Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел I. Теоретическая философия



Тема 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Ключевые вопросы темы, требующие осмысления:

1. Зарождение философии (от мифа к логосу).

2. Мировоззрение и философия.

3. Философия и наука.

4. Структура и функции современного философского знания.

Ключевые слова темы: мировоззрение, мифология, религия, философия, наука, онтология, гносеология, методология, аксиология.

Темы рефератов:

1. Мифология как исторический тип мировоззрения.

2. Мифическое в современной живописи.

3. Мифическое в христианской религии.

4. История взаимоотношения философии и науки.

5. Место философии в духовном развитии человека.

Литература:

1. Пунченко О.П., Черниш А.М. Філософія. Навчальний посібник.- Одеса, 2006.

2. Воецкая Т.В., Чунаева А.А. Курс философии.- Одесса, 1999.

3. Куличенко В., Черныш А. Философия. Учебник для высших учебных заведений.- Одесса, 2012.

4. Философский энциклопедический словарь.

5. Мир философии.- М., 1991. Ч.1.

6. Каган М.С. Философия как мировоззрение. Ж. «Вопросы философии», №9, 1997.

7. Хюбнер К. Истина мифа.-М., 1996.

Уясните следующее:

СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

v Исходным пунктом и целью философии является человек, его место в мире и отношение к этому миру.

v Философия изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого.

v Основным средством познания является человеческий разум (Логос).

v Эмпирическая база познания – вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика.

v Философия, в процессе изучения действительности, сочетает теоретико-познавательный подход с ценностным подходом, смысл которого выражается в стремлении получить ответы на следующие вопросы: где и как находит свою практическую реализацию полученное знание, и какова значимость этого знания для человека и человечества?

ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

В понимании роли философии в познании мира и человека нередко допускаются крайности. От признания её «царицей» наук до отрицания истинности философского знания.

Действительное положение дел таково, что взаимоотношение философии и частных наук предстаёт перед нами как символическое древо познания, ствол которого – философия, а крона – частные науки. Философия намечает основные направления исследований в этих науках, осмысливает их результаты, даёт им интерпретацию в общекультурном контексте. Эмпирической базой философских обобщений (её корнями) являются теории и методы частных наук.

Философия может быть представлена на разных уровнях сознания: научном, бытийном, художественно-образном. Задача курса «Философия» – заниматься философией на уровне научном! На уровне, требующем логического, рационально-теоретического обоснования вопросов, связанных с пониманием мира и места человека в нём.

Неправомерно отождествление философии с наукой. Необходимо осознание глубокой диалектической взаимосвязи философии и науки. Философия – специфический род человеческого знания, которое оправдано называть мировоззренческой наукой.

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ:

  Онтология Гносеология   Философия   Методология Аксиология

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ:

v мировоззренческая

v познавательная

v воспитательная

v прогностическая

v методологическая

Рассуждения мыслителей:

Голосовкер Э.Я.: «Хочу сказать, что философия есть искусство, при этом, весьма своеобразное и нелегко раскрываемое, но не наука. Философия – мать наук. Пусть никого не смущает, что философия не наука. Она, тем не менее, – знание и может быть для иных людей знанием намного большим, чем все науки вместе взятые. Здесь меня ждёт улыбка науки. Но на улыбку научного физика я отвечу указанием на бюст Платона: четвёртое тысячелетие он всё тот же недосягаемый Платон, философ – имагинативист (имагинация – воображение, включающее творчество на основе действительности). Ньютон уже в святцах Науки как её великое прошлое. Платон же весь ещё по-прежнему в будущем» [5].

М. Мамардашвили: «Мы живём среди людей и с другими людьми и создаём для себя образ происходящего, но он всегда неадекватен, ибо мы видим не то происходящее, не там и не тогда, когда оно происходит. Всё дело в том, что мир меняется с большей скоростью, чем мы реактивно занимаем свои точки в пространстве мира. Он всегда успевает принять такую конфигурацию, которая по сравнению с созданным нами образом уже отлична от представляющейся нам. Поэтому, кстати, правильно утверждение, согласно которому истина всегда смотрит на нас. Она имеет знак «уже»; для нас же это знак «слишком поздно».

Так вот, учитывая это вечное запаздывание, и можно говорить о философствовании как об особом акте осмысления мира и себя в нём; акте, дающем нам некое обобщённое, универсальное знание, свободное от повседневной «гонки за происходящим». Представьте, что в пространстве мира есть какая-то точка, попав в которую мы просто вынуждены обратить себя, своё движение и остановиться. В этой-то точке как раз пересекаются определяющие бытие «силовые линии», попав в перекрестье которых мы и замираем, поражённые открывшейся вдруг мудростью бытия, мудростью устройства мира» [13, с.28-29].

Карл Манхейм: «Строго говоря, утверждать, что индивид мыслит, вообще неверно. Значительно вернее было бы считать, что он лишь участвует в некоем процессе мышления, возникшем задолго до него. Он обнаруживает себя в унаследованной ситуации, в обладании соответствующими данной ситуации моделями мышления и пытается разработать унаследованные типы ответа или заменить их другими для того, чтобы более адекватно реагировать на новые вызовы, явившиеся следствием преобразований данной ситуации. Таким образом, тот факт, что каждый индивид живёт в обществе, создаёт для него двойное предопределение: во-первых, он находит сложившуюся ситуацию, во-вторых, обнаруживает в ней уже сформированные модели мышления и поведения» [16, с.9].

Ильенков Э.В.: «Конечно, мышление людей формируется прежде всего не учителями-философами, а реальными условиями их жизни.

Как говорил Фихте, какую философию ты себе выберешь, зависит от того, какой ты сам. Каждый тянется к философии, соответствующей уже сложившемуся образу своего мышления, и находит в ней зеркало, в котором в полной мере представлено всё то, что ранее присутствовало в виде смутной тенденции, неотчётливо выраженного намёка. Философская система вооружает мышление (сознание) индивида самосознанием, т.е. критическим взглядом на себя как бы со стороны, с точки зрения общечеловеческого опыта, опыта истории мышления» [9, с.59].

Контрольные вопросы ( вопросы для самопроверки ):

1. Какие исторические типы мировоззрения вам известны? В чём их отличие от философии?

2. Назовите основные признаки науки.

3. Чем отличается философское знание от научного знания?

4. Сформулируйте основную, универсальную проблему философского знания.

5. Сформулируйте чётко и ясно наиболее фундаментальные философские проблемы. Покажите логически возможные способы разрешения этих проблем.

6. Почему ни одна философская проблема не «закрыта»?

7. Как и почему возникла философия?

8. Какие у философии функции?

9. Какую роль философия играет в современной духовной культуре?

10. Каковы функции философии по отношению к науке, искусству, религии?

11. Почему необходимо изучение философии специалисту любой отрасли знания: менеджеру, врачу, юристу, механику, фермеру и т.д.?

Тема 2. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ ОНТОЛОГИИ

Ключевые вопросы темы, требующие осмысления:

1. Милетская, элейская, пифагорейская школы, как первые попытки понимания мира.

2. Атомистический материализм Демокрита и Эпикура.

3. Идеализм и материализм в философии, их разновидности и исходные принципы.

Ключевые слова темы: онтология, натурфилософия, основной вопрос философии, материализм, идеализм.

Темы рефератов:

1. Космоцентризм раннегреческой философии.

2. Элейская школа.

3. Гераклит эфесский как выразитель стихийной диалектики.

4. Философское учение Эмпедокла и Анаксагора.

5. Древнегреческие атомисты.

6. Пифагор – математик и философ.

Литература:

1. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И.И.Богута.- М., 1991.

2. Пунченко О.П., Черниш А.М. Філософія. Навчальний посібник.- Одеса, 2006.

3. Куличенко В., Черныш А. Философия. Учебник для высших учебных заведений.- Одесса, 2012.

4. Т.В.Воецкая, А.А.Чунаева. Курс философии.- Одесса, 1999.

5. Лебедев А.В. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. - М., 1989.

6. К. Хюбнер. Истина мифа.- М., 1996.

7. Философский энциклопедический словарь.- М., 1983. См. «Фалес», «Анаксимандр», «Анаксимен», «Элейская школа» «Парменид», «Зенон элейский» «Пифагор».

Уясните следующее:

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

Основной вопрос философии – это вопрос о приоритете одной из сторон внутри отношения

«духовное – материальное».

Классическая формулировка основного философского вопроса

звучит следующим образом:

«что является первичным: дух или природа?»

Основной вопрос философии не является предметом философии, он выступает лишь гносеологической необходимостью, действительным отправным пунктом философского исследования, мировоззренческой точкой отсчёта.

Ответ на основной вопрос философии определяет исходную философскую позицию субъекта:

– признание духовного в качестве начала мира – ИДЕАЛИЗМ;

– признание материального в качестве начала мира – МАТЕРИАЛИЗМ.

Разновидности идеализма и материализма:

ИДЕАЛИЗМ

объективный субъективный

МАТЕРИАЛИЗМ

стихийный метафизический диалектический

РЕАЛИЗМ, как одно из современных философских направлений, «снимает» крайности материализма и идеализма, признавая природу и дух в качестве равнозначных, равновеликих составляющих мироздания.

Рассуждения мыслителей:

ФАЛЕС

«Предание донесло следующие изречения Фалеса:

Старше всех вещей – бог, ибо он не рождён.

Прекраснее всего – космос, ибо он творение бога.

Больше всего – пространство, ибо оно вмещает всё.

Быстрее всего – мысль, ибо она бежит без остановки.

Сильнее всего – необходимость, ибо она одолевает всех.

Мудрее всего – время, ибо оно обнаруживает всё» [12, с.103].

Аристотель: «Относительно количества и вида такого начала (первоначала) не все учили одинаково. Фалес – основатель такого рода философии – утверждал, что начало – вода (потому он и заявлял, что земля находится на воде); к этому предположению он, быть может, пришёл, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живёт (а то, из чего всё возникает – это и есть начало всего). Таким образом, он именно потому пришёл к своёму предположению, равно как потому, что семена всего по природе влажны, а начало природы влажного – вода» [1, 71].





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 683 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...