Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 10. Немецкая классическая философия



Важная роль в истории философии принадлежит классической немец­кой философии конца XVIII - первой половины XIX в. Она представлена именами таких выдающихся мыслителей, как И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг,Г. Гегель, Л. Фейербах. И.Кант (1724-1804) является родоначальником немецкой классиче­ской философии. В теории познания Кант по существу совершает "коперниканский переворот". Если до него материалисты считали, что человек пассивно от­ражает внешний мир, то Кант процесс познания рассматривает как актив­ный, творческий процесс своеобразного конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта. Наши представления о вещах всегда отличаются от "вещи в себе", вернее, "самой по себе", хотя бы в си­лу относительности нашего знания. Таким образом, "вещь для нас", т.е. воспринимаемый нами "объект", есть всегда лишь сторона "вещи самой по себе", объекта. Заслугой Канта является и то, что он, в частности, в работе "Критика практического разума" преодолевает концепцию европейских просветите­лей (Руссо, Локка) о естественно природном человеке и пытается раскрыть специфику человеческой сущности. В соответствии со своей критической философией он разделяет мир человека и человеческих отношений на сферу явлений, где человек под влиянием чувственных воздействий и склонностей проявляет себя как природно-чувственное существо, и сферу умопостигаемых процессов и отношений, где человек рассуждает и со­вершает поступки в соответствии с высшими принципами разума. По­следняя сфера, по Канту, и есть специфически человеческая сфера мо­ральности, культуры, самой социальности. Именно в мире умопостигае­мых отношений свободная воля практического разума принуждает дейст­вовать индивида не в силу эгоистически-себялюбивых стремлений к чув­ственному удовольствию, а в соответствии с так называемым категориче­ским императивом, по требованиям долга и адекватно выдвигаемым сво­бодным разумом целям. Г.Гегель (1770-1831), считал, что все существующее есть лишь по­кров, под которым скрывается понятие. В гегелевском учении понятие есть форма движения Мирового духа, Абсолютной идеи, которая сначала разви­вается сама в себе как логический процесс, затем переходит в природное бытие и там повторяется пройденное в духовной форме развитие; затем, на­конец, в человеческом познании через раскрытие законов действительности. Абсолютная идея познает самое себя в виде Абсолютной истины. Раскрывая движение Абсолютной идеи как объективный процесс диа­лектического развития, Гегель по существу в диалектике понятий угадал диалектику объективного мира и таким образом пришел к обоснованию той основной мысли, что мир состоит не из законченных, готовых предметов, а представляет собой совокупность процессов развития, сущность которого выражается в законах диалектики. Важную роль в преодолении идеализма Гегеля сыграл его ученик Л.Фейербах (1804-1872) - философ-материалист, выступивший против объективного гегелевского идеализма и официальной религии в главном своем произведении "Сущность христианства". Материализм Фейербаха, как и диалектика Гегеля, сыграли роль основных теоретических источни­ков философии марксизма. Утверждая и обосновывая первичность конкретно-чувственного при­родного бытия, материи по отношению к сознанию, Фейербах рассматривал человека, прежде всего как природное существо (антропологизм). Как и мно­гие выдающиеся его предшественники, он не видел, что сущность человека заключается в его общественных отношениях, поэтому для него осталась непонятной диалектика развития человека и общества. В качестве универ­сального средства разрешения социальных проблем современности Фейер­бах предлагал всеобщую любовь людей друг к другу. В этом заключается гуманизм и вместе с тем утопизм его взглядов.

Философия марксизма (представители К. Маркс и Ф.Энгельс). Цен­ным вкладом в развитие философии, сделанным Марксом, является не только открытие факта о приоритете экономики над духовным фактором, тайны прибавочной стоимости, механизма порабощения и эксплуатации че­ловека в системе товарно-денежных отношений, но и открытие экономиче­ской формы отчуждения. Соглашаясь и воспринимая идею Л. Фейербаха о религиозном отчуждении, К. Маркс считает его одним из аспектов общего отчуждения капитализма. По мнению К. Маркса, наиболее всеобщей формой отчуждения в условиях капитализма является экономическое отчу­ждение. Снять эту форму отчуждения возможно только посредством рево­люции и последующих социально-экономических преобразований. В ре­зультате каждый человек становится сознательным, свободным и творче­ским, так как снимаются овеществление и отчуждение. А сам человек ста­новится активным и сознательным субъект собственной жизнедеятельно­сти, способный полностью реализовать себя. Социум и человек в новых со­циально-экономических условиях становятся «рациональными, просвещен­ным и рационально-управляемым». Идею Маркса о том, что труд является материальным основанием формирования и развития человеческого сознания, а также о приоритете экономики в развитии человеческого общества будет творчески продолжено Ф. Энгельсом (1820-1895) в ряде его работ "Роль труда в процессе превра­щения обезьяны в человека", "происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884). Так, Ф. Энгельс в работе "происхождение семьи..." 1вяталея показать, что семья и статус женщины в обществе и семье значи­тельно претерпели трансформацию в ходе исторического развития под влия­нием эволюции способа производства и форм собственности. Ф. Энгельс показал, как и каким образом происходит эволюция формы семьи и брака, усиливается эксплуатация и маргинализация женщины замыкание ее при­ватной сферой. Ф. Энгельс способствовал формированию дискуссий об эко­номической основе различия тендерных (мужских и женских) ролей, поста­новки вопроса о статусе женщины и ее эмансипации, об изменении институ­та традиционного брака и снятии зависимости женщины от мужчины. Ф. Энгельс разработал идеи о диалектике природы, о материи как суб­станции сущего, разработал классификацию форм движения материи, поло­жение о пространстве и времени как атрибутах материи, о материальном единстве мира ("Анти-Дюринг, Диалектика природы"). По мнению Ф. Эн­гельса, диалектика - это учение о всеобщей связи и развития природы, обще­ства и человеческого мышления. Диалектическое развитие - это сложный, противоречивый, поступательный процесс изменения, как материальных процессов, общественных систем, так и теоретических идей. Таким образом, весь мир - это постоянный и бесконечный процесс изменения и превраще­ния, а источником этого изменения является борьба противоположностей. Ф. Энгельс в "Анти-Дюринге" специально останавливается на характеристике всеобщих законов диалектического развития: закон единства и борьбы про­тивоположностей, закон взаимного перехода количества в качество, закон отрицания.




Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 435 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...