Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия. Ксенофан прославился сокрушительной критикой традиционных образов богов Античности



Ксенофан прославился сокрушительной критикой традиционных образов богов Античности. Он полагал, что эти образы мало заслуживают доверия, поскольку представляют богов во всём похожими на людей.

«Но люди мнят, что боги были рождены,

Их же одежду имеют, и голос, и облик [такой же]».

(26, с. 171)

Не стоит удивляться тому обстоятельству, что философский текст у Ксенофана предстает в поэтической форме. Это достаточно распространенный обычай у античных философов. И особенно он характерен для ранних философов. Похоже, первые философы не сразу нашли адекватную форму изложения своих идей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они позаимствовали эту форму у искусства, которое расцвело значительно раньше, чем философия. Гераклит также прибег к поэтической форме изложения своего учения.

Люди воображают, будто боги во всем подобны им: рождаются, имеют одежду, голос и телесный облик. «Эфиопы [утверждают, что их боги] курносы и черны, фракийцы - [что они] голубоглазы и рыжеволосы...» и далее Ксенофан ехидно замечает:

«Если бы руки имели быки и львы или <кони,>

Чтоб рисовать руками, творить изваянья, как люди,

Кони б тогда на коней, а быки на быков бы похожих

Образы рисовали богов и тела их ваяли,

Точно такими, каков у каждого собственный облик».

(26, с. 171)

Таким образом, Ксенофан выступает против антропоморфного изображения богов.

Антропоморфизм - проецирование на внечеловеческую реальность присущих человеку свойств и особенностей. Это достаточно древний способ духовного освоения мира человеком, не преодоленный и по сей день.

Когда мы говорим, что собака – честное и преданное существо, то проецируем на нее чисто человеческие качества. Делаем мы это не без оснований, но очевидно, что сама собака не мыслит свое поведение в эти терминах.

Другой пример. Старое народное поверье утверждает, что дождь и гром - следствие того, что Илья-пророк едет на телеге по небу и везёт бочки с водой, которая расплёскивается, колёса же стучат на небесных ухабах. Архаичный крестьянин ничего не знает о природных процессах, проявляющихся в виде грозы. И ему даже в голову не приходит мысль о том, что он о них ничего не знает. Если ему сказать об этом, то он с удивлением возразит: «Как же не знаю, когда мне об этом дед рассказывал. А дед – человек уважаемый – он врать не будет! Да об этом все знают!» Таким образом, наш архаичный крестьянин непосредственно проецирует картины крестьянского быта на метеорологические явления. Он воспринимает их по образу и подобию человеческому, то есть антропоморфно.

Фактически, Ксенофан является изобретателем «бога философов». Это достаточно условное название. Когда говорят о «боге философов», то подразумевают такие представления о боге, которые сформированы на основании зрелого профессионального размышления над вопросом - что есть бог? «Бог философов» противостоит «богу профанов», то есть некритическому, естественно сложившемуся комплексу представлений о сущности божества. Например, «бог профанов» может выглядеть как мощный старик, сидящий на облаке и присматривающий за людьми, а «бог философов» как мировой Разум, создавший все и управляющий всем. Очевидно, что с распространением образования все большее количество людей тяготеет к концепции «бога философов». Но в древности большинство людей было привержено традиционному образу бога, воспринятому от предшествующих поколений. Ксенофан - первый, кто обратил силу философской рефлексии на учение о боге.

Характерно, что, не успев родиться, философия демонстрирует свою критическую мощь и претензию на власть над умами, разрушая вековые верования, революционизируя сам способ представления божественного.

Но Ксенофан критикует не только традиционное восприятие внешности богов. Он заявляет, что не следует поведение и мотивы богов изображать по образу и подобию поведения и мотивов людей. Ксенофан уличает великих поэтов, - Гомера и Гесиода, - формировавших духовный мир грека, во лжи. Ведь это именно они окончательно закрепили в сознании людей антропоморфный образ богов. Причем, образ весьма неблаговидный:

«Все на богов возвели Гомер с Гесиодом, что только

У людей позором считается или пороком:

Красть, прелюбы творить и друг друга обманывать [тайно]».

(26, с. 171)

Но Ксенофан не только разоблачает. Он пытается высказать и нечто положительное. Бог есть космос. Богом наполнено всё. Бог есть единое, то есть, рассматривая мир в целостности, мы понимаем, что он и есть Бог. Видеть, слышать, мыслить как всемогущая сила, приводить всё в движение силой ума, - это атрибуты Бога в измерении сверхчеловеческом, в измерении космологическом.

По этому поводу античный автор Тимон из Флиунта высказался так.

«В меру небредовый Ксенофан, бичеватель гомерообмана,

Эк выдумал бога: непохожего на людей, повсюду равного

<Незыблемого>, неуязвимого, разумнее разума!»

(26, с. 166)

Здесь мы наблюдаем первичные элементы пантеизма, то есть отождествления мира и Бога (дословно: всё есть Бог). Кроме того, стоит отметить, что Ксенофан не является автором монотеизма в европейской философии. Античная философия так и не смогла возвыситься до этой идеи. Виндельбанд отмечает: «Метафизический монотеизм (в данном случае можно расшифровать как «единобожие, выведенное на основании философского дискурса», - Ч. С.) соединяется у Ксенофана и у последующих греческих мыслителей (в известном смысле даже ещё у Платона) с признанием низших богов, которые рассматриваются как части «мира»... Таким образом, метафизический монотеизм и мифологический политеизм (многобожие - Ч. С.) существовали одновременно». (4, с. 66)

Впрочем, Ксенофан полагал, что это представление о Боге всего лишь «правдоподобно». Человеческое познание имеет предел: «Что же до истины, то не было и не будет человека, который знал бы её относительно богов и всего того, о чём я говорю. Ибо если бы и случилось кому-нибудь высказать совершенное [знание], он сам не знал бы этого. Ибо только мнение - удел всех».





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 763 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...