Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 17. Философия Казахского просвещения



В 18 веке произошло присоединение Казахстана к России, что привело к потере независимости Казахстана с одной стороны. С другой — стало воз­можным приобщение казахов к русской культуре, науке, новым формам хозяйствования. Казахское просвещение - это этап в культуре и мировоззре­нии казахов, отмеченный следующими чертами. Просветители придавали первостепенное значение для становления роста личности человека знаниям. Первейшей целью человека они считали - распространение знаний, культу­ры среди народа. Само становление просветителей шло через усвоение рус­ской культуры, а через нее - мировой. К казахским просветителям относят Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева.

Чокан Чингисович Валиханов (1835-1865 гг.)- один из первых выдаю­щихся представителей научной и общественно-политической мысли Казах­стана, внесший неоценимый вклад не только в казахскую, но и в мировую культуру. Он оставил в наследство своим потомкам огромное количество великолепных работ по проблемам географии, этнографии, истории, фольк­лористики, ориентологии, религиоведению, философии, социологии, поли­тике, многие из которых не утратили своего значения и по сей день. Уже в кадетском корпусе у него зародилась страсть к путешествиям и «открыть миру неизвестную Азию». Он не только исследовал и описал «не­изведанные» европейской наукой места как географ-путешественник, он приоткрыл завесу над самым центром Азии - человеком, его историей, обра­зом мысли и чувств (Кашгарская экспедиция, Иссык-Кульская экспедиция, экспедиция в Кульджу).

Ибрай Алтынсарин (1841-1889 гг.) - видный представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образо­вании, теоретик-этнограф, историк, экономист. Вооружившись передовыми, для своего времени, взглядами на различные аспекты человеческого бытия и общественной жизни, он именно с этих позиций начинает ожесточенную борьбу против средневековой отсталости своего народа, против его невеже­ства, забитости, национального и социального порабощения. И. Алтынсарин активно занимался литературной деятельностью. Он известен как автор пре­восходных стихотворений, направленных на воспитание у читателей лучших нравственных качеств - трудолюбия, доброты, честности, скромности, от­зывчивости, уважения к старшим и т.д. Алтынсарин был глубоко убежден, что казахи - народ способный к про­грессу и восприятию самой высокой культуры. Это утверждение он неодно­кратно, признано многими и доказано на деле. Вместе с тем он полагал, что казахский народ еще далек от цивилизованности, что он «находится в пере­ходном состоянии» от бескультурья и невежества к образованности и циви­лизации. Абай выдающийся казахский просветитель и демократ, поэт и мысли­тель, основоположник казахской письменной литературы.

Абай (Ибрагим) Кунанбаев, согласно вполне достоверным сведениям, «родился в 1845 г. в Чингизских горах Семипалатинской области в богатой семье предводителя рода тобыкты - Кунанбая. Центральным вопросом своей философии он сделал важные во все исто­рические эпохи, но в то же время чрезвычайно трудные для своего разреше­ния, особенно в Казахстане второй половины XIX в., нравственно-этические проблемы. Исходя из идеи подверженности изменениям всего сущего, кроме Бога, который остается неизменным в своих основополагающих качествах, Абай и пытался разрешить проблемы нравственного совершенствования человека. Он считал, что люди его времени одержимы пороками, и перечислил огром­ное количество нравственных изъянов человека. Среди них базовым, так сказать, он признавал невежество, а производными от него- все другие такие как лживость, нечестность, отсутствие искренности, стяжательство, хвастов­ство, трусость, показное щегольство, обман, эгоизм, леность, коварство, пре­дательство и многое другое. Вместе с тем, согласно его представлениям, вопреки преобладанию в обществе людей порочных, в их среде немало и добродетельных. Отчего это происходит? Этот вопрос волновал его на про­тяжении всей жизни, пока, наконец, он не пришел к выводу, что человек не является от рождения злым или добрым, несправедливым или милостивым. Тем или другим он становится под влиянием своих современников, под влиянием своего окружения. «Человек - дитя своего времени, - утверждал он. Если он плох, виноваты его современники». Нравственная философия Абая носит в значительной мере дидактиче­ский характер и нацелена на то, чтобы освободить простого казаха от мо­ральных пороков, аморального и править ему стремление к знаниями и культуре, к благородству, честности, трудолюбию и т.д.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 2625 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...