Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Судя по всему, Гераклит - первый философ, у которого мы можем обнаружить зачатки гносеологии, то есть теории познания. Гераклит, размышляя о том, как мы познаем мир, приходит к выводу, что это познание осуществляется двояко. Мы познаем мир посредством чувственного восприятия (зрение, слух, обоняние, осязание и т. д.) и постигаем его посредством ума. Гераклит видит, что чувственным восприятием обладают все. А вот умом, разумом обладают немногие. Соответственно, он склонен делать акцент на умопостигаемости истины. Такой акцент необходим еще и потому, что происхождение всего сущего из Огня-Логоса не является очевидным для толпы, но очевидно для мудреца (Гераклита). «Природа любит прятаться» (26, с. 192), и трудно ее постичь большинству людей, поскольку «большинство обжирается как скоты» (26, с. 244) «Большая часть божественных вещей ускользает от познания по причине невероятности [или: «неверие»]». (26, с. 193) «Глаза и уши – дурные свидетели для людей, если души у них варварские» (26, с. 193). Огонь-Логос постигается мудрецом, и Логос вещает его устами. Но приземленный ум окружающих, питающийся лишь впечатлениями чувственного восприятия, не в силах уразуметь эту речь. «Те, кто слышали, но не поняли, глухим подобны: «присутствуя отсутствуют», - говорит о них пословица». (26, с. 190) В итоге: «Ослы солому предпочли бы золоту» (26, с. 208) и «Свиньи грязью наслаждаются больше, чем чистой водой». (26, с. 206) Гераклит горько сетует: «Чьи только речи я не слышал, никто не доходит до того, чтобы понимать, что Мудрое ото всех обособлено». (26, с. 239)
Но и в разуме мудреца Гераклит иной раз сомневается: «Человеческая натура не обладает разумом, а божественная обладает». (26, с. 241) Здесь он вплотную подходит к идее, заставившей Пифагора ввести в оборот слово «философия». Мудростью обладает лишь бог, а человек может лишь стремиться к ней и любить ее.
В заключение приведу еще несколько изречений Гераклита с тем, чтобы мудрость сего человека обогатила и вас:
«Я искал самого себя» (26, с. 194).
«Не к добру людям исполнение их желаний». (26, с. 234)
«Людей ожидает после смерти то, чего они не чают и не воображают». (26, с. 235)
«Всякая тварь бичом пасется». (26, с. 237)
«Вотще (тщетно – С. Ч.) очищаются кровью <кровью> оскверненные, как если бы кто, в грязь войдя, грязью отмывался: его бы сочли сумасшедшим, если бы кто из людей заметил, что он так делает. И изваяниям этим вот они молятся, как если бы кто беседовал с домами, ни о богах не имея понятия, ни о героях» (26, с. 240)
«Один мне – тьма, если он наилучший» (26, с. 245)
«Рожденные жить, они обречены на смерть, да еще оставляют детей, чтобы родилась {новая} смерть» (26, с. 246)
«В своем ли они уме? В здравом ли рассудке? Они дуреют от песен деревенской черни и берут в учителя толпу, того не ведая, что многие – дурны, немногие – хороши» (26, с. 246)
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1112 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!