Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 13. Западная философия XIX – начала XX в.в



Конец 19 - нач. 20 вв. - эпоха неклассической философии - дали плеяду замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями. Философия этой эпохи носила в основном иррациональный характер. Иррационализм в широком смысле учение, согласно которому ре­шающим фактором в познании, в поведенческих актов людей, в мировоззре­нии, в ходе исторического процесса играют роль не силы разума, не рацио­нальное начало, а иррациональное (от латинского неразумный, бессозна­тельный), что предлагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувства, словом, тех срезов духовного начала, которые проти­вопоставляются разуму, рассудку, мудрости. Артур Шопенгауэр -1788—1860. Основная его работа «Мир как воля и представление». Мир, по Шопенгауэру, не основан нa принципах разума. В мире вообще нет разума. В мире есть «воля». Волю надо понимать широко — не как качество человеческой души, а как «порыв», существующий в природе и в обществе. Если основа мира — «воля» неразумна, то и мир, по сути дела, — неразумен. История лишена смысла, в ней нет никакого разумного обоснования. Наука постоянно заходит в тупик, когда пытается обосно­вать мир из законов разума.

Фридрих Ницше (1844—1900) считал себя учеником А. Шопенгау­эра и разделял его иррационалистический взгляд на мир. В мире действует слепая воля, но эта «воля к жизни» на человеческом уровне выглядит как «воля к власти». Проявлением «воли к власти» надо считать тягу к самоут­верждению в формах искусства, морали, религии и науки, «Воля к власти» — движущая сила человеческой культуры. В работах «Так говорил Заратустра», «Воля к власти», «Человеческое слишком человеческое», Ницше дает оригинальное понимание человеческой морали. Мораль предельно относительна. Истин морали нет. Сократ был «первым декадентом» в философии, человеком, который пытался найти «общую» мораль — правила нравственности, которых должны придержи­ваться все люди без исключения. Но главным искажением морали стало хри­стианское учение, которое восторжествовало в европейской культуре. Хри­стианская мораль стала «...суммой условия сохранения бедных, полу удач­ных и полностью неудачных видов человека», — писал Фр. Ницше. Основные идеи прагматизма высказывали Ч.С. Пирс (1839-1914), У. Джеймс (1862-1952). Прагматизм обвинял всю прежнюю философию в от­рыве от жизни, в абстрактности и созерцательности. Философия должна способствовать не осмыслению первых начал бытия, а созданию общего метода решения тех проблем, которые встают перед людьми в жизненных различных ситуациях, в потоке постоянно меняющихся событий. Задача фи­лософии, с точки зрения прагматизма, заключается в такой организации жизненного опыта, прежде всего уклада социального бытия, который спо­собствовал бы улучшению образа жизни людей, их бытия в мире. С именем 3. Фрейда связанно основание психоанализа как философ­ской концепции (1856-1939). Несомненная заслуга Фрейда и всей его школы психоанализа - открытие и исследование бессознательного как качественно­го специфического состояния человеческой психики. Предметом изучения прежней философии был, разум, сознание человека. Признавая важность сознания, тем не менее, Фрейд придавал исключительное значение в челове­ческой психике бессознательному, либидо (половое влечение), влечение к жизни, влечение к смерти (инстинкты жизни и агрессии). Фрейд считал, что культура и человек находятся в антагонизме. Культура подавляет человека, навязывая ему ценности, уменьшая счастье (удовольствие) человека, поэто­му она должна быть изменена. Психоанализ рассматривает ряд проблем: человек и общество, «нев­ротическая культура», «невроз», «психология масс» и т.д. Следующее направление западной философии - позитивизм. Пер­вая историческая форма позитивизма сложилась в 30-40 годы XIX в. Ос­нователем его был французский философ О.Конт (1798-1857). Удел науки, по Конту, не объяснение, а описание вещей. Наука в принципе не способна ответить на вопрос "почему?", она должна ограни­читься констатацией фактов и отвечать лишь на вопрос "как?" Лишь в таком случае наука может стать позитивной. И это должно касаться не только ча­стных наук, но и философий. Философия не может быть наукой о самом бы­тии, как это было типично для ее метафизической стадии. Задача положи­тельной философии должна состоять в систематизации конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук. Вторая историческая форма позитивизма - эмпириокритицизм - воз­никла на рубеже Х1Х-ХХ вв. Его ведущими представителями выступили австрийский физик Э. Мах (1838-1916) и швейцарский философ Р. Авенариус (1843-1896). В отличие от "первого позитивизма", который в лице О. Конта рассматривал философию как науку синтезирующую, "второй позитивизм" сводит ее к теории познания. Эмпириокритицизм означает "критику опыта" и предполагает "очищение" опыта от всех положений, которые имеют "ме­тафизическую" природу. Неопозитивизм как третья историческая форма позитивизма попытал­ся обосновать тезис о том, что философия вообще не имеет своего само­стоятельного предмета исследований. Неопозитивизм зарождается почти одновременно в Австрии, Англии, Польше в 20-е годы XX в. (Л/. Шпик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах, Л. Витгенштейн). Неопозитивизм часто называют на Западе аналитической философией. Она представлена логическим позити­визмом и лингвистической философией. Философия путем анализа языка должна очищать научные знания от предложений, которые не имеют смысла. Процедура проверки предложений на предмет их осмысленности по­лучила название "верификация" (от лат. "verus" -истинный и "facio" -делаю). Согласно принципу верификации, только те предложения имеют смысл, ко­торые допускают (хотя бы косвенным образом) опытную проверку. На арене появляется постпозитивизм, который пересматривает про­блематику философии, ее роль в науке и обществе, методы научного иссле­дования. К числу виднейших представителей постпозитивизма относятся К. Поппер, И. Лакатос. Т. Кун, С. Тулмин, П. Фейерабенд, Дж. Агацци и др. Главной проблемой постпозитивизма является развитие, динамика научного знания. Такая переориентация привела к изменению всего круга вопросов в философском исследовании науки. Постпозитивизм интересуют, прежде всего, социокультурная детерминация научного знания, возникнове­ние новых теорий, их принятие сообществом ученых, критерии сравнения и выбора конкурирующих научных концепций и т.п.




Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 374 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...