешнего облика этого здания, Сааринен перекрывает его бетонной оболочкой в виде одной восьмой сферы, опертой на три точки (диаметр оболочки 51 м). Однако это решение имело ряд конструктивных противоречий, что при практическом воплощении привело к фактическому нарушению его сферичности.
В том же 1955 г. по проекту Сааринена сооружается капелла Массачусетского технологического института. Перед архитектором была поставлена необычная задача: создать молитвенное помещение, пригодное для различных вероисповеданий. Следовательно, любые атрибуты конкретного культа были здесь неуместны, а все образные функции брала на себя архитектура.
Сааринен спроектировал капеллу в виде глухого кирпичного цилиндра. Созерцательное настроение внутри здания создавалось игрой света, падающего сверху на небольшие подвешенные пластинки, а также отраженного от окружающего капеллу кольцевого водоема, на который выходили низкие арочные проемы на уровне пола. Посетители капеллы, будучи отрезанными глухими стенами от оживленного институтского двора, оказывались в помещении, насквозь пронизанном мерцающим светом, падающим сверху и поднимающимся снизу.
Важным произведением, ознаменовавшим новый этап в творческом развитии Сааринена, стал хоккейный стадион Йельского
университета (окончен в 1958 г.). Сам Сааринен считал этот стадион самым значительным из своих осуществленных произведений и очень гордился им.
Каток и трибуны на 2800 мест определили овальный план сооружения. По продольной оси перекинута железобетонная арка, концы которой были выведены наружу в виде консолей, в результате чего арка воспринималась как бы парящей в воздухе. Стены слегка наклонены наружу, что усиливает впечатление напряженности динамических форм. Контраст вогнутых и выпуклых форм, простота внутреннего пространства, остроумие и наглядность работы конструкции придают удивительную легкость и воздушность всему сооружению.
После окончания работы над стадионом Сааринен увлекся новыми пластическими возможностями, открывающимися перед современной архитектурой. В нем как будто заговорил скульптор. Наиболее наглядно эта тенденция его творчества проявилась в здании Нью-Йоркского аэровокзала, проект которого был создан в 1958 г., а строительство закончено уже после смерти автора. Сааринен решил придать всему облику здания символико-изобразительный характер. Работая скорее как скульптор, чем как архитектор, он долго искал образ здания, стремясь к ассоциациям с летящей птицей. Стремление автора выразить идею полета заставило его искать новые формы, новые пропорции.
Перекрытие аэровокзала состоит из четырех взаимосвязанных оболочек из монолитного железобетона, разделенных.., световыми зазорами. Оболочки опираются на V-образные - опоры.
В здании нет ни одной строго геометрической формы: здесь
нельзя обнаружить не только ни одного прямого угла или ок
ружности, но даже параболы. Сааринену удалось создать в
этом здании не только внешне выразительный образ. Ис-
ключительно удачно решены (как и во всех проектах Саари
нена) функционально-технологические задачи. Движение
пассажиров и багажа разделено по этажам, потоки отправ
ления и прибытия сосредоточены в различных крыльях, к мес
ту стоянки самолета пассажиры попадают по крытым пере
ходам.
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Архитектура
В последние годы жизни Сааринен все большее внимание уделял вопросам связи архитектуры с природой. Один из примеров такого рода — административный комплекс тракторного завода фирмы «ДжонДир Компании» (завершен в 1964 г.).
Комплекс расположен в живописной холмистой местности. Главный восьмиэтажный корпус поставлен поперек неглубокого оврага в виде своеобразного моста таким образом, что на верхней отметке участка находится лишь его четвертый этаж. Переходные мостики связывают этот корпус с боковыми павильонами.
Перед главным фасадом расположены два искусственных озера с криволинейными берегами, заросшими деревьями и травой. Корпус окружен галереями, закрытыми отражательными стеклами и металлическими козырьками. Сааринен долго подбирал материал, который помог бы зданию лучше вписаться в естественный ландшафт. Был выбран особый, применяющийся для железнодорожных рельсов сплав. На открытом воздухе этот сплав в течение нескольких лет покрывается темно-бурым защитным слоем (напоминающим ржавчину), который не требует в дальнейшем покраски и ухода.
Другой пример органичного сочетания архитектуры и окружающей природы — проект научно-исследовательского центра в Йорктаунеу который мастерская Сааринена разработала для фирмы «IBM».
Корпус исследовательского центра поставлен на склоне холма так, что его главный северный остекленный фасад имеет три этажа, а южный (вогнутый), где остекление чередуется с каменными стенами, — двухэтажный. К этому фасаду примыкает японский садик, над которым перекинуты мостики, соединяющие верхний этаж с автостоянкой. В этом последнем из осуществленных при жизни Сааринена проекте были органически объединены черты, характерные для его работ различных лет: строгость в использовании стандартных элементов, стремление к криволинейным формам, использование циклопической каменной кладки.
Сааринен умер в 1961 г. в расцвете творческих сил. Большинство созданных им в последнее десятилетие произведений стало классикой современной мировой архитектуры.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1986 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!