Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Шрамкова Г. Искусство Возрождения. Италия. Нидерланды. Германия. Франция. — М., 1977




КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Эпоха Просвещения в отличие от всех предыдущих культурно-истори­ческих эпох сама дала себе имя и объяснила, что именно она понимает под эти именем. «Просвещение, — писал Иммануил Кант — это выход чело­века из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие' есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершен­нолетие по собственной вйне — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользо­ваться им без руководства со стороны кого-то другого». Для того, чтобы конкретизировать, кто мешал человеку «пользоваться своим рассудком», и уточнить, к кому был обращен призыв Канта стать «просвещенным», стоит кратко очертить тот культурно-исторический этап, который пред­шествовал заявившей о себе открыто во второй половине XVIII столетия эпохе Просвещения.

Культура предшествовавшего Просвещению времени сложилась в ре­зультате географических открытий XV-XVI веков, широкого распро­странения в обществе идей гуманизма и Реформации, создания сперва мануфактурного, а затем (подстегиваемого научной революцией XVII сто­летия), промышленного производства. В обществе допросвещенческой эпохи царили очень различные настроения: во-первых, в Европе того вре­мени все более властно заявлял о своем контроле над целым культуры дух прагматизма и меркантилизма (возникший как естественное следствие за­мены в сфере экономики феодальных отношений капиталистическими). Во-вторых, в просвещенных кругах крепла вера в то, что развитие наук и исследование законов мироустройства в самые ближайшие времена при­ведет к радикальным трансформациям в обществе, к его переустройству по рациональным и справедливым принципам. В-третьих, росло напряже­ние между становящейся все более секулярной и независимой буржуазной культурой и старыми институтами власти — абсолютными монархиями и консервативно настроенной церковью, которые так же, как и буржуа­зия были проникнуты духом меркантилизма, но ни о каких серьезных изменениях в существующей системе социальных отношений старались не думать. Человек в условиях борьбы давящих на него одновременно ста­рых традиций и привычек, новых условий выживания, надежд на изме­нения в жизни общества и жесткого контроля за свободомыслием со сто­роны власти, ощущал себя крайне неуютно и одиноко, боялся проявлять излишнюю инициативу и несмотря на весь свой рационализм, предпочи­тал быть «несовершеннолетним».

Неслучайно, что в центре внимания Просветителей оказалась прежде всего идея создания более гармоничного, то есть, с одной стороны — соз­нательно-гражданского, а с другой — уважающего права максимально­го числа человеческих личностей, общества. Главной причиной того, что такое общество все еще не создано, просветители считали «необразован­ность», темноту основной массы населения, ее низкий культурный уро­вень, который не позволял появиться даже мысли о том, что общество в его существующей форме устроено несправедливо..Просветителей волновали опасные (с точки зрения властей) проблемы: происхождение государства, причины появления неравенства в обществе, сущность человеческой ци­вилизации и направленность ее развития.

Английские, французские, немецкие просветители хотя и по-разно- му, но все же двигаясь в одном направлении, продумывали обозначенные выше вопросы.

Так, англичанин Джон Локк (1632-1704 гг.) в трактате «Опыт о че­ловеческом разумении» разработал основу того, что мы еще и сегодня именуем «неотчуждаемыми правами человека». У Локка такими пра­вами назывались право на жизнь, свободу и собственность. Томас Гоббс (1588-1679 гг.) теоретически обосновал идею возникновения государст­ва как союза людей, объединившихся на основе общественного договора ради благаоясех (дабы получить от государства защиту и возможность для гуманной жизни).

Француз Шарль Монтескье (1689-1755 гг.) резко критиковал абсолю­тизм, показывая необоснованность претензий монархов произвольно рас­поряжаться жизнями и имуществом равных по природе людей. Вольтер (1694-1778 гг.) в своих памфлетах, поэмах и трактатах высмеивал фео­дальные пережитки и лицемерие клерикальных структур, покрывающих все несправедливые деяния абсолютистских режимов. Вольтеру вторил Дени Дидро (1713-1784 гг.), инициировавший проект издания 35-том- ной «Энциклопедии» — рупора просветительских идей. Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.) критиковал весь строй буржуазной культуры, считая что она подавляет естественную, не склонную к стяжанию и господству над себе подобными природу человека, заставляя его быть эгоистом и коры­столюбцем.

В Германии дискуссий о необходимости Просвещения велись на уни­верситетском уровне и ориентировались на поиск путей постепенного, а не радикального (как во Франции) изменения общественного сознания. Иммануил Кант (1724-1804 гг.) призывал к интеллектуальному и мо­ральному действию в достижении обществом свободы. Готхольд Эфра-
им Лессинг (1729-1781 гг.) развивал идею о всечеловеческой общности, которая совместными усилиями изменит мир. Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803 гг.) призывал видеть в движении человечества к большей гу­манности и равноправию неизбежный и естественный закон человеческо­го развития.

Борьба старого и нового в культуре эпохи Просвещения не огра­ничивалась только сферой интеллектуальных исканий. В живописи, архитектуре, скульптуре, театре, литературе и музыке находили свое воплощение как вкусы старой придворной культуры (стиль рококо), так и просветительский культ природы (сентиментализм), зримо во­площавший в художественых и литературных произведениях просве­тительскую тоску по утраченному «золотому веку» естественного че­ловека.

Великая французская революция 1789 г. стала в определенной сте­пени логичным следствием распространения идей просветителей (пре­жде всего французских) в массах. Революция (во время которой про­лились реки крови как старой монархической аристократии, так и ее противников), показала, что уверенность просветителей в неминуемом духовном взрослении, освободившихся от оков масс, оказалась ошибоч­ной. Пафос просветительской мысли с ее призывом к свободе, равенст­ву и братству людей, конечно, получил свое развитие в последующую эпоху, однако наивной вере в то, что «естественный человек» — это культурный идеал для цивилизованного человека, был нанесен сокру­шительный удар.

Жан Жак Руссо (Но|дееаи, 1712-1778 гг.) — француз­ский философ и писатель, один из теоретиков французского Просвещения XVIII в. В своих философских и публицисти­ческих работах и романах Руссо активно выступал против социального неравенства, деспотизма и рабства, признавал законной борьбу масс против абсолютистской монархии. Руссо отрицал как преступное любое насилие над природой человека, которую он считал сильно изуродованной всем строем человеческой культуры с ее науками и искусствами. Идеалом человека для Руссо выступал «естественный чело­век», еще не испорченный порожденными развитием культу­ры частной собственностью и связанным с ней господством одних людей над другими. Основные произведения Руссо следующие: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов»; «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми»; «Об об­щественном договоре, или Принципы политического права»; «Исповедь»; «Эмиль, или О врспитании» и др.

Жан Жак Руссо

рассуждение о причинах и основаниях неравенства

00000СХХ>00000<>00<>0<>0000<>0<Х><><>0

Ключ к фрагменту: Для Руссо очевидно, что причина неравенства в обществе имеет культурное происхождение: некогда люди добровольно отказались жить по законам «естественного права» (когда все принадлежит всем и никому) и со­гласились жить по таким правилам, согласно которым каждый имеет право ска­зать относительно чего-то: «это мое!». Результатом выхода из естественного состояния и постепенного цйвилизационногоразвития стало последовательное закабаление одних людей другими, переориентация всего общества на то, что­бы обирать друг друга, лицемерить, приспосабливаясь к прихотям сильных мира сего, пренебрегать уважением прав другой личности на ее свободу и достойное существование. Единственным выходом из сложившейся ситуации, согласно Рус­со, может быть возврат общественного устройства к принципам «естествен­ного права», которое аннулирует систему властных отношений, порожденную обладанием собственностью.

ооооооооооооо^^

О человеке, вот о ком предстоит мне говорить: и сам вопрос, мною рас­сматриваемый, требует, чтобы я говорил об этом людям,, ибо подобных во­просов не предлагают, когда боятся чтить истину...

Я вижу в человеческом роде два вида неравенства: одно, которое я на­зываю естественным или физическим, потому что оно установлено при­родою и состоит в различии возраста, здоровья, телесных сил и умствен­ных или душевных качеств; другое» которое можно назвать неравенством условным или политическим, потому что оно зависит от некоторого ррда соглашения и потому что оно устанавливается или, по меньшей мере, ут­верждается с согласия людей. Это последнее заключается в различных привилегиях, которыми некоторые пользуются за счет других: как то, что они более богаты, более почитаемы, более могущественны, чем другие, или даже заставляют их себе повиноваться. <...> (С. 70-71)

У всякого животного есть свои представления, потому что у него есть чувства; оно даже до некоторой степени комбинирует свои представления, и человек отличается в этом отношении от животного лишь как больщее от меньшего. Некоторые философы даже предположили, что один человек больше отличается от другого человека, чем человек — от животного. Сле­довательно, специфическое отличие, выделяющее человека из всех дру­гих животных, составляет не столько разум, сколько его способность дей­ствовать свободно. Природа велит всякому живому существу, и животное повинуется. Человек испытывает тоже воздействие, но считает себя сво­бодным повиноваться или противиться, и как раз в сознании этой свободы I проявляется более всего духовная природа его души. <...> (С. 82)

Но если бы трудности, с которыми связано изучение всех этих вопро­сов, и оставляли все же некоторый повод для споров относительно этого различия между человеком и животным, то есть другое, весьма харак­терное и отличающее их одно от другого свойство, которое уже не может вызвать никаких споров: это — способность к самосовершенствованию, которое с помощью различных обстоятельств ведет к последовательному развитию всех остальных способностей, способность, присущая нам как всему роду нашему, так и каждому индивидууму... Было бы печально для нас, если бы мы вынуждены были признать, что эта отличительная и ^очти неограниченная способность человека есть источник всех его не­счастий, что именно она выводит его с течением времени из того первона­чального состояния, в котором он проводит свои дни спокойно и невинно; что именно она, способствуя веками расцвету его знаний и заблуждений, пороков и добродетелей, превращает его со временем в тирана себя самого и природы. <...> (С. 82-83)

Мне было бы легко, если бы это было необходимо, подтвердить... факта­ми и показать, что у всех народов мира успехи разума оказались в точном соответствии с потребностями, которые они получили от природы или ко­торым подчинили их обстоятельства, и, следовательно, с теми страстями, которые побуждали их удовлетворять эти потребности. <...> (С. 84)

Но даже если мы и не будем прибегать к малодостоверным свидетель­ствам истории, разве не всякому понятно, что все, казалось бы, удаляет от дйкого человека искушение и средства перестать быть таковым? Его во­ображение ничего не рисует ему, его сердце ничего от него не требует. То, что нужно для удовлетворения его скромных потребностей, столь легко мбжно найти под руками и он столь далек от уровня знаний, необходимо­го для того, чтобы желать приобрести еще большие, что у него не может бь^ь ни предвидения, ни любознательности. <...> (С. 84-85) ) После того, как я показал, что способность к совершенствованию, об­щественные добродетели и другие способности, которые естественный человек получил в потенции, никогда не могли развиться сами собой; что для этого было необходимо случайное сочетание многих внешних при­чин, которое могло никогда и не возникнуть, и без чего человек навсегда остался бы в своем изначальном состоянии, мне остается еще рассмотреть й (Сопоставить различные случайности, которые могли способствовать со­вершенствованию человеческого разума, вызывая одновременно вырож­дение человеческого рода, превращать человека в существо злое, делая его одновременно способным к общежитию, и от эпохи столь далекой дойти, в конце концов, до той поры, когда человек и мир стали такими, какими мы их видим. <...> (С. 104-105)

Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: «Это мое!» и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был под­линным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн, убийств, несчастий и ужасов уберег бы род человеческий тот, кто, выдернув колья или засыпав ров, крикнул бы себе подобным: «Остере­гитесь слушать этого обманщика; вы погибли, если забудете, что плоды земли — для всех, а сама она — ничья!». Но очень похоже на то, что дела пришли уже тогда в такое состояние, что не могли больше оставаться в том же положении. Ибо это понятие ~ «собственность», зависящее от многих понятий, ему предшествовавших, которые могли возникать лишь посте­пенно, не сразу сложилось в человеческом уме. Нужно было достигнуть немалых успехов, приобрести множество навыков и познаний, передавать и увеличивать их из поколения в поколение, прежде чем был достигнут этот последний предел естественного состояния. <...> (С. 106)

Я проношусь стрелою через множество веков, подгоняемый быстроте­кущим временем, обширностью того, о чем нужно мне рассказать, и тем, что вначале развитие почти неприметно, ибо чем медленнее сменяли друг друга события, тем быстрее можно их описывать.

Эти первые успехи дали, в конце концов, человеку возможность делать успехи более быстро. Чем больше просвещался ум, том более совершенст­вовались изобретательность и навыки. Вскоре люди перестали устраивать­ся на ночлег под первым попавшимся деревом или укрываться в пещерах; у них появилось нечто вроде топоров из твердых и острых камней для того, чтобы рубить дерево... <...> (С. 109)

До тех.пор, пока люди довольствовались своими убогими хижинами, пока они ограничивались тем, что шили себе одежды из звериных шкур с помощью древесных шипов или рыбьих костей, украшали себя перьями и раковинами, расписывали свое тело в различные цвета, совершенство­вали или украшали свои луки и стрелы, выдалбливали с помощью острых камней какие-нибудь рыбачьи лодки или грубые музыкальные инстру­менты, словом, пока они были заняты лишь таким трудом, который под силу одному человеку, и только такими промыслами, которые не требова­ли участия многих рук, они жили, свободные, здоровые, добрые и счаст­ливые, насколько они могли быть такими по своей природе, и продолжа­ли в отношениях между собою наслаждаться всеми радостями общения, не нарушавшими их независимость. Но с той минуты, как один человек стал нуждаться в помощи другого, как только люди заметили, что одно­му полезно иметь запас пищи на двоих, — исчезло равенство, появилась собственность, труд стал необходимостью, и обширные леса превратились в радующие глаз нивы, которые надо было орошать человеческим потом и на которых вскоре были посеяны и выросли вместе с урожаем рабство и нищета.


Искусство добывания и обработки металлов и земледелие явились теми двумя искусствами, изобретение которых произвело этот огромный пе­реворот. Золото и серебро — на взгляд поэта, железо и хлеб — на взгляд философа — вот что цивилизовало людей и погубило человеческий род. <...>(С. 114)

И вот уже все наши способности получили полное развитие, действу­ют память и воображение, настороже — самолюбие, становится деятель­ным разум, и ум уже почти достиг доступного ему предела совершенства. Вот уже наши естественные свойства приведены в действие, положение и участь каждого человека определяются не только размерами его иму­щества и его способностью приносить пользу или наносить вред, но его умом, красотою, силою или ловкостью, заслугами или дарованиями, а так как одни только эти качества могли принести уважение, то вскоре по­требовалось иметь эти качества или делать вид, что ими обладаешь; ста­ло выгоднее притворяться не таким, каков ты есть на самом деле. Быть и казаться — это, отныне, две вещи, совершенно различные, и следствием этого различия явились и внушающий почтение блеск, и прикрытая об­маном хитрость, и все те пороки, что составляют их свиту. С другой сто­роны, из свободного и независимого, каким был человек прежде, он стал, таким образом, в результате появления множества новых потребностей, подвластен, так сказать, всей природе и, в особенности, себе подобным; он становится, в некотором смысле, их рабом, даже становясь их госпо­дином, если он богат — он нуждается в их службе, если он беден — он ну­ждается в их помощи, и, даже занимая среднее положение между тем и другим, он не в состоянии обойтись без других людей. Поэтому ему при­ходится беспрестанно стараться заинтересовать себе подобных в своей судьбе и заставить их находить действительную или кажущуюся выго­ду в том, чтобы трудиться для его пользы: это делает его лукавым и из­воротливым с одними, непреклонным и жестоким с другими и приводит его к необходимости обманывать всех тех, в ком он нуждается, если он не может их заставить себя бояться и если он не видит свою выгоду в том, чтобы служить им с пользою для'себя. Наконец, ненасытное честолюбие, страсть к увеличению относительных размеров своего состояния, не так в силу действительной потребности, как для того, чтобы поставить себя выше других, внушает всем людям низкую склонность взаимно вредить друг другу, тайную зависть, тем более опасную, что, желая вернее нанести удар, она часто рядится в личину благожелательности; словом, состяза­ние и соперничество, с одной стороны, противоположность интересов — с другой, и повсюду — скрытое желание выгадать за счет других. Все эти бедствия — первое действие собственности и неотделимая свита нарож­дающегося неравенства. <...> (С. 118)

Начались постоянные столкновения права сильного с правом того, кто пришел первым, которые могли заканчиваться лишь сражениями и убий­ствами. Нарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже ни вернуться назад, ни отказаться от злосчастных приобретений, им сделанных; он только позорил себя, употребляя во зло способности, делаю­щие ему честь, и сам привел себя на край гибели. <...> (С. 119)

Различные виды Правлений ведут свое происхождение лишь из более или менее значительных различий между отдельными лицами в момент первоначального установления. Если один человек выделялся среди всех могуществом, доблестью, богатством или влиянием, то его одного изби­рали магистратом, и Государство становилось монархическим. Если не­сколько человек, будучи примерно равны между собою, брали верх над остальными, то этих людей избирали магистратами, и получалась аристо­кратия. Те люди, чьи богатства или дарования не слишком отличались, и которые меньше других отошли от естественного состояния, сохранили сообща в своих руках высшее управление и образовали демократию. Вре­мя показало, какая из этих форм была более выгодною для людей. Одни по-прежнему подчинялись только лишь законам, другие вскоре стали по­виноваться господам. Граждане хотели сохранить свою свободу, поддан­ные помышляли лишь о том, как бы отнять свободу у своих соседей, так как они не могли примириться с тем, что другие наслаждаются благом, которым они сами уже больше не пользуются. Словом, на одной стороне оказались богатства и завоевания, а на другой — счастье и добродетель. <...>(С. 131)

Если мы проследим поступательное развитие неравенства во время этих разнообразных переворотов, то обнаружим, что установление Зако­на и права собственности было здесь первой ступенью, установление ма­гистратуры — второю, третьею же и последнею было превращение власти, основанной на законах, во власть неограниченную. Так что богатство и бедность были узаконены первой эпохою, могущество и беззащитность — второю, третьею же — господство и порабощение, — а это уже последняя ступень неравенства и тот предел, к которому приводят в конце концов все остальные его ступени до тех пор, пока новые перевороты не уничто­жат Власть совершенно или же не приблизят ее к законному установле­нию. <...> (С. 132)

Я старался показать происхождение и развитие неравенства, установ­ление политических обществ и то дурное применение, которое они нашли, насколько все это может быть выведено из природы человека, с помощью одного лишь светоча разума и независимо от священных догматов, даю­щих верховной власти санкцию божественного права. Из сказанного выше следует, что неравенство, почти ничтожное в естественном состоянии, уси­
ливается и растет за счет развития наших способностей и успехов чело­веческого ума и становится, наконец, прочным и узаконенным в резуль­тате установления собственности и законов. Отсюда также следует, что неравенство личностей, вводимое только одним положительным правом, вступает в противоречие с правом естественным всякий раз, когда этот вид неравенства не соединяется в таком же отношении с неравенством физи­ческим: различие это достаточно ясно показывает, что должны мы думать в этой связи о том виде неравенства, которое царит среди всех цивилизо­ванных народов, ибо явно противоречит естественному закону, каким бы образом мы его ни определяли, — чтобы дитя повелевало старцем, глупец руководил человеком мудрым и чтобы горстка людей утопала в излишест­вах, тогда как голодная масса лишена необходимого. <...> (С.139)





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 540 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...