Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Об истории



Ортега-и-Гассет: «История – систематическая наука о радикальной реальности, каковой предстаёт моя жизнь. Поэтому она является наукой о самом актуальном, действительном и подлинном «настоящем». Если бы она не была наукой о настоящем, то где бы мы искали то прошлое, которое обычно предписывается ей как её предмет? Противоположное, привычное нам утверждение равносильно тому, чтобы сделать из прошлого абстрактную и нереальную вещь, оставшуюся неподвижной там, в своём времени; но ведь прошлое – это живая и действенная сила, поддерживающая наше «сегодня». Нет воздействия на расстоянии. Прошлое находится не где-то там, в своём времени, а здесь, во мне. Прошлое – это я, это моя жизнь» [25, 472].

Ф.Энгельс: «Из многих важных открытий, которыми Маркс вписал своё имя в историю науки, мы можем остановиться здесь только на двух.

Первым из них является совершённый им переворот во всём понимании всемирной истории. В основе всех прежних воззрений на историю лежало представление, что причину всех исторических перемен следует искать в конечном счёте в изменяющихся идеях людей и что из всех исторических перемен важнейшими, определяющими всю историю, являются политические. Но откуда появляются у людей идеи и каковы движущие причины политических перемен – об этом не задумывались. Лишь в новейшей школе французских, а отчасти и английских историков возникло убеждение, что движущей силой европейской истории, по крайней мере со времени средних веков, была борьба развивающейся буржуазии против феодального дворянства за общественное и политическое господство. Маркс же доказал, что вся предшествующая история человечества есть история борьбы классов, что во всей разнообразной и сложной политической борьба речь шла всегда именно об общественном и политическом господстве тех или иных классов общества, о сохранении господства со стороны старых классов, о достижении господства со стороны подымающихся новых. Но вследствие чего возникают и существуют эти классы? Вследствие имеющихся всякий раз налицо материальных, чисто физически ощущаемых условий, при которых общество в каждую данную эпоху производит и обменивает необходимые средства существования. Феодальное господство в средние века опиралось на хозяйство мелких самодовлеющих крестьянских общин, которые сами производили почти все необходимые предметы своего потребления, почти не знали обмена и которым воинственное дворянство давало защиту от внешних врагов и национальную или, по крайней мере, политическую связь; когда же возникли города, а вместе с ними обособленная ремесленная промышленность и торговый оборот, сначала внутри страны, а затем и международный, тогда развилась городская буржуазия, которая ещё в средние века завоевала себе в борьбе с дворянством место в феодальной системе в качестве также привилегированного сословия. Однако с открытием внеевропейских земель, с середины ХV века, буржуазия приобрела гораздо более обширную область для торговой деятельности и вместе с тем новый стимул для развития своей промышленности; в важнейших отраслях ремесло было вытеснено мануфактурой, уже фабричной по своему характеру, а та, в свою очередь, – крупной промышленностью, которая стала возможна благодаря изобретениям прошлого столетия, в особенности благодаря изобретению паровой машины. Крупная же промышленность оказала обратное влияние на торговлю, вытеснив в отсталых странах старый ручной труд, а в более развитых странах создав современные новые средства сообщения: пароходы, железные дороги, электрический телеграф. Буржуазия таким образом всё более и более сосредоточивала в своих руках общественные богатства и общественную силу, хотя долго ещё лишена была политической власти, которая оставалась в руках дворянства и королевской власти, опиравшейся на дворянство. Но на известной ступени развития – во Франции со времени великой революции – она завоевала также и политическую власть, став, в свою очередь, господствующим классом по отношению к пролетариату и мелкому крестьянству. С этой точки зрения – конечно, при достаточном знакомстве с экономическим положением общества на соответствующем этапе (а этого совершенно нет у наших историков специалистов) – все исторические явления объясняются простейшим образом, и точно также представления и идеи каждого данного исторического периода объясняются в высшей степени просто экономическими условиями жизни и обусловленными ими общественными и политическими отношениями этого периода. История впервые была поставлена на свою действительную основу; за тем явным, но до сих пор совершенно упускавшимся из виду фактом, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище, одеваться и что, следовательно, они должны трудиться, прежде чем они могут бороться за господство, заниматься политикой, религией, философией и т.д., за этим очевидным фактом были теперь, наконец, признаны его исторические права. ………….

Второе важное открытие Маркса состоит в окончательном выяснении отношения между капиталом и трудом, другими словами, в раскрытии того, каким образом внутри современного общества, при существующем капиталистическом способе производства, совершается эксплуатация рабочего капиталистом. …» [32, 89-92].

В. Гумбольдт: «Существует ряд попыток рассматривать отдельные рассеянные, как будто случайные события под одним углом зрения и выводить их друг из друга в соответствии с принципом необходимости. Первым наиболее систематично и абстрактно осуществил это Кант; за ним последовали многие другие. К попыткам такого рода относятся все так называемые философии истории, и стремление создавать исторические системы едва ли не вытеснило саму историю или, во всяком случае, чувство истории.

Однако, не говоря о том, что эти системы не историчны, и уж меньше всего всемирно-историчны, то есть что события толкуются в них произвольно и опускаются целые разделы, если они не соответствуют общему построению, они обычно обладают ещё и тем недостатком, что рассматривают человеческий род преимущественно в аспекте его интеллектуального развития, совершенствования индивидов и общества,– развития, которое к тому же часто понимается односторонне, просто как культура,– и не уделяют достаточного внимания связи людей с их почвой и мирозданием, то есть естественноисторическому аспекту их существования.

Тем не менее отказаться от такого рода задачи невозможно. Слишком очевидна связь между событиями, чтобы можно было уклониться от попытки сделать эту связь более ясной там, где она не достаточно отчётливо проступает, привнести её туда, где она как будто отсутствует. Власть, которую идеи на протяжении веков осуществляют над людьми, слишком очевидна, она заставляет нас верить в то, что все преобразования в судьбах людей подчинены одной великой руководящей идее, придаёт нам смелость пытаться разгадать её сущность. И наконец, глубокий интерес у индивида и общества вызывает следующий вопрос: каким будет последующее развитие человечества, которое возникнет из нынешнего его состояния так же, как нынешнее возникло из предыдущего?...

Человеческий род является таким же созданием природы, как и род львов или слонов; его различные племена и народы – продукты природы, подобно породам арабских скакунов и исландских лошадей, лишь с тем отличием, что здесь уже в самом зародыше к зримым для нас силам их формирования присоединяется идея языка и свободы, выраженная в большей или меньшей степени.

Человеческий род возникает на земле так же, как роды животных, и распространяется он так же: люди объединяются в общности, распадаются на народы, отличаясь лишь большей потребностью в общении, оседают или кочуют – в зависимости от потребности или игры фантазии, – претерпевают в следствие этих потребностей в их сочетании со страстями революции, войны и т.д. Во всём следует искать не конечные причины, а причины, и они часто носят физический и животный характер. Движение человеческого рода, обнаруживаемое в истории, возникает, подобно всякому движению в природе, из стремления действовать и порождать, из преодоления препятствий на пути к этому стремлению, и следует определённым законам, которые, правда, не всегда заметны. Поскольку же человек по своей природе интеллектуален, ко всему этому хаотическому потоку присоединяются дух и идея; это удаётся или не удаётся; они переходят в определённых формах от народа к народу, изменяясь, расширяясь или сужаясь, совершенствуясь или ухудшаясь. И вдруг благороднейший продукт духа уничтожается стихийным бедствием или варварством. Нет сомнения, судьба не щадит творения духа – в этом состоит безжалостность всемирной истории» [35, 279-282].

В. Гумбольдт: «Два различных по своей сущности, кажущихся даже противоречивыми, ряда вещей являются бросающимися в глаза причинами, движущими мировую историю: природная необходимость, от которой и человек полностью освободиться не может, и свобода, которая, вероятно, тоже, хотя и непонятным нам образом, участвует в изменениях, происходящих в нечеловеческой природе. Оба эти ряда всегда ограничивают друг друга, но с той удивительной разницей, что значительно легче определить то, что природная необходимость никогда не позволит совершить свободе, чем то, что свобода намеревается предпринять по отношению к природе. Проникновение в то и другое возвращает нас к человеку; свобода с большей силой проявляется в отдельном человеке, а природная необходимость – с большей силой в массах и человеческом роде, и для того чтобы известным образом определить царство первой, необходимо прежде всего развить понятие индивидуальности, а затем уже обратиться к идеям, которые в качестве данного ей в её бесконечности типа служат для неё истоком, а затем в свою очередь воспроизводятся ею. Ведь индивидуальность является в каждом роде жизни лишь массой материала, подчинённой некой неделимой силе в соответствии с данным единообразным типом (так как под идеей мы понимаем это, а не нечто, действительно мыслимое). Идея, с одной стороны, и чувственное образование индивидов какого-либо вида – с другой, могут привести к открытию одного через другое – одна в качестве причины образования, другое в качестве символа. Спор свободы и природной необходимости не может быть удовлетворительно решён ни с помощью опыта, ни с помощью рассудка» [36, 291].

Контрольные вопросы ( вопросы для самопроверки ):

1. Что такое «проблема»? Почему существует проблема понимания истории?

2. В чём заключается специфика (особенность) гуманитарного знания?

3. Дайте определения следующим понятиям: история, философия истории, концепция.

4. Сформулируйте основную идею различных концепций циклического развития истории.

5. Сформулируйте основную идею концепций исторического прогресса.

6. Сформулируйте основную идею постмодернистской парадигмы истории.

7. Актуально ли для современного интеллектуала такое знание как философия истории? Дайте обоснование своего ответа.

8. В литературе встречаются утверждения:

· материалистическое понимание истории;

· идеалистическое понимание истории.

Как вы понимаете эти утверждения?

9. Что даёт человеку изучение философии истории?

Тема 9. СОВРЕМЕННЫЙ ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР

Ключевые вопросы темы, требующие осмысления:

1. «Открытое общество» как западная модель глобального общества.

2. Противоречия, рождённые феноменом глобализации и глобальные проблемы современности.

3. Концепция двуполушарной структуры мира: смысл дихотомии Восток – Запад.

Ключевые слова темы: европоцентризм, вестернизация, «экономический человек», «одномерный человек», «открытое общество», «закрытое общество», глобализация, глобальный мир, цивилизация.

Темы рефератов:

1. К.Поппер об открытом и закрытом обществе.

2. «Одномерный человек» Г. Маркузе.

3. Особенности Восточной цивилизации.

4. Национальное самосознание и национализм.

5. Человечество перед лицом глобальных проблем.

Литература:

1. Философия истории: Учебное пособие / Под ред. проф. А.С. Панарина.- М.: Гардарики. 2001.- 432с.

2. Пунченко О.П., Черниш А.М. Філософія. Навчальний посібник.- Одеса, 2006.

3. Куличенко В., Черныш А. Философия. Учебник для высших учебных заведений.- Одесса, 2012.

4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.- М., 1990.

5. Поппер К. Открытое общество и его враги.- М., 1992.

5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1.

Уясните следующее:

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ЗЕМНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ:

v Разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс не абсолютен. Он может смениться регрессом, застоем или упадком.

v Неуравновешенность сложившейся системы межгосударственных отношений. В различных регионах возникают локальные финансовые или экономические кризисы, грозящие кризисом всеобщим.

v Ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития.

v Нарастание тенденций к взаимосвязи, целостности, единству всего человечества.

v Обострение противоречий общечеловеческих интересов с интересами национального и иного характера, между индустриально развитыми странами и «развивающимися», между возможностями биосферы Земли и растущими потребностями её жителей и др.

ОСНОВНЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:

v политические (войны и мира, обеспечения безопасности людей);

v социальные (неграмотности, отрицательных последствий научно-технического прогресса, распространения наркомании);

v экономические (голода, нищеты);

v экологические (загрязнения окружающей среды);

v демографические (взаимосвязи народонаселения и социоприродной среды);

v научно-технические (рационального использования наличных природных ископаемых, поиска новых энергетических ресурсов, освоения океана и космического пространства).

Рассуждения мыслителей:





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 191 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...