Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия культуры



1. понятие культура

2. виды и типы культуры

3. современное состояние культуры

Общество включает в себя 3 основных подсистемы: экономику, социально-политическую подсистему и культуру. Выделяясь и природы, общество тотчас порождает культуру как осмысление самого себя и окружающего мира. Как важнейшую свою часть, без которого общество состояться не может. Культура пронизывает все без исключения формы и состояния общества, поэтому говорят об экономической, политической, бытовой культуре и т.д. Культура представляет собой неповторимую ткань человеческого бытия, она во многом определяет динамику и направленность общественного развития, является его основой. Именно общность культуры придает ценность тому или иному общественному образованию, соединяет прошлое с настоящим и будущим, обеспечивает преемственность исторического развития. Термин культура лат происхождения, означает возделывание почвы. Затем содержание этого понятия постепенно расширялось и стало означать возделывание, воспитание человека, затем в еще более широком плане, как возделывание человеком, творение человеком искусственного мира, получившего называние вторая природа. Об этом впервые сказал Демокрит. Именно он охарактеризовал культуру как вторую натуру, природу. С того времени это понятие прочно вошло в обиход жизни людей и в науку. На рубеже 17-18 вв во Франции и некоторых других странах в том же значении стало употребляться понятие цивилизация, ставшее распространенным. Сегодня эти понятия тождественны, с чем нельзя согласиться, т.к логика научного познания исходит из того, что если два термина определяют одно и тоже, то один из них лишается права на существование. Первым разграничил эти понятия Кант, до него под культурой понималось все созданное человеком. Кант определил культуру как только то, что служит благу человека, что в сущности гуманистично, вне нравственности нет истинной культуры. Центр проблемы культуры у Канта – человек, развитие его задатковых способностей, именно человек есть высшая цель природы на земле, исходя из этого целью культуры является воспитание нравственного человека. Цивилизация по канту – внешнее подобие культуры не наполненное моральным содержанием, быть цивилизованным не значит быть культурным. Наличие цивилизованности, но отсутствие культуры между людьми говорит о фальши, ограничении взаимной откровенности, недоверия между людьми. Когда в несчастью других людей находят удовлетворение для себя. Достоевский обращал внимание на то, что некоторые люди находят удовольствие, наблюдая за страданиями других людей. Кант с горечью признает, что мы чересчур цивилизованны, но нам еще много не достает, чтобы быть культурными людьми, т.о Кант ограничил понимание цивилизации сферой специфических межличностных отношений. Но начиная со Шпенглера, который написал свою знаменитую книгу «Закат Европы», понятие цивилизация приняло более широкое определение. Вслед за Шпенглером сегодня распространенной т.з является представление о том, что цивилизация – степень выделения человека из животного мира, это проявилось в том, что человек перестает приспосабливаться к природной среде, но все более стал преобразовывать ее в своих интересах, и с этой целью он стал создавать различные технические изобретения, технологические приемы, учитывая этот момент, даем следующее определение цивилизации:

«Цивилизация родилась в борьбе человека с природой, поэтому она характеризует степень развития внешних условий его существований, а именно, развитие материального производства, технико-технологические достижения, степень комфорта, производственной и повседневной жизни людей». В отличие от цивилизации культура отражает не внешнее, а внутренние условия жизни человека. Культура, во-первых, это процесс создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, значений и смыслов, способствующих возвышению человека гуманизации общества. Духом культуры является ценность – это то, что придает смысл жизни, что придает смысл и целостность индивиду и обществу. Это наконец то, благодаря чему, людей ощущают себя людьми, что является мерилом человеческого в человеке, что позволяет человеку делать ответственный выбор своей свободной деятельности. Во-вторых, культура – это уникальный социальный механизм, благодаря которому наследуются и передаются из поколения в поколение духовные ценности и социальный опыт. Здесь имеются такие носители культуры, как искусство, театр, система образования, воспитания и т.д. В-третьих, культура – это механизм управления, механизм самореализации общества и личности, на это особое внимание обратил Степин. Он обосновал неразрывную связь этих трех проявлений культуры. В Понимание культуры он исходит из того, что сложные саморазвивающиеся органические системы содержат внутри себя особые информационные структуры, которые обеспечивают управление системой и ее саморегулированием. Эти структуры представлены определенными кодами, в соответствии с которыми воспроизводится организация системы как целого, а также особенности ее реакции на воздействие внешней среды, в биологических организмах эту роль выполняют генетические коды, в обществе аналогом генетических кодов выступает культура, как сложная система развивающихся надбиолоигческих программ человеческой деятельности, которые регулируют социальную жизнь людей, их деятельность, поведение общение и т.д, а также организует передачу от человека к человеку развивающегося массива соц. опыта. Эти программы представлены многообразием знаний, предписаний, навыков идеалов, целей, эстетических и этических целей т.д. В своей совокупности и в своей исторической динамики эти программы образуют накапливаемый и постоянно развивающийся социальный опыт. Эти культурные программы существуют и транслируются в форме социокодов. Этими социокодами являются образцы деятельности, естественный язык, языки искусства и науки, различные символы, регулирующие соц. жизнь, сами индивиды, выступающие как носители некоторых социальных норм, сюда следует отнести традиции обычаи, предметы, созданные человеком.

Сложная исторически развивающаяся система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности закрепленная в различных видах социокодов – это и есть культура. Часть этих программ осознается людьми, многие не осознаются, уходят в сферу бессознательного. Человек усваивает культурные программы в процессе воспитания, социализации, через включение в разные виды деятельности, через язык и зание, которое человек обретает. Культура делает человека человеком. Личность формируется культурой. Сознание человека есть результат усвоения личностью социокультурного опыта. Культура прежде всего через язык и через систему знаний задает человеку определенный способ понимания усвоения и освоения мира. Культура – это главное, что выделяет человека и в известной степени противопоставляет миру природы. Человек – это единственное живое существо, умеющее пользоваться орудиями и инструментами культуры. Удовлетворять любую в т.ч животную потребность, самые элементарные человеческие потребности в культурных формах, руководствуясь усвоенными культурными нормами. Бахтин подчеркивл диалоговый характер культуры – это справледливо, вне общения нет культуры, культура становится лишь тогда кульутрой, когда приобретает общезначимый характер, когда оказывается понятой и востребованной определенными социальными группами и обществом в целом.

2.

В культуре можно выделить три начала: материальное, интеллектуальное и духовное. Материальная кульутра характеризует процесс деятельности люедй и его результат вматериальном производстве, в материальной сфере быта, в изменении физического состояния человека. Это сфера культуры в основном направлена на удовлетворение мат потребностей. В мат культуре омжно выделить несколько сост элементов: 1. целесообразное формирование материальной среды производства, а именно, производственные знания и навыки, производственное обучение, совершенствование организации и условий труда, внедрение научных достижений в производство и т.д. 2. материальная среда быта. Состояние бытовых условий жизни людей, их совершенствование, мат сторона бытовых обрядов и ритуалов. 3. социлаьная среда физического развития человека. Организация здравоохранения, физкультуры и спорта, охраны природы. На лицо серьезная деградация этой сферы.

Интеллектуальное начало в культуре включает в себя знание, науку, все то, что дает человеку возможность ставить разумные цели и преобразовывать действительность, в соотвттствии со своими потребности, со знанием законов объективной действитлеьности, сюда же входит степень внедрения науки в производство и быт, уровень образования, просвящения насления, логика мышлеия человека. Сюда же входит сформированная потребность человека в постоянном стремлении увеличить свои знания, социальный опыт, претворить их в жизнь.

Духовное начало в культуре отражет отношения между людьми и ключает в себя ценностые формы общественного сознания. Такие как идеалогия, мораль, искусство, религия, политическое и правовое сознание. Определенную систему учреждений культуры, образования и воспитания, нравственные качетсва людей, формы сопособы и навыки поведения людей, их взаимоотношения, законы, правила и образ мышления, богатсво языка и тд. Культура – не только великие ее достижения, великие ее творцы, культура – это система ценностей, усвоенных человеком и определяющих его повседневное поведение. По наимболее распространенным формам такого поведения, чаще всего и судят о культуре народа, поэтому поведение каждого из нас – отражение состояния кульутры нашего общества, поэтому в своем поведении мы всегда должны чувствовать ответственность за культуру нашего народа.

Важное место в культуре пренаддлежит философии, философия принадлежит и к интеллектуальной и к духовной культуре. Философия придает целостность культуре, обеспечивает единство интеллекта и духа, истины и ценности науки и морали. Ф есть рефлекция над базисными ценностями культуры, она выявляет, выясняет их смыслы, критически анализирует. Философское познание способно производить новые мировоззренческие идеи и тем самым вносить изменения в культуры, подготавливая кардинальные изменеия всей жизни. В культуре можно выделить различные виды и типы, такие как национальная культура, мировая культура, высокая культура, народная культура и т.д Рассматриваются виды культуры и в связи с различными функциями, которые она выполняет. Остановимся на национальнйо культуре. В реальной истории действует не культура вообше, а конкретная. Именно национальная культура обеспечивает преемственность, единство и жизненную силу данного народа. Национальная культура, как отмечал Лихачев, это целостное образование, дающее человеку ощущение моральной оседлости. Т.е причастности к корням, к заветам предков, отцов, к народу и родине. Каждое сообщество создавало свою собственную мифологию, свою специфическую аллегорическую автобиографию народа, объединенного не внешними, механическими, а внутренними, духовными, мистическими связями и отношениями, обеспечивающими общую национальную идею, как символ и гарантию будущего процветания. Мы сегодня ищем национальную идею, которая бы сплачивала народ, это многоэтническое многоконфессиональное образование. Это говорит о слабости нашей кульуты и ее деградации. Различие между странами и народами – это различие в культуре. Человек разумный – это человек, усвоивший прежде всего нормы и ценности родной ему национальной культуры. Лихачев определил национальную культуру, как духовный базис общенационального бытия. А сохранение национальной культуры, как залог национальной безопасности нации. Культурная среда необходима человеку для духовной нравственной жизни, и нравственной дисциплины, а также социальной отвественности, национальная кульутра – это горомное целостное явление, которое делает людей, населяющих данное пространство единым народом, нацией. Наиболее концентрированным национальную культуру, ее идеалы, выражает национальный язык, слово, литература, тот же Лихачев говорит о важности слова в русской культуре, слово в русской культуре нечто большее, чем имя вещей, слово есть идея, претворяющее саму действительность и определяющее ее воплощение. Это духовная стихия, преобразующая реальность, придающая ей духовную ценность и смысл, язык и слово – это душа народа. Литература имеет особое значение, она берет только лучшее в культуре и только наиболее выразительное для ее национальных особенностей, литература говорит за всю национальную культуру. Каждый народ творит свою национальную культуру, внося тем самым свою лепту в общечеловеческую культурную сокровищиницу, и у каждого народа свои заслуги перед мировой культурой, и национальная культура свидетельствует о значимости данного народа и оправдывает его существование в мире, рокова беда наша в том, что на протяжении всей истории мы не однократно предпринимали усилия на отказ нациоанльной кульуты, вместо того, чтобы развиваеть ее, мы стремились заменить ее привозной культурой, всегда это оборачивалось трагедией. На этот наш фундаментальный порок рбращали внимание многие мыслители. Чаадаев говорил о вреде подражательности, Ильин писал, что каждый народ творит то, что он может, исходя из того, что ему дано, но плох тот народ, который не видит, что дано только ему, поэтому ходит побираться под чужими окнами. С началом нынешних либеральных реформ транслируются конечные продукты многовековой работы западной культуры, такие понятия как права человека, парламентаризм исторически выработаны в ра мках западной культуры. Каждое конкретное общество создает особые формы их воплощения, соответствующие специфики многовековой работе их культуры, мы же не проделав многовековую культурную работу западных стран, пытаемся внедрить их конечные результаты, в итоге исказив все. У нас не сформировался отвественный законопослушный гражданин, пекущийся об общественном благе, солидарно защищающий свои права и свободы, поэтому все развалилось, превратилось в механическое единство отдельных людей, массовые проявления безнравтсвенности, коррупция и т.д Вместо желанной свободы мы получили безвластие слабого, главенство грубой силы, воров в законе, главенство обезумевших в своей вседозволенности собственников. Вместо священного права собственности мы имеем бессовестное ограбление народа, обнищание и т.д. Игнорирование специфики национальной культуры является главным препятствием на пути модернизации нашего общества. Недооценка культурного своеобразия, как фундамента успешной модернизации пораждает распущенность народа, который сознантельно с вызовом нарушает принятые нормы и правила, как закона, так и нравственности, отсюда сквернословие, вызывающие одежды, безнравственное поведение. Сегодня для России важно понять глубокую разницу между имитацией, подражательной гонкой за технологическими успехами и творческим созданием собственной культруной модели развития. Чужеродные ценности иностраныне концептуальные схемы должны быть творчески переработаны и получить новое наполнение в отечественной культуре. Культура не является источником развития, она является его основой. Когда эту основуигнорируют, тогда не получается и развития. Кроме национальной культуры, выделяют и высокую культуру – высшие достижения национальной культуры, которые имеют своих конкретных создателей, творящих основную систему устойчивых духовных ценностей, ктоорые олицитворяют национальную культуру, обеспечивают ее единство, преемтственность. Лучшие образцы высокой культуры питают мировую культуру.

Народная культура имеет массовых создателей и исполнителей, она динамична и изменчива, она отражает сиюминутное настроение и рассчитана на создание сиюминутного настроения. Она вечна, является основой подъема культуры народа, это народные песни тацы, гуляния и т.д.

Маргинальная культура – ее представляют индивиды, находящиеся на краю той или иной культуры, чьи установки соотносимы с разными культурными системами, но ни в одну из них полностью не интегрированы. К чилсу носителей маргинальной культуры относятся иммигранты.

Контркультура – культура протеста против господствующей культуры. Так для западной контркультуры 60-77 гг было характерно возведение в культ бесцельного времяпрепровождения, неприятие протистантской этики, отказ от традиций в интимных отношениях, отказ от интимизации эротической сферы и т.д

С исторической точки зрения выделяют традиционную и техногенную культуру. Традиционной культуре галвная ценность – традиции. «самая тяжелая участь жить в эпоху перемен» - древнекитайская мудрость. В традиционной культуре доминируют представления о цикличности, все возвращается на круги своя, золотой век всегда в прошлом, там жили мудрецы, спасатели и спасители, оставившие мудрость, по которой следуейт жить. В традиционных культура – наука – не самоценность, она не имела права на создание собственной картины мира, она вписывала свои занния, в религиозную мифологическую картину, которая не допускала изменений и предполагала согласования с нею всех видов знаний, личность рассматривается прежде всего, ее ценность, включенностью в строго определенные семейно-плановые, кастовые и сословные отношения. Быть личностью в этих культурах, значит, быть частью класса, касты, сословия.

Техногенная культура. В ней время необратимо, это стрела времени неотвратимо нарпавленная из прошлого в будущее к лучшей жизни, в этих культурах золотой век, т.е лучшее будущее в будущем, а не в прошлом. Здесь меняется смысл и роль науки. Наука создает и постоянно развивает картину мира, свою собственную. И эта картина мира через систему образования внедряется в умы людей и активно влияет на мировоззрение. Наука здесь становится главной формой познания. Утверждается идеал свободной суверенной личности, которая может включаться в различные социальные обности, обладает равными правами с другими.

3.

Господство материальной сферы над духовной

Господство массовой культуры

Господство либерализма и либеральных ценностей,

Глобализация





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 777 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...