Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эстетическое воспитание



Проблема эстетического воспитания слепых и слабовидящих в учебной, игровой и трудовой деятельности является одной из актуальных. До настоящего времени главное внимание уделя­лось овладению содержанием занятий. Не менее важное значе­ние имеет творческое отношение к занятиям, характеризующее одну из главных черт личности слепых и слабовидящих. Раз­личие между видами деятельности, их привлекательностью не должно исключать творческого отношения к любому виду дея­тельности. Любой вид учения, игры, труда объективно облада­ет творческим содержанием, хотя насыщенность их творчески­ми, эстетическими элементами различна.

В пробуждении внутренней потребности в активном творче­стве во всех видах деятельности личности велика роль эстети­ческой культуры. Она развивает творческие потенции личнос­ти, стимулирует творческий подход к явлениям жизни с целью преобразования ее по законам красоты.

В обучении и воспитании слепых и слабовидящих превали­рует познавательная и практическая сторона и мало представ­лена чувственно-эмоциональная, эстетическая. До последнего времени считалось, что слепым трудно передать с помощью ося­зания эстетическое содержание учебной, игровой и трудовой деятельности. Эстетическое восприятие слепыми и слабовидя­щими окружающей действительности и средств наглядности не изучено. Наши наблюдения и исследования показывают, что отношение ребенка к ритмической стройности формы, цвету, различным способам предоставления информации оказывает большое влияние на смысловую сторону деятельности. Слепые и слабовидящие в связи с различными способами восприятия окружающей действительности в разной мере способны к эстетической оценке предметов и объектов учебной, игровой и трудовой деятельности. Поскольку объектив­ные свойства эстетического (форма, ритм, гармония, симмет­рия, цветосочетание и др.) существуют в объективной реальности, то они отображаются в человеческих восприятиях, представлениях, сознании людей в их повседневной жиз­ни. В связи с особенностями познавательной деятельности слепых и слабовидящих встает вопрос ov специфичности эсте­тического восприятия ими окружающей действительности. Поэтому крайне существенно рассмотрение вопроса о взаимо­отношении познания с эстетическим освоением действитель­ности, что имеет важное значение для организации эстетичес­кого воспитания детей с нарушением зрения. Обратимся к выяснению специфики чувственного познания и эстетического восприятия.

Диалектически взаимодействуя, восприятие, образ, понятие, в силу своей отобразительной природы, содержат в себе элемен­ты информации (семантической, эстетической), из которых слагается знание и формируется обобщенный художественно-эстетический образ.

Нарушение познавательных процессов у слепых и слабови­дящих приводит к проявлению специфики эстетического осво­ения окружающей действительности. Вне чувственного воспри­ятия, эстетической окрашенности не существует учебной, игровой и трудовой деятельности. В каждом виде деятельности всегда диалектически взаимодействуют между собой чувственные и понятийно-сущностные начала. Какая-либо часть этого единства может превалировать в учебной, игровой и тру­довой деятельности, однако во всех случаях, когда превалирует понятийное отображение действительности, художественно-эстетическое не иссякает и не исчезает полностью. При научном осмыслении художественной образности, эстетических чувств, мышления необходимо рассматривать их в единстве. В творческой деятельности образ неотделим от целевых установок и ценностных критериев.

Познавательно-образное мышление, художественно-эстетическое чувство материализуются в различных видах учения, игры и труда. Поэтому их можно рассматривать как познавательно-оценочную, созидающую, преобразующую деятель­ность, в результате которой отображается взаимодействие ребенка с окружающей действительностью. Одним из важнейших условий эстетического воспитания сле­пых и слабовидящих является развитие у них восприятия фор­мы и формообразующих элементов, имеющих познавательную и эстетическую ценность. Содержательными свойствами фор­мы являются симметрия, ритм, пластика, контраст, компози­ция. Понимание симметрии имеет важное значение для эстетического освоения действительности. Законы симметрии проявляются в природе, технике, искусстве. Понятие симмет­рии прошло через всю многовековую историю человеческого творчества. Знание законов симметрии имеет важную роль для учения, игры и трудовой деятельности. Наряду с симметрией широко используется и асимметрия, т. е. сочетание и располо­жение предметов, при которых ось или плоскость симметрии отсутствует.

Другим содержательным свойством формы является ритм. Чтобы понять содержательную функцию ритма, надо учиты­вать, что он проявляется на всех уровнях учения, игры и тру­да, в периодичности орнаментальных деталей и др.

Форма выделяется посредством контраста. Правильным со­отношением фона и формы достигается более яркое, рельефное выделение последней. Применение приемов контрастирования позволяет наиболее полно передать объемность предметов, вы­делить пространственные отношения, свойства, признаки, а также установить существенные связи между предметами, про­цессами и явлениями. Композиция - это способ построения формы, принцип связи однотипных и разнородных компонен­тов (частей), согласование их между собой и с целым.

Показателем уровня эстетического развития детей служат эстетические переживания и эмоции, испытываемые ими при восприятии эстетически значимых объектов. Известно, что эстетические эмоции модифицируются, переносятся, ассоции­руются и запоминаются. Эмоционально-эстетические реак­ции, положительные эмоции, установление оптимальных от­ношений с действительностью показывают уровень эмоцио­нального развития детей. В эмоциональном настрое проявляются степень и характер развития чувств, вкусов, взглядов, потребностей и идеалов.

Учебная, игровая и трудовая деятельность сопряжена с эмо­ционально-оценочными отношениями. Оценка процессов и объектов изучения, игры и труда есть в конечном счете резуль­тат соотнесения их с идеалом. Благодаря идеалу связываются воедино мировоззрение, осмысленная система чувствований ре­бенка, эстетический вкус. Привести в единство мировоззрение, чувствование, эстетический вкус, личный и общественный идеал - одна из главных задач в воспитании. Развитие эстетического чувства происходит под влиянием мотивов, целей, потребностей. Они органически соединяют в себе чувственное и рациональное и обеспечивают в процессе эстетического отражения переход на высшие уровни сознания. Имеется в виду знание личностью сущности своих взаимоотношений с действительностью.

Наряду с эмоционально-эстетическим воспитанием важную роль играет развитие эстетических потребностей. Они существуют в двух видах: собственно потребительском (восприятие, переживание, наслаждение) и созидательном (учение, труд, художественное и научное творчество и т. п.). Как в первом, так и во втором случае эстетические потребности созревают на основе формируемой эстетическим воспитанием способности к эмоциональной отзывчивости. Потребности первого вида характеризуются повышением эстетического отношения к окружающему миру, предрасположенностью к созерцанию эстетических и художественных ценностей, общению с ними, потребности второго вида носят созидательный творческий, активный и целенаправленный характер. Когда у учащихся появляется желание общения с произве­дениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства - это признак появления и закрепления эстетичес­ких потребностей. Чем раньше начинается этот процесс, тем больших успехов можно достигнуть в развитии разнообразных эстетических потребностей у детей в процессе обучения.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 620 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...