Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Источник: Августин Блаженный. О Граде Божием. — Мн. — М., 2000



\

Франциск Ассизский (ок. 1181/1182-1226 гг.) — католиче­ский святой, богослов, проповедник, основатель ордена фран­цисканцев. Родившись в семье богатого торговца тканями в г. Ассизи (Италия), Франциск не продолжил дело отца, отказался от наследства и, следуя евангельскому призыву к бедности, на­чал вести подвижнический и страннический образ жизни. Он и его последователи жили в полной нищете, занимаясь пропове­дью Евангелия и добывая пищу поденной работой и собиранием милостыни. Главным мотивом проповеди Франциска Ассизского была любовь не только к людям, но и ко всем творениям Божь-. им. Он сам стремился следовать идеалу апостольской жизни и призывал всех людей жить в мире и каяться. В 1209 г. Франциск Ассизский добился приема у папы Иннокентия III и получил от него разрешение жить по евангельским предписаниям и пропо­ведовать их в обществе. Последователи Франциска Ассизского жили по написанному им «Правилу». В1223 г. несколько измененная редакция этого «Пра­вила» была утверждена папой Гонорием III в качестве устава ордена францисканцев. «Гимн брату Солнцу» был написан Франциском незадолго до смерти в 1225 году.

Франциск Ассизский ГИМН БРАТУ СОЛНЦУ

ооооосхххххх^^

Ключ к фрагменту: В «Гимне брату Солнцу» нашло отражение характерное для святого из Ассизи положительное отношение ко всему творению, восхищение его совершенством и воспевание творческого гения Творца. То настроение, которым проникнуты стихи Франциска, соответствовало общему повороту средневековой культуры Ш столетия от гнушения миром к его оправданию, принятию и жизни и смерти как дара, который дается человеку заботящимся о нем Богом.

<х>оо<хюооо<><><><х><х><х>о<><х>о<х>о<^

Всевышний, всемогущий, благой Господь, твои суть Хвалы, слава, честь и всякое благословение Тебе единому, Всевышний, подобают, и никакой человек Не достоин тебя назвать.

Восхваляем Ты, мой Господи, со всем Твоим творением, Начиная с господина брата солнца, который Есть день и которым Ты освещаешь нас. И сам он прекрасен и, излучая яркий свет, несет знак от Тебя, Всевышний.

Восхваляем Ты, мой Господи, и за сестру луну и звезды, Которые на небе Ты сотворил яркими, Драгоценными и прекрасными.

Восхваляем Ты, мой Господи, за брата ветра и за воздух, И облака, и ясность, и всякую погоду, Через которую даешь Ты пропитание своим созданиям. Восхваляем Ты, мой Господи, за сестру воду, Которая полезна весьма и доступна и ценна и чиста. Восхваляем Ты, мой Господи, за брата огня, Которым Ты освещаешь ночь,

Который и сам прекрасен и приятен и мощен и силен.

Восхваляем Ты, мой Господи, за сестру нашу мать землю,

Которая нас поддерживает и направляет,

И производит различные плоды с яркими цветами и травой.

Восхваляем Ты, мой Господи, за тех, которые оставили

Все ради любви к Тебе, и приняли на себя уничижение и мучение.

Блаженны те, кто примут это в мире,

Потому что Тобой, Всевышний, увенчаются.

Восхваляем Ты, мой Господи, за сестру — смерть телесную,

Которой никто из людей живущих не может избежать.

Горе тем, которые умирают в смертных грехах; блаженны те,

Кого настигнет она в исполнении Твоей святой воли,

Кому смерть, настигнув, не причинит зла..

Восхваляйте и благословляйте Господа моего,

Благодарите и служите Ему с великим смирением.

Источник: Св. Франциск Ассизский. Гимн брату Солнцу // Св. Франциск Ассизский. Сочинения. — М., 1995. — С. 225.


Джауфре Рюдель (ок. 1125-1148 гг.) — провансальский рыцарь и трубадур. По сред­невековому жизнеописанию Рюделя известно, что сочинение «Песня о дальней любви» было написано им как посвящение принцессе Триполитанской (Триполитания — королев­ство крестоносцев в Ливии), которую он никогда не видел, но в которую сумел страстно влюбиться единственно по рассказам о ее куртуазных достоинствах. Став крестоносцем, чтобы наконец увидеть свою прекрасную Даму, Рюдель добрался до Триполитании, но, по дороге туда смертельно заболел и умер на руках у принцессы, которая после этого приня­ла постриг и навечно заточила себя в монастырь. Песня Рюделя — это классический обра­зец рыцарской поэзии трубадуров. Главной темой, сутью и содержанием поэзйи трубаду­ров является куртуазная (от «куртуа» — «двор» (королевский)) любовь к Даме. Суть этой любви состоит в следующем: как правило, неженатый трубадур влюблен в Даму, обычно замужнюю и более высокого, нежели он, социального положения. Дама относится к нему довольно сурово и лишь изредка одаривает его улыбкой признательности или приветли­вым взором. Но стремление трубадура к Даме не знает предела, поскольку она для него олицетворяет идеал красоты, добра и совершенства. Новая концепция незаинтересован­ной любви, которую разработали трубадуры, не была известна ни в античности, ни в сред­невековье до них. В поэзии трубадуров произошла своего рода «реабилитация» женско­го начала в европейской культуре, признание за ним облагораживающего, возвышающего влияния на мужчину.

<ххх>оо<>хкхх>оосихк>о<>с>с><><><>о<х>^

Ключ к фрагменту: В «Песне о дальней любви» Джауфре Рюделя присутствуют все классические темы лирики трубадуров: герой песни стремится встретить- ся стой единственной Дамой, которая поразила его своей «куртуазностью» и благонравием. Он готов принять все лишения на пути к Ней и опасается только того, что другой мужчина, занимающий более высокое общественное положение, помешает его встрече с Дамой.

<х>ооо<х><х><><><х><х>о<ххх><><х>оо<х><х>о

Джауфре Рюдель ПЕСНЯ О ДАЛЬНЕЙ ЛЮБВИ

Длиннее дни, алей рассвет, Нежнее пенье птицы дальней, Май наступил — спешу я вслед, За сладостной любовью дальней. Желаньем я раздавлен, смят, И мне милее зимний хлад, Чем пенье птиц и маки в поле.

Я верой в Господа согрет — И встречусь я с любовью дальней. Но после блага жду я бед, Ведь благо — это призрак дальний. Стать пилигримом буду рад, Чтоб на меня был брошен взгляд, Прекраснейший в земной юдоли.

Услышать на мольбу в ответ Жду, что готов приют мне дальний; Я мог бы, если б не запрет, Быть рядом с ней и в дали дальней;

Польются наши речи в лад И близь и даль соединят, Даря усладу после боли.

Печаль и радость тех бесед

Храню в разлуке с Дамой дальней,

Хотя и нет таких примет,

Что я отправлюсь в край тот дальний:

Меж нами тысячи лежат

Шагов, дорог, земель, преград...

Да будет все по божьей воле!

Даю безбрачия обет,

Коль не увижусь с Дамой дальней,





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 292 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...