Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 12. Русская философия XIX – начала XX в.в



Западники и славянофилы - две ведущие противоборствующие силы в идеологии и философии России в середине XIX в. К числу виднейших западников принадлежали П. Я. Чаадаев, Н. В. Станкевич (1813-1840), В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870). В основе убеждений западников лежало представление о едином общечеловеческом пути развития. Они считали, что в этом развитии западноевропейские народы опередили все остальные народы. Россия идет по тому же пути, но отстает на нем. Поэтому Россия должна учиться у Запада, должна усвоить европейскую науку и плоды просвещения.

К числу виднейших славянофилов относились И. В. Киреевский (1806-1856), А. С. Хомяков (1804-1869), К. С. Аксаков (1817-1860). Для славянофилов была характерна идеализация исторического прошлого России. Они считали, что русская культура и политическая жизнь развиваются по собственному пути, отличному от западного. Они видели историческую миссию России в том, чтобы оздоровить Запад духом православия и русских общественных идеалов, помочь Европе в разрешении ее внутренних и внешних политических проблем в соответствии с христианскими принципами. Достоевский Ф.М. (1821-1881) - великий русский писатель, публицист. философ. Особое влияние на мировую культуру и философию оказало исследование Достоевским «бездны» мятущейся человеческой души, с ее противоречиями и страстями, художественный анализ глубин подсознания. Философские воззрения Достоевского можно в целом охарактеризовать как христианский гуманизм, в котором до предела доведена идея ценности каждой человеческой личности. Спасение человечества он видит в христианских идеалах любви, добра и красоты («красота спасет мир»): Замечательный писатель, Лев Толстой был еще и глубоким, проницательным мыслителем. Основной вопрос Толстого: как разорвать замкнутый круг насилия - вечный принцип человеческого существования. Толстой пришел к мысли, что надо возродить основной принцип христианской религии - непротивление злу насилием. Насилие порождает только насилие и ничего больше. Единственный выход - моральное самоусовершенствование. Начните с себя. Вершиной русской идеалистической философии XIX в. является «философия всеединства». В. С. Соловьева заложившая основы русской идеалистической философии XX в. Философская концепция Соловьева получила название «философия всеединства», и для ее правильного понимания необходимо учитывать, что в ее основе лежит представление о единстве и цельности мира (бытия в целом). Важнейшая составляющая бытия - это человечество. Представляя собой цельный и отдельный организм, оно является субъектом не только исторического, но и космического процесса, и смысл его существования состоит в выполнении своего вселенского предназначения - в служении Добру, установлении нравственного порядка. Начало XX в. (1901-1917) гг. характеризуется продолжающимся расцветом русской философии. Религиозный смысл истории анализировался и по своему интерпретировался в работах И. А. Ильина. Работы Н. А. Бердяева и Льва Шестова (Л.И.Шварцмана) заложили основа экзистенциализма (или предэкзистенциализма). С. Л. Франк создал концепцию «живого знания» - обращенную к человеку «философию жизни»; его идеи получили дальнейшее развитие в учении Н. И. Лосского. На базе пришедшего из Византии еще в эпоху средневековья исихазма в начале XX в. в России возникло такое интересное и своеобразное течение, как имяславие (П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, А. Ф. Лосев). В XX в. получил развитие «русский космизм».





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 342 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...