Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пифагор



Порфирий: «Пифагор открыл, что происхождение музыкальных интервалов неразрывно связано с числом, так как они представляют собой сравнение количества с количеством» [12].

Гераклид Понтийский: «Пифагор учил, что счастье (эвдемония) заключается в знании совершенства чисел» [12].

Ямвлих: «Примеры символических изречений Пифагора, рассчитанных на толкование подобно оракулам Пифии. Начало – полцелого дела – изречение самого Пифагора. Не только в этом полустишии, но и в других, подобных, божественнейший Пифагор скрывал тлеющие искорки истины для тех, кто сумеет их разжечь; под своим краткословием, он прятал, словно сокровище, необозримое и неисчерпаемое по объёму богатство умозрения, как, например, в изречении «числу все вещи подобны», которое он чаще всего повторял всем своим ученикам» [12].

Контрольные вопросы (вопросы для самопроверки):

1. Что является основой всего сущего по Фалесу?

2. Какая ориентация (материалистическая или идеалистическая) просматривается в философии представителей милетской школы?

3. Что доказывает Зенон своими апориями?

4. В чём проявляет себя (выражается) идеализм философии Пифагора?

5. Почему основной вопрос философии не является предметом философии?

6. Ответ на какой вопрос философии определяет позицию философского идеализма или материализма?

7. Что такое натурфилософия, диалектика, стихийный материализм?

8. Какой смысл несут понятия «философский идеализм» и «философский материализм»?

9. Чем объективный идеализм отличается от субъективного?

10. В чём отличие диалектического материализма от метафизического?

Тема 3. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ ОНТОЛОГИИ И СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ МИРА

Ключевые вопросы темы, требующие осмысления:

1. Философия Платона как пример объективно-идеалистического взгляда на действительность.

2. Учение Аристотеля о бытии, учение об отношении между понятиями и чувственным бытием.

3. Современное понимание материи, её атрибуты (пространство, время, движение).

Ключевые слова темы: монизм, дуализм, плюрализм, объективный идеализм, идея, метафизика, бытие, материя, движение, пространство, время.

Темы рефератов:

1. Теория идей Платона.

2. Учение Аристотеля о душе.

3. Пространство и время как характеристики бытия.

4. Движение как философская категория.

5. Метафизическая и диалектическая модели мира.

Литература:

1. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И.И.Богута.- М., 1991.

2. Пунченко О. П., Черниш А. М. Філософія. Навчальний посібник.- Одеса, 2006.

3. Куличенко В., Черныш А. Философия. Учебник для высших учебных заведений.- Одесса, 2012.

4. В.Виндельбанд. Платон.- Киев,1993.

5. Платон. Теэтет. Собр. соч. в 4-х т.- М., 1993. Т.2, стр. 192-274.

6. Аристотель. Метафизика. Соч. в 4-х т.- М., 1976. Т.1., стр. 5-49.

7. А.Я.Гуревич. Категории средневековой культуры.- М., 1984. «Что есть время?», стр.103-166.

8. Габричевский А.Г. Пространство и время. Ж. «Вопросы философии». №3, 1994.

9. Ленин В.И. Материализм и эмпириоркитицизм. ПСС. Т.18.

Уясните следующее:

БЫТИЕ

Б ы т и е – э т о в с ё т о, ч т о с у щ е с т в у е т

  ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ  
Бытие вещей, состояний, процессов природы и бытие вещей, созданных трудом человека Индивидуализирован-ное духовное бытие и объективированное (интерсубъективное) духовное бытие Социальное бытие (бытие отдельного человека и бытие общества)

МАТЕРИЯ

Материя как таковая в физическом мире не существует. Материя – это философская категория, это абстракция. Но абстракция «работающая», она необходима для обозначения объективной реальности в её универсальности (всеобщности). Следует помнить, что задача философского знания сводится к необходимости в существовании умозрить сущность (увидеть невидимое). Рассматриваемая нами категория – категория материи – помогает решить эту задачу.

Способ существования материи – ДВИЖЕНИЕ
ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ
Физическая   Химическая Биологическая Социальная
СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ РАЗВИТИЯ МАТЕРИИ
Неорганическая природа Органическая природа Общество
Формы существования материи – ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ

Рассуждения мыслителей:

Э.Кассирер: «Учение Платона, какой бы резкой не была в нём граница между бытием идей и миром становления, не ограничивается только негативной квалификацией времени и становления. В поздних произведениях Платона понятие «движения» проникает в изображение самого царства чистых идей – существует движение самих чистых форм. А ещё более определённо и ясно новое значение, которое теперь понятие времени приобретает для общей структуры учения Платона, и проявляющееся в построении его натурфилософии. В «Тимее» именно время становится посредником между миром видимого и невидимого – оно объясняет, что видимое может приобщиться к вечности чистых форм. С его создания и начинается физически-телесный мир. Демиург, смотрящий на вечно-сущее, на идеи как вечные образцы, стремился по возможности уподобить им и чувственный мир. Однако полностью перенести природу вечных прообразов на подверженное становлению было невозможно – и потому он решил изготовить движущееся подобие вечности. Это движущееся подобие пребывающей в едином вечности и есть то, что мы называем «временем», – и вот в силу воли демиурга дни и ночи, месяцы и годы соединились со строем целого. Поэтому время, двигаясь, согласно числу, по кругу, является первым и совершенным подражанием вечному, поскольку возникшее вообще способно на такое подражание. Но тем самым время, выражение только становящегося и никогда – сущего, отмечавшее до того, как казалось, принципиальные пределы мышления, стало основным понятием познания космоса. Именно опосредующее понятие временного порядка осуществляет в философской системе Платона своего рода космодицею, обеспечивает одушевление космоса и его возвышение до духовного целого. Платон ещё сознательно использует при этом язык мифа, однако он вместе с тем указывает путь, в исторической перспективе шаг за шагом приведший к обоснованию современной научной картины мира». [10, с.146-147].

О. Шпенглер: «Для первобытного человека слово «время» лишено значения. Он живет, не испытывая в этом слове нужды для противопоставления его чему-то другому. Он имеет время, но ничего о нём не знает. Бодрствуя, все мы осознаём только пространство, а не время. Пространство «есть», оно существует в мире и с миром наших ощущений, и притом двояким образом: как нечто саморасширяющееся, покуда мы мечтательно, инстинктивно, созерцательно, «мудро» живём своей жизнью, и как пространство в строгом смысле – в миги напряжённого внимания. «Время», напротив, есть открытие, совершаемое нами лишь в мыслительном акте; мы создаём его как представление или понятие, и только позднее нам брезжит, что и сами мы, поскольку мы живём, являемся временем. Лишь миропонимание высоких культур, под механизирующим впечатлением «природы» и исходя из сознания строго упорядоченной пространственности, измеримости, понятийности, набрасывает пространственную картину, фантом некоего времени, долженствующий удовлетворить его потребность всё понять, измерить, каузально упорядочить. И это-то побуждение, очень рано выступающее в каждой культуре, симптом утраченной невинности существования, сотворяет по ту сторону подлинного жизнеощущения то, что именуется на всех культурных языках временем и, что стало для городского духа вполне неорганической, столь же сбивающей с толку, сколь и расхожей величиной» [23, с.278-279].

А.Я. Гуревич: «Создание механизма для измерения времени породило, наконец, условия для выработки нового отношения к нему – как к однообразному, униформированному потоку, который можно подразделять на равновеликие бескачественные единицы. В европейском городе впервые в истории начинается «отчуждение» времени как чистой формы от жизни, явления которой подлежат измерению.

О том, что причина заключалась не в изобретении механических часов, пожалуй, лучше всего свидетельствует такой факт. Появившись в Китае, европейцы, позаимствовавшие, как известно, немало древнекитайских изобретений, в свою очередь познакомили китайцев с кое-какими собственными открытиями. И хотя в средневековом Китае культивировалось недоверие и неприятие всего чужестранного, механические часы заинтересовали китайских правителей, но не как инструмент точного измерения времени, а как забавная игрушка! Не то на Западе. Здесь часы с механизмом, используемые знатью и городским патрициатом в качестве знака социального престижа, с самого начала служили практическим целям. Европейское общество постепенно переходило от созерцания мира в аспекте вечности, к активному отношению к нему в аспекте времени.…

… Время было осознано, как огромная ценность и как источник материальных ценностей… Место времени среди основных человеческих ценностей чётко определил Леон Батиста Альберти: «Есть три вещи, которые человек может назвать принадлежащими ему»: это душа, тело и «самая драгоценная вещь. Она в большей мере моя, чем эти руки и глаза… это время». Из собственности Бога время превращается в собственность человека» [3, с.163-165].

Пригожин И.: «Мир Лапласа был идеальным вечным двигателем, Начиная с Томсона, космология перестаёт быть только отражением нового идеального теплового двигателя, но и включает последствия необратимого распространения тепла в мире, в котором энергия сохраняется. Этот мир космология Томсона описывала как машину, в которой тепло превращается в движение лишь ценой определённых необратимых потерь и бесполезной диссипации. Соответственно уменьшились различия в природе, способные производить механический эффект. Мир использует эти различия при переходе от одного превращения к другому и стремится к конечному состоянию теплового равновесия – «тепловой смерти». В соответствии с законом Фурье при достижении миром конечного состояния исчезнут всякие различия в температуре, способные производить механический эффект.

Томсон совершил головокружительный прыжок от технологии тепловой машины к космологии. В своей формулировке второго начала термодинамики он использовал научную терминологию середины XIX в.: «сохранение энергии», «тепловой двигатель», «закон Фурье». Немаловажную роль сыграла и культурная среда, в которой было совершено открытие. Общепризнано, что в XIX в. проблема времени приобрела новое значение. Существенную роль времени начали отмечать во всех областях: в геологии, биологии, языкознании, социологии и этике. Вместе с тем интересно отметить, что та специфическая форма, в которой время вошло в физику, именно как тенденция к однородности и смерти, в большей мере напоминает о древних мифологических и религиозных архетипах, чем о всё нарастающем усложнении и многообразии, описываемыми биологией и социальными науками. Возвращение этих древних тем можно рассматривать как культурный отзвук социальных и экономических сдвигов времени. Быстрая трансформация технологического способа взаимодействия с природой, постоянно нарастающий темп изменения, с которым столкнулся XIX в., не могли не вызвать тревогу. Это беспокойство не оставляет и нас и принимает самые различные формы в виде повторяющихся призывов к «нулевому росту» общества или к мораторию на научные исследования до провозглашения «научных истин» относительно нашего распадающегося мира. Современные знания в области астрофизики всё ещё остаются скудными и во многом проблематичными. Трудность продвижения в этой области физики отчасти обусловлена тем, что в астрофизике гравитационные эффекты играют существенную роль и проблемы требуют одновременного использования термодинамики и теории относительности. Тем не менее большинство работ в этой области с удивительным единодушием предсказывает грядущую катастрофу…» [22, с.167-168].

Контрольные вопросы (вопросы для самопроверки):

1. Что такое «сущность» и что такое «существование»?

2. Каким смыслом наполнена «идея» Платона?

3. Что является подлинным бытием по Платону?

4. Что собой представляет платоновская теория познания?

5. Что значит объективно-идеалистическая философия (раскройте сущность платоновской теории «идей»)?

6. Что такое субстанция в философии Аристотеля?

7. Что собой представляет аристотелевская «форма»?

8. Что есть «материя» в философии Аристотеля?

9. Как соотносятся категории «бытие» и «материя»?

10. В чём принципиальное отличие современного понимания категории «материя» от аристотелевского понимания?

11. Чем отличается философское понимание материи от естественнонаучного понимания?

12. Какие структурные уровни материи вы можете выделить?

13. Перечислите формы движения материи. Как они взаимосвязаны?

14. Движение и покой. Что представляет собой покой?

15. Чем отличается ньютоновское понимание пространства и времени от эйнштейновского?

16. Применима ли пространственно-временная характеристика к Богу?

Тема 4. СОКРАТ В ПОЛЕМИКЕ С СОФИСТАМИ

Ключевые вопросы темы, требующие осмысления:

1. Софисты как социальное явление; субъективизм и релятивизм философии софистов.

2. Диалог как метод философии и как метод познания Сократа.

3. Этическая философия Сократа.

Ключевые слова темы: метод, диалектика, софистика, субъективизм, релятивизм, скептицизм, сенсуализм, этика.

Темы рефератов:

1. Античная софистика и современность.

2. Диалог Платона «Софист».

3. Этические принципы Сократа.

4. Традиционное и современное понимание диалога (логический и феноменологический диалог).

5. Философия эпохи эллинизма: киники и скептики.

6. Эпикур и эпикурейцы.

7. Стоики.

Литература:

1. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И.И.Богута.- М., 1991.

2. Пунченко О. П., Черниш А. М. Філософія. Навчальний посібник.- Одеса, 2006.

3. Куличенко В., Черныш А. Философия. Учебник для высших учебных заведений.- Одесса, 2012.

4. Платон. Софист. Собр. соч. в четырёх томах. Т. 2.- М., 1993. Стр. 275-345, 482-497.

5. Платон. Теэтэт. Собр. соч. в четырёх томах. Т. 2.-М., 1993. Стр. 192-274, 469-482.

6. Аристотель. Метафизика. Соч. в четырёх томах. Т. 1.- М., 1976.

7. Понятия «диалог», «диалогизм», «феноменология» // Всемирная энциклопедия. Философия ХХ век.- М., Минск, 2002. С.234-235, 808-809.

Уясните следующее:

СОФИЗМЫ И ПАРАДОКСЫ

Софизм – в переводе с греческого означает хитрая уловка, измышление. Софизм представляет собой логически неправильное рассуждение (вывод, доказательство), выдаваемое за правильное.

Парадокс – то же, что противоречие. В переводе с греческого означает неожиданный, странный. В широком смысле – неожиданное высказывание, истинность которого устанавливается достаточно трудно. В логике парадоксами (или антиномиями, противоречиями) называют высказывания, в точном смысле слова противоречащие логическим законам.

В софизмах, в отличие от парадоксов, обычно не проявляются действительные логические трудности. Софизмы возникают в результате заведомо некорректного применения логических и семантических правил и операций.

Определите, что является софизмом, а что парадоксом:

„То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь».

«Кто лжёт, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя сказать, следовательно, никто не может лгать».

«Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее, следовательно, вор желает хорошего».

«Одно зерно – не куча, два зерна – не куча, три зерна – не куча. С прибавлением которого зерна образуется куча?»

«Если некий человек говорит о себе, что он лжёт, возникает вопрос: если он говорит, что он лжёт, говорит ли он с необходимостью правду?»

ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД СОКРАТА

Изложите философский метод Сократа соответственно следующего плана:

1) ирония;

2) маевтика;

3) индукция;

4) дефиниция.

Рассуждения мыслителей:





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 402 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...