Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Параллельно с модерном появилась и развивалась неоклассика, ярко проявившаяся в течение некоторого времени перед сменой ее принципиально иным стилем — конструктивизмом. Неоклассицизм (или неоклассика) — термин, принятый в искусствозна-
1 Цит. по: Антонио Гауди — великий сфинкс мировой архитектуры (материал подготовили Н. Минин, II. Воронина) // Строительный сезон, № 45, 2002.
нии для обозначения тех художественных явлений начала XX в., которым присуще обращение к традициям искусства Античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма.
Возникновение неоклассицизма, как программного обращения к искусству прошлого, было обусловлено стремлением противопоставить тревожной и противоречивой реальности «вечные» эстетические ценности, идеальность образов, строгость и величавость форм.
При этом неоклассицизм обнаруживает немало общих отправных точек с неоромантизмом, хотя порой и оказывается его антитезой. Развитие и творческое осмысление классических традиций выявляет историческую преемственность этапов художественного процесса. В то же время механическое применение классических формальных приемов, тенденциозность, нарочитость в использовании классических мотивов приводили к созданию схематичных, псевдовозвышенных, помпезных произведений.
В архитектуре XX в. выделяются три периода наиболее широкого распространения неоклассических течений, связанных большей частью с традициями классицизма: первый, начавшийся около 1910 г. и в ряде стран продолжавшийся до середины 1920-х гг.; второй, захвативший в основном 1930-е гг.; третий, начавшийся в конце 1950-х гг.
В первый период логика организации классической формы и ее лаконизм выдвигались в противовес формальному произволу и избытку декора в архитектуре эклектики pi модерна. В ряде стран неоклассицизм этого времени использовал конструктивные приемы, выработанные модерном, и содержал в себе определенные рационалистические тенденции (О. Перре).
Огюст Перре (1874-1954) — французский архитектор, родился в Брюсселе и учился в Школе изящных искусств в Париже У Л. С. Бернье и Ж. Гюаде. Заслуги Перре были высоко оценены: с 1948 г. он являлся Почетным президентом Международного союза архитекторов. Этот архитектор одним из первых начал строить железобетонные здания. Стремясь эстетически осмыслить каркасные системы (обращаясь при этом к мотивам готических построек), он добивался полного соподчинения архитектурной формы и конструкции {жилой дом на улице Франклина,
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Архитектура
1903; гараж на улице Понтье, 1905-1906 (разобран в 1960-е гг.); театр на Елисейских полях (1911-1913); церковь Нотр-Дам в Ле-Ренси (1922-1923) — все постройки выполнены в Париже). Показательно, что, решая преимущественно утилитарные задачи, Перре придавал промышленным объектам предельную простоту и рациональность (доки в Касабланке (1915); завод в Мон-татере (департамент Уаза) (1920); завод в Иссуаре (департамент Пюи-де-Дом) (1939)).
Попытки совместить рациональные конструктивные приемы с неоклассической стилистикой, появившиеся в работах Перре в 1920-1930-е гг., привели в дальнейшем к сухости форм {комплекс Центра атомных исследований в Сакле (департамент Эс-сонн) (1947-1953)). В последние годы жизни Перре приступил к осуществлению крупных градостроительных проектов (застройка разрушенной части Гавра, начата в 1947 г.).
Другим значительным мастером, которого справедливо можно назвать реформатором градостроительства, был французский архитектор Тони Гарнье (1869-1948). Окончив Школу изящных искусств в Париже, в 1905-1919 гг. служил городским архитектором своего родного города Лиона, разработав и частично осуществив его новый генеральный план (с 1914). Получение в 1898 г. «Римского приза», присуждавшегося молодым художникам, позволило ему сосредоточиться на главном своем творении — разработке плана «Индустриального города», экспонированного в 1904 г. и опубликованного в 1917 г.
Гарнье предложил выстроить на плато в юго-восточной Франции город, разделенный на четыре функциональные зоны: жилую, промышленную, культурно-административную и сель-
скохозяйственную, обеспечив их жизнедеятельность как транспортными сетями, так и оптимальным использованием
I возможностей самого ландшафта —земного рельефа, солнца, воздуха и воды. Гарнье исключил из своего идеального города здания суда, тюрьмы и больницы, полагая, что по ме-
ре совершенствования общества нужда в них отпадет. Главным строительным материалом должен был стать железобетон. Формальная строгость комплексов (с садами на крышах
в качестве главного украшения) сочеталась в проектах с вы-
разительными архитектурно-ландшафтными контрастами
и созвучиями, сближающими замысел Гарнье с принципами органической архитектуры. Частицей «Индустриального города», воплощенного в жизнь наиболее точно, явился комплекс скотобоен и скотного рынка в Лионе (1908-1924).
По проектам Гарнье были возведены также олимпийский стадион (1913-1918), больница Гранж-Бланш (1911-1927), жилой район «Соединенных Штатов» (1920-1935), памятник погибшим в Первую мировую войну (скульптор Ж. Б. Ларривье; 1924), ратуша района Булонь-Бийаикур в Париже (1931-1934) и ряд других построек.
Петер Беренс (1868-1940) — немецкий архитектор и художник-конструктор, родился в Гамбурге, в 1886-1889 гг. учился в Карлсруэ и Дюссельдорфе. Работал как живописец, график и мастер декоративного искусства в Мюнхене (1891-1899) и Дарм-штадте (1900-1903). В начале XX в. Беренс руководил Художественно-промышленной школой в Дюссельдорфе (1903-1907 гг.). С начала 1900-х гг. работал как архитектор в духе югендстиля, стремясь при этом к геометрической четкости композиции и декора {крематорий близ Хагена (1907)). С 1909 г. построил ряд промышленных сооружений, сочетая новизну конструкций (железобетонный и металлический каркас, большепролетные остекленные перекрытия), функциональную обоснованность планировки, простоту объемного решения с традиционной для немецкой архитектуры тяжеловесной внушительностью облика зданий, суровой мощью масс (заводы в Берлине (1909-1912), Оберхау-зене (1921-1925), Хехсте (1925-1926)).
Последние работы Беренса выполнены в духе функционализма (табачная фабрика в Линце (1932-1936)). Беренс — один из основоположников новой европейской архитектуры, в его мастерской работали Ш. Ле Корбюзье, В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ.
Отто Вагнер (1841-1918) — австрийский архитектор, член «Венского Сецессиона». От прихотливых по композиции сооружений, изобилующих сложным декором (больница Штейнхоф в Вене, 1904-1907), перешел к поискам рациональности и простоты. В интерьере здания почтамта и сберегательной кассы в Вене (1904-1906) Вагнер выступил как предшественник функционализма, применяя лишенные декора геометрически четкие формы и обнаженные металлические конструкции.
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Архитектура
Адольф Лоз (1870-1933) — австрийский архитектор. Окончил Высшую техническую школу в Дрездене (1893), работал в США (1893-1896), Париже (1923-1928), но в основном в Вене (главный архитектор в 1920-1922 гг.). С конца 1890-х гг. выступал против стиля модерн в архитектуре, противопоставляя его живописности и обильной орнаментике рационализм и подчеркну- тый аскетизм своих сооружений, выявление специфики строительных материалов {интерьер бара Кертнера (1907), дом на площади Михаэлерплац, проект квартала Хойберг в Вене { 1922)).
В творчестве Лоза, особенно с середины 1920-х гг., видны неоклассицистические тенденции, а также воздействие кубизма {дом Т. Тцары в Париже (середина 1920-х гг.)) и интерес к народному зодчеству {дом Купера в Пайербахе (1930)).
Эрик Гуннар Асплунд (1885-1940) — шведский архитектор, постройки которого 1920-х гг. {городская библиотека в Стокгольме (1924-1927)) являются простыми и строгими образцами неоклассицизма. В 1930-х гг. он проявил интерес к функционализму {Бактериологический институт в Стокгольме (1933-1937)), а в более поздних постройках (1935-1940) стремился сочетать современные конструкции и материалы с классической уравновешенностью композиции здания и ансамбля.
В США и Великобритании неоклассицизм 1910-1920-х гг. развивался преимущественно в официальной архитектуре, отличаясь парадной представительностью и подчеркнутой монументальностью (например, памятник А. Линкольну в Вашингтоне (1914-1922), архитектор Г. Бэкон).
Генри Бэкон (1866-1924) — американский архитектор, изучал архитектуру в Иллинойском университете. Самой известной работой Бэкона является Мемориал А. Линкольна в Вашингтоне, завершенный в 1922 г. За эту работу он был удостоен золотой медали Американского института архитекторов. Среди других построек Бэкона — публичная библиотека в Патерсоне (штат Нью-Джерси), главная больница в Уотербери (штат Коннектикут), памятник Линкольну в Линкольне (штат Небраска) и Мемориал погибшим в Первой мировой войне в кампусе Йельского университета. Вместе с Августом Сент-Годенсом он работал над проектом памятника Ч. С. Парнеллу в Дублине (Ирландия).
В 1930-е гг. средства неоклассицизма широко использовались в архитектуре Италии и Германии для создания преувеличенно монументальных, подавляющих человека сооружений, служивших целям пропаганды фашистской и нацистской идеологии {Университетский городок в Риме (1930-1935), архитектор М. Пьячентини; Дом искусства в Мюнхене (1933-1937), архитектор П. Л. Троост; Имперская канцелярия в Берлине (1938), архитектор А. Шпеер (разрушена в 1945 г.)). В этих постройках неоклассицизм был приведен к подчиненным строгой симметрии,, застывшим, огрубленным формам.
С конца 1950-х гг. неоклассицизм развивался преимущественно в архитектуре США (так называемый неоклассицизм 1960-х гг.), чему способствовало строительство по официальной программе, предусматривавшей определенный стилистический характер сооружений, около 50 зданий дипломатических служб США в разных странах. Для этого направления характерны сочетание некоторых композиционных приемов классицизма с формами, диктуемыми современными конструкциями, имитация дорогих материалов, нередко — введение в постройки за пределами США элементов, внешне ассоциирующихся с местной архитектурной традицией {посольства США: в Дели (1958), архитектор Э. Стоун; в Лондоне (1960), архитектор Э. Сааршещ в Афинах (1957-1961), архитектор В. Гропиус, и др.). Наиболее значительное сооружение неоклассического направления в официальной и коммерческой архитектуре США — Липкольн-сентер в Нью-Йорке (1960-е гг., архитекторы Ф.Джонсон, У.Харрисон, М. Абрамовиц, Э. Сааринеп), здания которого образуют четкое и симметричное обрамление прямоугольной площади. Принципы неоклассицизма нашли также известное отражение в советской архитектуре второй половины 1930-х — начала 1950-х гг.
Марчелло Пьячентини и Альберт Шпеер |
Наиболее характерные образцы неоклассицизма были созданы Альбертом Шпеером (1905-1981) и Марчелло Пьячентини (1881-1960), представителями так называемой тоталитарной архитектуры. Шпеер в 1934 г. стал личным архитектором А. Гитлера, Пьячентини был руково-
Архитектура |
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США |
дителем большинства градостроительных проектов Б. Муссолини. Творческое соревнование Шпеера с Пьячентини стало центральной темой архитектурной жизни Европы 1930-х - начала 1940-х гг. Преследуя схожие цели, оба черпали идеи в античной архитектуре, но воплощали их по-разному.
Марчелло Пьячентини родился в Риме. Учился в Академии художеств и на инженерном факультете Римского университета. В 1930-е гг. Пьячентини стал настоящим лидером официального направления в архитектуре фашистской Италии. Отталкиваясь от образов «метафизической живописи»1, Пьячентини использовал лаконичные, подавляющие человека архитектурные формы.
В своих парадных монументальных зданиях и комплексах он схематизировал приемы классической архитектуры, часто вводил в композиции навязчивые ритмы протяженных аркад и многоярусных башен {Университетский городок (1930-1935) — планировка и здание ректората, комплекс Всемирной выставки (строительство с 1937, совместно с Дж. Пагано и др.) в Риме, застройка Пьяцца делла Виттория (1932) в Бреше).
Марчелло Пьячентини был создан и новый генеральный план переустройства Рима (1931), который, впрочем, не имел реальной силы, поскольку само правительство, как и частные строительные компании, постоянно его нарушало. Нельзя не упомянуть и о такой важнейшей для города стройке, как величественный спортивный комплекс Форум Муссолини (ныне Форо Италико) (1928-1934), который расположен у подножия Монте-Марио.
Альберт Шпеер — выдающийся немецкий архитектор. Здания, созданные им, можно справедливо назвать целой эпохой в архитектуре. Шпеер был также великолепным организатором строительного дела, талантливым писателем, яркой незаурядной личностью.
Альберт Шпеер родился в Манхейме в семье архитектора. Он рос в фамильном поместье, расположенном в университетском городке Гейдельберг. Как и его отец, Альберт усердно учился
1 Мастера «метафизической живописи» — Дж.Де Кирико, К. Карр, Ф. Казорат.
В своих произведениях стремились создать впечатление пустынного мира,
который отчужден от человека, придавая предметам таинственный, магиче
ский смысл..
и стал архитектором, несмотря на то, что предпочитал получить диплом математика. В 1931 г. он закончил свое архитектурное обучение в технологическом институте Шарлоттенбурга (Берлин) и стал помощником профессора Генриха Тессенова, предпочитавшего в архитектуре разумную простоту.
Как и многие его сокурсники, Альберт посещал митинги нацистской партии и в 1931 г. вступил в НСДАП, а в 1932 — в СС. После этого ему было поручено техническое обеспечение гигантского партийного съезда в Темпельхофе 1 мая 1933 г. Мастерское использование Шпеером быстро сооружаемых флагштоков и необычных световых эффектов придало нацистским массовым сборищам особый помпезный стиль. Успехи Шпеера привлекли внимание Гитлера, который увидел в начинающем архитекторе воплощение собственных юношеских мечтаний. Он приблизил к себе способного архитектора, назначил его руководителем отдела Германского трудового фронта. В 1937 г. Шпеер стал Главным инспектором рейха по архитектуре, получив задание превратить Берлин в истинную столицу Германского рейха.
Воплощая замыслы Гитлера, Шпеер проектировал государственные учреждения, стадионы, дворцы, монументы и целые сверхгорода для будущей Великой Германии. Гитлер хотел строить в Германии такие здания, которые пройдут проверку временем в тысячу лет.
В 1941 г. Шпеер стал рейхсминистром вооружения и военной промышленности. На этом посту он ввел принципы серийного производства, демократизировал экономическое руководство, в результате чего произошел невероятный скачок германской промышленности. В конце войны он, подвергаясь огромному риску, не подчинялся приказам Гитлера о безжалостном уничтожении культурных ценностей Германии.
После войны Шпеер был среди тех немногих, кто признал свою вину (использование рабского труда) на Нюрнбергском процессе. Но при этом он заявил, что якобы ничего не знал о хо-локосте. Шпеер был приговорен к 20 годам заключения в тюрьме Шпандау. В тюрьме он втайне начал писать свои мемуары на туалетной бумаге и сигаретных упаковках. Эти записи стали ос-
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Архитектура
новой его книг «Внутри Третьего рейха» и «Шпандау: секретные дневники», ставших бестселлерами. В 1966 г. он был освобожден из тюрьмы и умер в Лондоне в 1981 г.
Для создаваемых Шпеером зданий характерны особая мощь и величественность. Шпеер намеренно усложнял проекты, вводя дополнительные элементы (бесчисленные колонны и др.). Пьячентини же считал, что эффект может быть достигнут за счет строгости формы и пропорций. В этом, безусловно, он был ближе к авангардистам.
Одним из первых заказов Шпеера были Цеппелиновые поля в Нюрнберге, где была осуществлена эффектная и помпезная постановка нацистского партийного съезда в 1934 г., включавшая так называемый «Собор Света», созданный благодаря искусному использованию прожекторов.
Главнейшим проектом Шпеера должна была стать реконструкция Берлина1. Но возведение новой столицы было приостановлено и затем прекратилось из-за начавшейся в 1939 г. войны. Позднее Шпеер признал, что в целом проект был нежизнеспособным и критиковал его монументальную строгость.
Одним из наиболее значительных сооружений Шпеера был стадион «Олимпик штадиум» с его монументальным входом на спортивную арену с гигантскими олимпийскими кольцами, размещенными между двумя огромными башнями, и скульптурами атлетов.
Объективно признавая Шпеера выдающимся архитектором, необходимо все же напомнить, что многие крупнейшие немецкие зодчие были вынуждены покинуть Третий рейх: за границей оказались Э. Май, В. Гропиус, Э. Мендельсон, Л. Мис ван дер Роэ, О. Вагнер, Б. Таут и др.
1 Новый Берлин должны были пересечь две громадные оси в направлении север-юг и запад-восток. Главную площадь должна была украшать Триумфальная арка, превосходящая наполеоновскую арку в Париже. Величественные бульвары и проспекты тянулись бы вдоль громадных общественных зданий. Кроме того, предполагалось возвести колоссальный Дворец наций, кинотеатр на 2000 зрителей и даже крытый плавательный бассейн, выстроенный в виде старинных римских терм с внутренними двориками и колоннадой.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 884 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!