Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Воспитательная функция графики



Воспитательная функция графики - одна из важнейших. Огромная эмоционально-действенная сила, которой обладают произведения графики, способствует формированию личности. Графика учит познавать и понимать прекрасное, помогает рас­крытию положительных сторон окружающего мира.

До настоящего времени в процессе обучения графике слепых и слабовидящих главное внимание уделялось овладению ее со­держанием. Однако не менее важное значение имеет творчес­кое отношение к ней. Различия между видами графики и их привлекательностью не должны исключать такого отношения к применению графики в разнообразных видах деятельности. В пробуждении у личности внутренней потребности в активном творчестве во всех сферах деятельности велика роль эстетичес­кой культуры, развивающей возможности личности, стимули­рующей творческий подход к явлениям жизни для преобразо­вания ее по законам красоты.

В обучении слабовидящих и слепых специальной графике превалирует познавательная сторона и мало представлена чувственно-эмоциональная, эстетическая. Считалось, что слепым и слабовидящим трудно передать эстетическое содержание графики. Исследования и наблюдения показывают, что пози­тивное отношение слепых и слабовидящих к ритмической стройности формы, цвету, различным способам выполнения изображений оказывает большое влияние на познание окру­жающей действительности.

Слабовидящие и слепые в связи с различными способами восприятия окружающего мира не в одинаковой степени спо­собны к эстетической оценке объектов графической деятель­ности. Воспитательное воздействие специальной графики на слабовидящих и слепых значительно меньше воздействия обычной графики на зрячих. Объясняется это снижением ее художественных возможностей. Слабовидящие и слепые дол­жны быть приобщены ко всем доступным им сферам жизнеде­ятельности, в том числе и к сфере искусства. Это способствова­ло бы эстетическому воспитанию лиц с нарушением зрения, развитию у них художественного мышления, обогащению эмо­ционального восприятия. Сейчас в дошкольных учреждениях и школах не используются многие графические произведения в связи с отсутствием у работников этих учреждений представ­лений об их ценности в эстетическом воспитании детей. Есте­ственно, что у слабовидящих и слепых, которым рассказыва­ется о графическом произведении, целостный и тем более художественный образ не формируется. Для понимания и эстетической оценки произведения они должны быть подго­товлены, т. е. должны обладать определенным запасом зна­ний, иметь понятия о содержательных элементах прекрасного и развитое эстетическое восприятие.

Эстетическое восприятие изобразительной формы слепыми и слабовидящими детьми изучено сравнительно мало. Иссле­дования, касающиеся восприятия ребенком изобразительной наглядности, рассматривают обычно вопрос со стороны пони­мания им лишь содержания картинки. Вопрос же об эстетичес­ком восприятии изобразительной формы в единстве с содержа­нием в исследовательской литературе не затронут. Между тем наблюдения показывают, что положительное отношение ребен­ка к ритмической стройности формы, цвету, различным спосо­бам и характеру изображения предмета на картинке оказыва­ет большое влияние и на смысловую сторону восприятия.

Слепые и слабовидящие оказались в разной степени способ­ными к эстетической оценке изображений. Слабовидящие и слепые ученики I—IV классов находятся на более низкой стадии эстетического развития, чем нормальновидящие. Эта ста­дия характеризуется невысоким уровнем чувственно-эмоци­ональной реакции на воспринимаемое. У детей практически отсутствуют эмоционально-эстетические предпочтения, уме­ние самостоятельно определять эстетическое в воспринимае­мых объектах. Их эстетические оценки часто являются повторением оценок учителей, воспитателей, родителей, что связано, как правило, с отсутствием знаний о приемах и спо­собах построения изображений, с неумением выделять, срав­нивать, анализировать, обобщать определенные признаки и свойства предметов. Успешность выполнения заданий по вы­делению содержательных элементов эстетического в изобра­жениях (пластики, ритма, симметрии) и передаче их в пред­метах практической деятельности у слабовидящих и слепых ниже, чем у нормальновидящих.

На более высокой стадии эстетического развития находят­ся слабовидящие и слепые учащиеся V—VIII классов. Это свя­зано с обучением изобразительному искусству, посещением музеев, выставок, с выполнением различных поделок на пред­метных уроках. Учащиеся начинают самостоятельно находить содержательные элементы эстетического в предметах и соот­ветствующих им изображениях. У них проявляется опреде­ленная познавательно-творческая активность, особенно в тех случаях, когда сформирован интерес к занятиям и выработа­на целевая установка. Их часто привлекают ярко выражен­ные свойства изображений и предметов.

У учащихся IX-XI классов значительно повышается уро­вень эстетического развития. Этот этап развития характери­зуется выраженной чувственно-эмоциональной реакцией на воспринимаемое, умением выделять основные признаки и свойства предмета окружающей действительности, выбирать приемы и способы передачи симметрии, пластики, ритмики, цвета в изображениях и объектах предметно-практической деятельности. У учащихся проявляется интерес к декоратив­но-прикладным видам искусства, они начинают осознавать роль художественного творчества в практической деятельно­сти.

В результате исследований были выявлены элементы эстети­ческого выражения, доступные детям и вызывающие положи­тельную эстетическую оценку. Так, большинство слабовидя­щих детей отдает предпочтение цветным изображениям (73%), тогда как линейным - только 10% детей, контурным с точеч­ным заполнением - 7% и силуэтным - 6%.

Цвет в изображениях выступает не только как информативный фактор, но и как фактор направленного психического воз­действия на ребенка. У детей с нарушением зрения цвет вызывает определенные эстетические переживания: радость, волнение, напряженность. Замечено, что дети дошкольного и раннего школьного возраста предпочитают теплую гамму цве­тов, что свидетельствует о наличии у слабовидящих детей ассоциативной связи с теплым. По-видимому, здесь проявляется естественное стремление ребенка к теплу, стимулирующему развитие.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 396 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...