Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 14. Западная философия XX в



В современной западной философии существуют несколько направле­ний религиозного типа. К ним, прежде всего, относятся неотомизм, персона­лизм. К числу признанных представителей неотомизма относятся Ж. Мари-тен, Э. Жильсон (Франция), И. Бохеньский, И. де Фриз, К. Ранер (ФРГ), Г. Веттер (Австрия), К. Войтыла (Польша), Б. Лонерган (Канада). Неотомизм представляет собой обновленную философию средневеко­вого схоласта Фомы Аквинского (Томаса Аквината), которая возведена в ранг официальной доктрины католической церкви в последней трети XIX в. Характерной особенностью современной томистской философии яв­ляется ее усиленный интерес к проблеме человека. Это в значительной сте­пени отличает ее от традиционной схоластики, где первенствующее значе­ние играла космология. Католическая церковь ставит во главу угла духовные ценности. Доминирование материальных ценностей над духовными - поражение человека, тогда как духовные, нравственные ценности свидетельствуют о его совершенстве. Человек должен совершить значительные усилия, кото­рые обеспечивают победу духовных ценностей (это называют аскезой). Среди духовных ценностей католическая церковь особо выделяет долг, бескорыстие, смирение, милость, любовь и справедливость. Неотомизм считает, что сегодня великие мировые идеологии на Вос­токе и Западе переживают глубокий кризис, поэтому необходим новый диа­лог между церковью и обществом. Много говорится и о потребности утвер­ждения таких фундаментальных человеческих ценностей, как солидарность, единение всех рас и культур, справедливость и забота об отверженных. Отмечается при этом необходимость возрождения национального самосоз­нания народов, установления диалога между различными религиями на принципах экуменизма, объединения. Хотя разговоры об этих и других подобных общедемократических, общечеловеческих ценностях и ведутся под углом зрения утверждения ре­лигиозной веры, они идут в русле процессов формирования нового мыш­ления.

Экзистенциализм - "философия существования" - в середине XX в. был одним из самых модных философских течений. Его наиболее крупные представители: М.Хайдеггер, К.Ясперс в Германии, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю во Франции, Н.Абанъяно в Италии, У.Баррет в США. Основная его тема - духовный мир человека, судьба личности в современном мире. Различают экзистенциализм светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс, Марсель), хотя это различие достаточно условно. Его родоначальниками являются немецкие философы Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Карл Ясперс (1883-1969). Именно появление в 1927 г. книги Хайдеггера "Бытие и время" ознаменовало становление нового философского направления. Основные идеи этой книги были дополнены и развиты в дру­гих его работах, где в систематизированном виде изложены основные идеи философии существования. Хайдеггер утверждает, что объективный метод познания, т.е. научный метод, обладает эффективностью только при познании внешнего мира. Для изучения человека он не годится, потому что человек представляет собой особый вид бытия. Экзистенциализм стал складываться после первой мировой войны, в обстановке озлобления и уныния, вызванной крахом кайзеровского милитаризма. Не оправившись еще от потрясений войны, человечество столк­нулось с новым политическим и идеологическим явлением - итальянским и германским фашизмом, который попрал значительную часть ценностей западной цивилизации.

Без нового человека невозможно и новое общество, утверждает Фромм. А новый человек — это тот, который способен нести в себе любовь к другим людям. Человек должен дарить людям любовь и солидарность, а также ощущать тепло и сочувствие окружения. Его книги «Иметь или быть?», «Пути из больного общества» свидетельствуют о неиссякаемо инте­ресе Фромма к проблеме человека, всем формам его жизнедеятельности. Структурализм. В 60-е годы нашего века бурно развивается научно-техническая революция, происходят значительные структурные изменения в развитых капиталистических странах Запада, идет процесс культурной инте­грации народов, изменяется массовое сознание. Применительно к этим усло­виям начинается модификация основных моделей философского мышления. Структуралисты-философы поставили целый ряд интереснейших про­блем: возникновения и развития языка, мифологии религии, культуры и их влияния на социальные структуры взаимосвязей психического и социально­го, социального действия, структуры личности и ее самосознания и др.

Герменевтика. Термин «герменевтика» (истолковываю) означает ис­кусство и теорию интерпретации текстов. К герменевтике обращались уже древние философы: они занимались истолкованием мифов, афоризмов, сим­волов занимались разъяснением произведений Гомера, Платона и других мыслителей. Герменевтика была поставлена и разработана немецкими фило­софами Ф. Шлегелем (1772-.1829) и Ф. Шлейермахером. Их заинтересовала философия, прежде всего проблемы объективно -прекрасного «Разговор о поэзии», «Об изучении греческой поэзии» и Ф. Шлейермахера — «Моноло­ги», «Диалектика».





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 550 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...