Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Анаксимандр



Анаксимандр (ок. 610 – 546 гг. до н. э.). Обстоятельства жизни Анаксимандра нам неизвестны. Известно лишь, что он был учеником, а, возможно, и родственником Фалеса.

«Согласно порядку, принятому в истории философской мысли, об Анаксимандре говорят вслед за Фалесом и уж потом повествуют об Анаксимене. Но если иметь в виду логику идей, то скорее приходиться «расположить» Анаксимена на одной «ступеньке» с Фалесом (ибо «воздух» в теоретико-логическом смысле - всего лишь двойник «воды»), тогда как мысль Анаксимандра поднимется на иную ступеньку, к более абстрактному облику первоначала. Принципом всех принципов, началом всех начал этот философ объявляет «апейрон», что по-гречески значит «беспредельное». (31, С. 45) Скорее всего, Анаксимандр полагал, что если бы первоначалом была одна из четырёх стихий - вода, земля, огонь, воздух, - то она поглотила бы все остальные. Кроме того, первоначало должно быть бесконечным (беспредельным), поскольку в противном случае, оно рано или поздно истощилось бы, непрерывно порождая вещи. Поэтому, логичнее было предположить, что первоначало качественно неопределенно и количественно бесконечно. «Рождение из него вещей и есть их качественное определение и ограничение». (5. С. 46)

Беспредельное Анаксимандра божественно, ибо оно бессмертно и неразрушимо. Оно всё объемлет и всем управляет.

Сохранился лишь один фрагмент сочинения Анаксимандра: «А из каких [начал] вещам рожденье, те же в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды [=ущерба] в назначенный срок времени». (26. С. 127)

Достаточно распространен и другой, более модернизированный перевод: «А из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются, согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время».

Это высказывание любопытно еще и тем, что демонстрирует балансирование мысли Анаксимандра между мифологией и рациональным знанием – Анаксимандр убежден, что существует мировая, космическая справедливость. «Это понятие справедливости - не переступать установленных от века границ - было одним из самых глубоких греческих убеждений. Как и люди, боги подчинены справедливости, но эта высшая сила сама не являлась личной силой, не была каким-то высшим богом». (19. С. 59) Представление о космической справедливости является (социоморфной) проекцией социальной реальности на мироздание в целом. Это очень типичная проекция для донаучного мышления – окружающий мир воспринимается по образу и подобию мира человеческого. Кроме того, подобная проекция основывается на неспособности различить законы общества и законы природы. Для архаического мышления и те, и другие есть установления богов и посему не отличаются друг от друга по своей природе.

В этом отрывке мы видим также, что понятийный аппарат (совокупность специализированных понятий) философии только формируется – роль философских понятий все еще исполняют слова и образы обыденного языка.

Анаксимандру приписывают множество любопытных идей, которые, к сожалению, мы не имеем возможности представить во взаимной связи друг с другом. При этом остается открытым вопрос, находились ли они в такой связи у самого Анаксимандра. Некоторые из них граничат с гениальным прозрением:

Существует вечное движение. Миры возникают в нём. Животные возникли из влаги через выпаривание солнцем. Человек произошёл, как и остальные животные от рыб. Земля - цилиндр. Солнце равно либо значительно больше земли. Анаксимандр первым составил географическую карту.

Удивительное прозрение. То, что солнце значительно больше земли очевидно для любого современного человеку. Но, если вы мысленно перенесетесь в VI век до. н. э., то обнаружите, что очевидно как раз обратное - солнце значительно меньше земли, поскольку вам придется исходить из того факта, что ваши глаза созерцают небольшой, но очень яркий и, скорее всего, раскаленный диск. Например, Гераклит полагал, что солнце «шириной {всего лишь} в ступню человеческую» (26. С. 224).

Однажды, по дороге на работу, я представлял себе, как я на машине времени переношусь в сообщество древнегреческих философов и пытаюсь обогатить их науку современным знанием. Размышляя, я обнаружил, что положение мое окажется очень затруднительным. Поверить мне на слово было бы сложно – уж очень странные, если не безумные идеи, по их мнению, я бы предлагал. Какие же либо практические доказательства здесь оказываются весьма проблематичными.

Что же касается составления Анаксимандром первой географической карты - если это сообщение истинно, то мы можем констатировать, что древнегреческая культура в его лице достигла уже достаточно высокой степени теоретического развития. Навык абстрагирования стал настолько высоким, что позволил предпринять первую попытку составить план определенной местности. Но, подозреваю, карта эта была далека от того, что мы привыкли считать географической картой.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1131 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...