Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 18. Философия Казахского Ренессанса



Шакарим Кудайбердиев (1858-1931) - общепризнанный поэт, выдаю­щийся композитор, крупный религиозный деятелем и эрудированный фило­соф. Философия Шакарима формировалась на основе сопоставления истин­ной веры и науки, знания и религии. Тщательнейшим образом изучив исто­рию философии и науки, Шакарим в своей работе «Три истины» приходит к своей истине о признании создателя всего сущего, бессмертия души и со­вести, как её бестелесной субстанции. С одной стороны не вызывает сомнений, что Шакарим оказывает боль­шое доверие науке, естествознанию и философскому материализму. С дру­гой стороны, он считает, что тот же материализм уделяет очень мало внима­ния проблеме души человека. Философия Шакарима представляет собой нравственно-этическое обоснование необходимости очеловечивания челове­ка. «...Сердце человека, так и не поверившего в дальнейшую жизнь души, не поверившего в то, что совесть и душа - это одинаково необходимая опора для обеих жизней, не сможет очистить ни одна наука, никакое искусство, ни один путь и ни один закон». И наоборот «...если человек в полной мере уве­рует в посмертную жизнь души и в то, что совесть - это её первейшая по­требность, тогда ничто не сможет сделать его сердце черным и черствым». Центральная категория философии Шакарима - совесть. «Человеческую скромность, справедливость, доброту в их единстве я называю мусульман­ским словом уждан, русским - совесть». «...По моему разумению - утвер­ждает Шакарим - основой для хорошей жизни человека должны стать чест­ный труд, совестливый разум, искреннее сердце».

Ахмет Байтурсынов - выдающийся казахский просветитель-демократ, поэт, писатель, известный общественный деятель, ученый, философ. Основ­ная сфера его научных изысканий - это литературное творчество, исследо­вание языка и закономерностей его функционирования в обществе, его роли в организации общественной жизни и деятельности людей. Он одним из первых в Казахстане занялся серьезным углубленным исследованием твор­ческого наследия Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, Абая Кунанбаева, содер­жания жанров, форм, значения устного словесного искусства казахов, казах­ского фольклора. Ахмет Байтурсынов родился 25 января 1873 г. в Тосынской волости Тургайского уезда. В центре научных интересов ученого был казахский язык и языкозна­ние, как основа языковой практики. Естественно, что теоретический анализ истории литературы и законов развития языка и словесного искусства по­требовал от нег решения ряда сложных проблем философии слова, словооб­разования, языка, его функций и значения для организации человеческих форм бытия. Поэтому не удивительно, что в научно-теоретическом наследии А. Байтурсынова большое место занимают разработка философско-теоретических проблем языка и художественного творчества. Неоценимый вклад в дело обогащения культуры казахов внес М. Дулатов - выдающийся общественно-политический деятель, поэт, писатель, уче­ный-историк и философ. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за свободу и славу своего народа и оставил глубокий след в истории своей страны. Бесконечно много внимания уделял он исследованию тюркских народов - казахов, узбеков, киргизов и др. Он тщательно собирал исторические фак­ты из жизни этих народов, сопоставлял их, анализировал, чтобы как можно глубже разобраться в сущности их исторического и научного значения. Он выступает как профессиональный и хорошо эрудированный теоретик исторической науки, социальный мыслитель, ищущий в прошлом дорогу в будущее. Особое место в творчестве М.Дулатова занимает стремление дать предельно объективный анализ искажений исторических фактов и событий. Он превосходно понимал, что любое искажение трактовки истории в инте­ресах каких бы то ни было социальных сил могут иметь плачевные послед­ствия. Именно поэтому он старался всюду, где замечал подобного рода яв­ления, восстановить историческую правду, обосновать объективную истину, которая существует не в сознании познающего объекта, а в связи и во взаи­модействии самих исторических событий. Главной проблемой своего времени он считал отношения зависимого от России Казахстана с независимым и всесильным царским правительством. Критика несостоятельной, бездумной, реакционной политики царизма по отношению к колониально зависимым народам была, по существу, кредом его политического мышления. В процессе критического анализа царской колониальной политики он ввел в оборот ряд новых понятий политической и социальной мысли, которые дали ему возможность предельно точно охарак­теризовать закономерности экономического и социально-политического раз­вития казахского общества на рубеже двух веков. Это такие понятия, как «сатрапия», «самосознание», «самодеятельность», «самоуправление», «представительство», «объективное», «активное» и т.п. Колониальная поли­тика царизма, представляющая собой безжалостный грабеж трудящихся масс Казахстана, по мнению М. Дулатова, привела край к полному упадку. Не ограничиваясь экономическим порабощением казахской бедноты, цар­ская бюрократия повела повальное наступление и на культуру казахского народа. Она запрещала, где только могла, проявления национальных обыча­ев и обрядов, старалась подорвать влияние исламских традиций на общест­венную жизнь казахов. На место всего этого заступила политика русифика­ции и насильственной ассимиляции народов, проживающих на территории Казахстана. К сожалению, эта политика, быть может, в скрытом виде и под разными лозунгами проводилась и в советское время.




Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1953 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...