Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Источник: Леонардо да Винчи. Избранные произведения. В 2 т. Т.1. — М., 1995



Никколо Макиавелли (№ссо!д МасМауеШ, 1469-1527 гг.) — итальянский мыслителе, писатель, военный теоретик, политический деятель (занимал в Флорентийской республи­ке пост государственного секретаря). Восхищаясь римским прошлым (в первую очередь политическим устройством Римской республики), Макиавелли-политик искал в ней рё- цепт для преодоления главной причины бедствий Италии его времени — ее политическом раздробленности. Исследование истории и осмысление реальной политической ситуации (кризис Флорентийской республики) привели Макиавелли к убеждению, что спасти Италию от постоянных усобиц между отдельными городами может не столько республика, сколько

Сильная государственная власть, сосредоточенная в одних руках. Наиболее известным произведением Н. Макиавелли является трактат «Государь» (опубл. 1532 г.), в котором он дает свои рекомендации по управлению государством фло­рентийскому правителю Лоренцо Медичи. Среди прочего, Макиавелли советует Медичи не стесняться в использова­нии любых средств для укрепления своей власти (отсю­да термин «макиавеллизм» для определения политики, не брезгующей лицемерием в отстаивании «государственных интересов»). Перу Макиавелли принадлежат также следую­щие сочинения: «Рассуждения на I декаду Тита Ливия», «Ис­тория Флоренции» (1520-1525, издана 1532), комедия «Мандрагора» (1518, поставлена и издана в 1524), «0 военном искусстве» и др.

Никколо Макиавелли ГОСУДАРЬ

(Глава 18.0 ТОМ, КАК ГОСУДАРИ ДОАЖНЫ ДЕРЖАТЬ СВОЕ СЛОВО)

OOOOOOOOOOOCK**^

Ключ к фрагменту: Изложенная в трактате «Государь» политическая филосо­фия Макиавелли демонстрирует один из ликов того явления, которое мы назы­ваем «итальянским Возрождением». Возможно, обращенный Макиавелли к Ло­ренцо Медичи призыв оставить «благородство» в распоряжении своим словом государя — это обратная сторона той индивидуальной свободы, которая была завоевана в эпоху Возрождения европейским обществом: свобода индивидуально­сти от принципов морали средневековья оборачивается, фактически, призывом к монарху быть абсолютно свободным в своем манипулировании жизнью и наде­ждами подданных.

ОООООООООООООООООООООООООООО0О

Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному сло- 9у, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность.

Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зэерю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заклю­чено в природе и человека, и зверя. Не это ли иносказательно внушают нам античные авторы, повествуя о том, как Ахилла и прочих героев древ­ности отдавали на воспитание кентавру Хирону, дабы они приобщились


к его мудрости? Какой иной смысл имеет выбор в наставники получело­века-полу зверя, как не тот, что государь должен совместить в себе обе эти природы, ибо одна без другой не имеет достаточной силы?

Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обе­щанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудив­шие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется. Примеров тому множество: сколько мирных до­говоров, сколько соглашений не вступило в силу или пошло прахом из-за того, что государи нарушали свое слово, и всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером, люди же так простодуш­ны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить.

Из близких по времени примеров не могу умолчать об одном. Алек­сандр VI всю жизнь изощрялся в обманах, но каждый раз находились люди, готовые ему верить. Во всем свете не было человека, который так клятвенно уверял, так убедительно обещал и так мало заботился об ис­полнении своих обещаний. Тем не менее обманы всегда удавались ему, как он желал, ибо он знал толк в этом деле. Отсюда следует, что государю нет необходимости обладать всеми названными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими. Дерзну прибавить, что обладать этими добродетелями и неуклонно им следовать вредно, т^- гда как выглядеть обладающим ими — полезно. Иначе говоря, надо яв­ляться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, ис­кренним, благочестивым — и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранить готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Следует понимать, что государь, особенно но­вый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер форту­ны, то есть, как было сказано, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла.

Итак, государь должен бдительно следить за тем, чтобы с языка его не сорвалось слова, не исполненного пяти названных добродетелей. Пусть тем, кто видит его и слышит, он предстает как само милосердие, верность, прямодушие, человечность и благочестие, особенно благочестие. Ибо люди большей частью судят по виду, так как увидеть дано всем, а потрогать ру­ками — немногим.

Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спи­ной которого стоит государство. О действиях всех людей, а особенно госу­дарей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом, в мире же нет ничего, кро­ме черни, и меньшинству в нем не остается места, когда за большинством стоит государство. Один из нынешних государей, которого воздержусь на­звать, только и делает, что проповедует мир и верность, на деле же тому и другому злейший враг; но если бы он последовал тому, что проповедует, то давно лишился бы либо могущества, либо государства. <...> (С. 52-54)





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 303 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...