Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби-ат Турки родился в 870 г. в городе Фараб на Сыр-Дарье в тюркской семье. Фараби был образованным человеком, проявлял глубокий интерес в изучении медицины, музыки, этики, политики, психологии. Фараби является одним из первых комментаторов Аристотеля. Прославился Аль-Фараби как оригинальный философ. Им написаны более 100 работ по истории естественных науки и философии, многие из которых пока не переведены на родной язык. Фараби выступал за научное познание мира, за научное предвиденье, выступал против принуждения и насилия в обществе. Он верил, что зло будет уничтожено и на земле восторжествует доброе начало, теоретически обосновал идеал общества без войн, насилия и порабощения. Идеал миролюбивых и дружеских отношений между всеми народами земли. В работах «Взгляды жителей добродетельного города», «Гражданская политика» Фараби рассматривает проблемы политики и морали, осмысливает политическое и моральное состояние феодального общества, поднимает вопрос об отношении государства к обществу, осмысливает социальные противоречия абассидского халифата и дает им теоретическое объяснение. Многие философские идеи Аль-Фараби оказали теоретическое влияние на формирование и развитие идей и концепций западно-европейской философии, в особенности на философские взгляды Б. Спинозы. Идеи Аль-Фараби оказали влияние на философские взгляды многих мыслителей мусульманского мира, таких как Ибн-Сина, Ж. Баласагуни и др. Особое место занимает в истории тюркской культуры Юсуф Баласагуни, один из выдающихся мыслителей своего времени. Юсуф Баласагуни жил в переходное время. Юсуф Баласагуни, являясь представителем тюркских народов, проповедует ислам. Но тот, кто внимательно прочтет «Кутатгу билик» поймет, что главная цель книги - не пропаганда религиозных идей, а размышления о человеческом счастье. Академик А.Н. Канонов пишет, что в «Кутадгу билик», рукопись которой находится в Намангане, приводятся основные 4 принципа:
1. Адил (справедливость)
2. Деvlет (Достаток)
3. Акiл (разум)
4. Kanaat (умеренность)
Таким образом, «Кутадгу билик» - произведение, рожденное на основе синтеза тюркской и арабо-персидской культур. Ему не было равных в литературе того времени, когда не было никаких учебников о человеке, обществе, бытие. Эта книга стала настольной книгой правителей, ученых, просвещенных людей. Другим философом периода расцвета караханидского каганата является Махмуд Кашгари. В работе «Дивану лугат аттюрк» (Словарь тюркских наречий), написанной в 1072-1083 г., он дает не только описание тюркских родов и племен, их языка их обычаев, но истории, политической жизни тюрков. Он не только обращает внимание на важность знания, воспитания, нравственности в общественной жизни людей, но и на роль языка как мощного рычага в установлении и регуляции отношений между родами. Кашгари обращает внимание на такие нравственные качества как мужественность, преданность, патриотизм (и т.д.), которые важны, по мысли тюркского философа, в жизни общества и укрепления государства. Важную роль Кашгари отводит родному языку как средству общения и сближения тюркских народов Ахмед Яссауи тоже написал свою книгу «Диуани Хикмат» (книга мудрости) на тюркском языке арабской графикой. Это тоже свидетельство слияния арабской и тюркской культур. Но Ахмед Яссауи привнес совершенно новое, необычное направление в жизнь кочевников. Это аскетическое мировоззрение, философия суфизма. Ахмед Яссауи, безусловно, - мыслитель-мистик, он принимает заповеди ислама и исполняет их. Для него является непогрешимой истиной, что Аллах един и Мухаммед пророк его. Этому свидетельством может быть его аскетический образ жизни. Исследователи его жизни утверждают, что Ахмед Яссауи, достигнув возраста пророка (63 года), отрекся от земных благ и остаток жизни провел под землей. Это означало признание им пророка. Значит он, будучи мыслителем, не был против основных принципов ислама. Первое - Аллах дает свободу выбора. Второе - что именно это право свободы губит его. Если же мы задумаемся над вопросом о необходимости свободы человека, то наш краткий ответ таков: она нужна для познания Аллаха. Другие доводы тускнеют перед этим, ибо познание Аллаха - это путь к человечности. Яссауи именно так понимал свободу человека. В своих «хикметах» он говорил о том, что любовь к Аллаху очищает от житейской грязи и приходит к выводу, что эта истина не о какой-либо одной религии одного народа, а общечеловеческая.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1329 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!