Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 15. Предфилософия протоказахов



Особенности казахской философии прежде всего обусловлены осо­бенностями кочевого образа хозяйствования и жизни казахов. В течении значительного периода казахская философская мысль находила свое выра­жение в лоне вербальных (словесных) форм культуры (поэзии, поговорках, пословицах и т.д.). «Для казахского общества характерно философствование в нефилософских формах на уровне универсалий мировоззрения. Поэтому восточные философемы утопают в традиционных художественных и рели­гиозных текстах, что побуждает историков философии исследовать фило­софские системы в социально - культурных аспектах, изучать тексты миро­воззренческого плана». (Орынбеков М.) Древние казахи придерживались преимущественно шаманских ре­лигиозных верований, где большое место занимает культ природы, культ предков и поклонение животным. В иерархии природных сил главное место занимает небо - Тенгри, а также земля, огонь, вода. Анархарсис Скифский - знаменитый мыслитель сакской эпохи, до­вольно многоо нем и достоверных фактов, и легенд. По свидетельству Геродота, он жил в VI - VII веках до нашей эры. Прежде всего о нем можно узнать из трудов Платона (427-347 д.н.э.) Анахарсис - друг известного реформатора Солона, и естественно, что он пытается ввести новые порядки у себя на родине. Но такие нововве­дения, конечно же, пришлись не по душе тамошнему правителю. По нашему разумению, главной причиной убийства Анахарсиса был его ум, богатый опыт, его мудрость и растущая популярность в народе. Анахарсис был одинок в своем стремлении просветить народ, что невозможно было сделать, и причина его гибели именно в этом. Родственни­ки Анахарсиса не только убили его, но и предали забвению и само имя вели­кого мыслителя. И если бы не его греческие единомышленники, друзья-философы, наверное, мы бы никогда и не узнали о нем. В последние минуты жизни Анахарсис, истекая кровью, произнес: «Разум оберег меня в Элладе, зависть погубила меня на родине».

Началом нашей национальной культуры является орхоно-енисейский памятник письменности седьмого-восьмого веков. В него входят сказания о Культегине и Тоньюкуке. Стелы в честь Бильге-кагана, его брата полководца Кюль-Тегина, советника каганов Тоньюкука являются памятником древнетюркской ру­нической письменности и освещают историю Тюркского каганата (552-745 г н.э.) Стелы содержат рассказ о жизни и подвигах их героев, излагаемый на фоне общей истории тюркского государства и сопровождаемый различного рода политическими декларациями. В надписях приводится богатый матери­ал для изучения истории и культуры древнетюркских племен и народностей, их языка и литературных приемов. Особенно выдающимися являются стелы в честь Бильге кагана и Кюльтегина блестящая политическая проза повест­вует о создании и подъеме и последовавшем упадке и крушении 1-го тюрк­ского каганата. Большой мудростью, прозорливостью веет от обращения, звучащего в малой надписи в честь Кюль-тегина. Здесь он обращается к со­временникам и.потомкам, к «тюркскому народу» с призывом хранить един­ство, избегать раздоров, оберегать как зеницу ока собственную государст­венность.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 4706 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...