Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социализация, образование и воспитание личности



Социализацию не следует понимать как механическое наложение на личность готовых социальных форм (функций, ролей, статуса), простое взаимодействие или сумму внешних влияний макро- и микросреды. Социализация не сводима и к сложившимся механизмам адаптации личности к заданным социальным условиям.

Особо сложный и противоречивый характер приобретает социализация новых поколений, вступающих в жизнь как на личностном, так и на социально-групповом уровне. Различают разные этапы, ступени и фазы социализации (первичная, вторичная, семейная, гражданская, социокультурная и т. д.).

Первые признаки социальности проявляются уже в младенчестве и раннем возрасте. Существует даже утверждение, что личность ребенка формируется задолго до появления его на свет, так как мысли, ощущения, переживания матери передаются ребенку. А взять лишь один год, допустим, первый класс школьной жизни — какие изменения происходят в личности первоклассника, его внутреннем мире? А за десять лет полноценной средней школы и за последующие ступени профессионального образования и социального становления?

Социализацию следует определить как целостный, внутренне противоречивый, непрерывный и практический в своей основе процесс становления молодежи как особой социально - поколенческой общности на основе всего круга специфических общественных отношений, в которые она включается в процессе своей жизнедеятельности. От ее собственной активности, сознания и самосознания во многом зависит «конечный» результат социализации.

Сущностные моменты социализации выражают критические точки (узлы), которые молодежь проходит в процессе своего социального становления и самоопределения.

Речь идет о социальных позициях и месте молодежи в системе воспроизводства социальной жизни, сформированности и объективности ее потребностей и интересов, духовно-нравственных основаниях, ценностях и социокультурных ориентациях, идентификации и самоидентификации в основных сферах жизни.

Воспитание при этом является ведущим и определяющим началом социализации.

Все начинается с человека, с его воспитания и образования, с его внутреннего духовного мира. В основу образования должен быть положен тот Образ, Первообраз, которому необходимо подражать, следовать, стремиться к его воплощению в своей жизни. Без Образа может быть только безобразие, хотя и в привлекательной упаковке. Воспитание в своей корневой основе восходит к слову «питать» (и не столько тело, сколько душу и дух человека).

В самом общем виде социализацию схематически можно представить следующим образом:

Социальное творчество: становление социальной субъектности личности

Речь идет об идеях, идеалах, целях и ценностях, нормах и традициях, которыми осмысляется и освящается жизнь. Вот почему Святитель Феофан Затворник называл воспитание «самым святым из всех святых дел». Образование является сферой развития как идеального человека, так и общества в целом. Это двигатель и механизм развития всех других сфер общества, и поэтому оно на деле должно стать из ведомства (отрасли) сферой целостной общественной практики.

Воспитание и образование, в отличие от других сфер общественной жизни, полностью погружены в духовное, пронизаны духовным началом и в концентрированном виде выражают уровень духовности. Именно в формировании духовности зиждется сердцевина воспитания. Иначе, по слову святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, школа станет мертвенной, а труд ее безотрадным, если она будет лишь передавать некую сумму знаний. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь учащемуся стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству. [280] Поэтому главное внимание и основные усилия всех институтов, уполномоченных обществом на сложнейший труд образования и воспитания, должны быть нацелены на преодоление дефицита духовности. А можно сказать и по-другому, применительно к современным реалиям России: на преодоление ига бездуховности.

Красотой и волей к совершенству, глубиной и широтой захвата отмечено определение духа в его существенных моментах в трудах И. А. Ильина: Главное в человеке — это дух, его духовное состояние, в котором человек живет главными, благородными силами и устремлениями, обращенными на познание истины, на созерцание и осуществление красоты, на совершение добра, на общение с Богом — в умозрении, молитве и таинстве, словом, на том, что человек признает высшим и безусловным благом. [281]

Ильин описывает и раскрывает дух как то, что значимо в душе, как потребность священного и как радость верного ранга, как дар молитвы, как силу поющего сердца, как жилище совести, как местонахождение художественного искусства, как источник правосознания, истинного патриотизма и национализма, как главную основу здоровой государственности и великой культуры. Главное для него — проникнуть в философский, религиозный, нравственный и художественный смысл тех или иных проблем, чтобы постигнуть их как состояние человеческой души и человеческого духа: Внутреннее, сокровенное, духовное решает вопрос о достоинстве внешнего, явного, вещественного. Ныне это должно считаться аксиомой всякой культуры и особенно христианской культуры. [282]

Чтобы личность учащегося, студента, будущего молодого работника и специалиста состоялась, необходимо в полную меру задействовать все его творческие силы, разум, знание мира, природы, людей и общественного устроения, веру и волю к совершенству. Ведь именно в сердце человека вершится самое главное, предметное и значимое состояние.

В подростковом и юношеском возрасте нелегко понять, обосновать и принять для себя иерархию истинных ценностей человеческой жизни. Это весьма непросто сделать даже в координатах гуманизма и самодостаточности человека как меры всех вещей, его свободного и гармоничного развития как первейшей цели и самоценности. Подлинность и истинность ценностей человек смолоду должен выстроить не только в отношениях субъективного, относительного и изменчивого порядка. Каждого человека отличает внутреннее стремление выхода в предельные основания человеческого бытия, за рамки временной и событийной жизни, к абсолютному основанию, прорыв в сферу вечного и бесконечного.

Высшие ценности определяют содержание духовности. Они формируют образ должного совершенства в виде идеала, объективной и первенствующей цели, душевно-смысловой наполненности жизни человека. В духовной сфере личность приподнимается над повседневной суетностью, исходит из надындивидуальных, а не узко социальных или корпоративных потребностей и частных интересов. Человек приближается к объективно значимым и высшим ценностям: Бог, Родина, добро, любовь, истина, красота, любовь как их связующая нить. Дух как воля к совершенству, качеству, мастерству, художеству, щедрости, нравственности и любви есть тот «идеальный ген», который кодирует и направляет поведение как народа в целом, так и отдельного человека. Можно сказать, что духовное не только окрыляет, одушевляет, осмысляет и выпрямляет, освещает, но и освящает весь жизненный путь человека. И никак нельзя согласиться с имеющими место суждениями, что смысложизненные вопросы — это пустые иллюзии. И не следует забивать ими головы учащихся.

С таким утверждением прямо соседствует ошибочная в корне методологическая и методическая установка, сводящая гуманитаризацию лишь к ее технологическим аспектам. Здесь происходит замена, вернее, подмена главных вопросов: «Что положить в основу гуманитаризации?», «Какой ценностно-смысловой ряд должен определять ее характер и направленность?» — вопросами чисто технического и методического порядка. Против такого упрощенного подхода восстает не только совесть и долг учителя, но и весь духовный опыт народа. Когда у человека нет смысла жизни, больших целей, он скатывается по сотне опасных дорожек, одинаково для него губительных. Чисто технический, по сути, технократический подход мало что общего имеет с гуманитаризацией образования. Отсюда ясно, — предупреждал Н. О. Лосский, — что обезбожение, обездушение и обезмысление мира есть дело мнимой научности.

Проблемы сути, назначения и цели человека, смысложизненные вопросы в отечественной философии, культуре, религии подняты до предельных оснований человеческого бытия. К примеру, И. А. Ильин дает глубокую характеристику объективной цели человека как высшей жизненной ценности. Он считает, что субъективную цель имеет каждое существо на земле, в том числе и человек. Но нужно иметь в виду и объективную цель в жизни, по отношению к которой все субъективные цели являются лишь подчиненным средством. Это и есть великая и главная цель человека, осмысливающая всякую жизнь и всякое дело, цель на самом деле прекрасная и священная — не та, ради которой человек гнется, старается и богатеет, унижается и трепещет от страха, но та, ради которой действительно стоит жить на свете, ибо за нее стоит бороться и умереть. Жить предметно, значит связать себя (свое сердце, свою волю, свой разум, свое воображение, свое творчество, свою борьбу) с такой ценностью, которая придает жизни высший, подлинный смысл.

Поверять духовным повседневно-житейское, сопрягать духовную высоту неба с прозаическими земными делами — вот сверхзадача образования и воспитания, человеческого творчества, формирования души, становления личности. Именно здесь требуется постоянный и напряженный труд души. Как сказал поэт, душа обязана трудиться и день, и ночь. Душа непосредственно связана с жизнью конкретного человека, наполнена переживаниями, чувствами, взглядами и является социально-психологическим выражением временного потока событий, в которые он вовлечен. Путь к духовной очевидности — великое и претрудное дело. Ответственна и почетна миссия учителя в том, чтобы открыть души учащихся для высокого духовного измерения жизненных обстоятельств, побудить их к приятию объективно-совершенного, к поиску верного направления в их обретении прежде всего в поле отечественной культуры, истории, государственности, хозяйствования, науки и религии. Религия — ядро духовного, органический компонент культуры, истории, основа духовного возрождения во всей целостности отечественной культуры, сохранения и развития идентификации русской народности.

Известно, что сон разума рождает чудовищ. Но и буйство разума тоже может породить чудище. Чернобыль — тому грозное предупреждение. Нищие духом, стоящие у пультов управления, у сложных технических агрегатов, не в состоянии обеспечить безопасные режимы работы. Рационализация жизни, цивилизация без гармонии с верой, религией опустошает человека. Уровень духовности определяется степенью ясности и полноты осознания высших ценностей и следования им в жизни. Конкретными показателями уровня духовности являются направленность воли к совершенству в непосредственных видах и формах жизнедеятельности человека, степень развития и реализации нравственного и религиозного сознания, наличие национально-исторического самосознания и усвоения отечественной культуры.

Самое пристальное внимание необходимо уделить обновлению, обогащению и актуализации самого содержания образования и воспитания, его соответствию духовному наследию и великим традициям, доставшимся нам не по нашей заслуге. Весь учебно-образовательный, научно-исследовательский и социально-воспитательный процесс должны быть выдержаны на этом уровне, достойном традиции нашего народа. И российский вуз, говоря словами Ивана Ильина, должен выражать наше национальное своеобразие и наше историческое призвание.

Проблема воспитания должна быть осознана и осмыслена в рамках восстановления, реконструкции и обновления содержания и форм воспитания как особого и важнейшего социального института общества. Профессиональную школу следует рассматривать не в узкофункциональном плане подготовки кадров, а в качестве важнейшего института социализации и воспитания личности, духовного воспроизводства будущих специалистов.

Как социальный институт система воспитания представляет собой целостную, сложную и многогранную совокупность различных сфер и факторов, комплекс целей и задач, направлений и средств, методов и форм целенаправленного воздействия основного коллектива и его первичных звеньев, административно-педагогической структуры и общественного самоуправления, а также усилий самого студента на сознание и поведение, формирование социально значимых качеств, способностей, убеждений, знаний и навыков, становление личности специалиста-интеллигента в целом.

Из острокритической оценки порушенной системы воспитания следует сделать практические выводы. Требуется возобновление утерянной стратегии воспитания духовности, целенаправленного развития ценностного самосознания молодежи. Ценности есть основа личностного, социального и профессионального самоопределения человека, в них заложена генетика социального поведения. На каких идеалах и ценностях воспитывать молодежь? Не внушать же им дух ростовщичества, торгашества и нещадного индивидуализма. Сциентизм и бесчувственная формализация научного познания тоже мало способствуют выработке и пониманию общественного и личного идеала, духовно-нравственному возвышению личности.

Непреходящую ценность и все возрастающую актуальность в духовно-ценностном самоопределении современной молодежи приобретает творческое наследие в целом и одна из последних работ Ивана Александровича Ильина «О воспитании в грядущей России».[283] Чтобы справиться с этой «претрудной задачей», по выражению самого мыслителя, мы должны высказать и письменно (по возможности и печатно!) закрепить в отчетливых и убедительных формулах то, чему нас научила история, чем нас умудрила патриотическая скорбь. [284]

Спустя шесть десятилетий после написания этой статьи великим патриотом и государственником России страна вновь переживает лихое время. Парадоксальность и сложность переживаемой ситуации усугубляется длительностью и системностью общественного кризиса в России, незавершенностью и неопределенностью социальных и политических форм общественных отношений. Все это с особой остротой ставит проблему духовно-ценностного самоопределения молодежи в условиях модернизации общества в целом, в том числе и высшей школы.

В современной России модернизация пока сводится к простому заимствованию стандартов Запада, традиция не развивается, а обрубается. В результате большинство граждан, особенно молодое поколение, находится в состоянии неопределенности относительно главных смысложизненных вопросов, испытывая неуверенность в проектировании своей жизни. В народном сознании происходит размывание национально-культурной идентичности и целеполагания, потеря народом как субъектом своей самостоятельности и инициативы. Потеря же народом своей национально-культурной идентичности подобна деперсонализации личности. Особую актуальность и значимость имеет для высшей школы, образования и воспитания будущих специалистов решение проблемы соединения культурной традиции с процессами модернизации и обновления.

По выстраданному и глубокому убеждению И. А. Ильина, грядущая Россия будет нуждаться в новом, предметном воспитании русского духовного характера; не просто в «образовании» (ныне обозначаемым... пошлым и постылым словом «учеба»), ибо образование само по себе есть дело памяти, смекалки и практических умений без отрыва от духа, совести, веры и характера. Новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания, и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь. [285]

Ильин выражает уверенность в том, что Россия выйдет из кризиса и возродится к новому творчеству и новому расцвету через сочетание и примирение трех основ, трех законов духа: свободы, любви и предметности. При этом он проницательно замечает, чт о вся современная культура сорвалась на том, что не сумела сочетать эти основы и блюсти эти законы. Именно этим определяется путь грядущей России. Ей нужно новое воспитание: в свободе и к свободе; в любви и к любви; в предметности и к предметности. Новые поколения русских людей должны воспитываться к сердечной и предметной свободе. Эта директива — на сегодня, и на завтра, и на века. Это единственно верный и главный путь, ведущий к расцвету русского духа и к осуществлению христианской культуры в России. [286]

Духовность может и должна быть предметной: ее не следует путать с идеологическими доктринами и теоретическими спекуляциями. Предметность духовности обеспечивается жизненным утверждением и созиданием и бережным отношением к лучшим традициям народной культуры. Так в чем же Ильин видит главную, предметную и священную цель, придающую подлинный смысл жизни, ее высшую ценность? Единый и великий предмет истории заключается, по Ильину, в служении некоему высшему делу на земле, Божьему Делу, «прекрасной жизни», по слову Аристотеля, «Царству Божьему», по откровению Евангелия. И вот в его живую предметную ткань мы и должны включить нашу личную жизнь.

Ткань этого Дела реально присутствует во всем: и в природе, и в человеке; в самом человеке (в теле, в душе и в духе) и в его культуре; в индивидуальной жизни и в народной жизни; в семье и в воспитании; в церкви и в вере; в труде и в хозяйстве; в праве и в государстве; в науке и в искусстве; в деяниях воина и в деяниях монаха. Надо научиться воспринимать ее, видеть ее, радоваться ей, пребывать в ней и служить ей. [287]

И воспитание человека тем лучше и глубже, чем больше оно сообщает ему это умение. Предметность и конкретность воспитания в соответствующих знаниях и умениях, навыках и способностях Ильин раскрывает через формирование любовно-творческого отношения к природе, самовоспитание, строительство семьи и дружбу двух людей, хозяйственное вдохновение, чувство ответственности и вины, совестный акт, научную совесть, художественное созерцание, молитву и церковное сознание. Сердцевиной воспитания было и остается формирование нравственности, не только различение добра и зла, но и преодоление зла прежде всего в самом человеке. Студент вырастает как личность не параллельно учебному процессу и другим факторам его жизнедеятельности. Поэтому мы считаем явным анахронизмом бытующее еще разделение воспитательной работы на учебное и внеучебное время, представление о некоей особой внеучебной воспитательной деятельности или сведение воспитания только к отдельным мероприятиям, проводимым кураторами, кафедрами гуманитарных дисциплин, деканатами и ректором.

«Силовые линии» воспитательного воздействия должны задаваться и целенаправленно проводиться через основные формы учебного процесса, научного поиска, общественной самоорганизации и творческой жизнедеятельности студентов. Процессы воспитания, формирования и развития личности студента происходят во всех звеньях его жизни и на всем ее протяжении.

Становление человека как личности и субъекта социального творчества — сложный, непрерывный, внутренне противоречивый, целостный и многоуровневый процесс, практический в своей основе.

Концептуального осмысления требует обновление и восстановление комплексного подхода к воспитанию с позиций формирования целостного субъекта планирования, организации и управления воспитательной деятельностью.

Следует обосновать структуру и основные элементы целостного субъекта воспитания, определить место, роль и функциональный потенциал каждого звена в координации и оптимизации воспитательного процесса.

Необходимо осуществить своеобразную научную инвентаризацию прежних и современных форм и методов воспитательной работы, обосновать критерии ее эффективности.

Эффективное и своевременное решение многих теоретических, организационных и практических вопросов воспитательной работы опирается на выработку научно обоснованной концепции воспитания, ее максимальное сопряжение с жизнью, социальными запросами общества и личными жизненными планами будущих выпускников.

Отправным пунктом выработки концепции воспитания является анализ ее исходной ситуации, возможностей и перспектив ее коренного улучшения. Важнейшими компонентами современной теории и практики воспитания личности являются определение методологии, главных целей, задач и принципов, разработка наиболее существенных аспектов содержания, основных видов и приоритетных направлений воспитания, оптимизации самой технологии и организационно-практической структуры воспитательного процесса.

Воспитание базируется на органическом единстве нормативно-целевого и личностно-развивающего подходов к постановке и организации воспитательной работы.

Системность организационно-практического воплощения содержательных и сущностных моментов образования и воспитания требует целостности, непрерывности, преемственности и поступательности, практичности, актуализации и альтернативности, исключающей интеллектуальное и воспитательное насилие, навязывание определенной системы ценностей.

Исходным основанием системы образования и воспитания личности служит ее субъектная характеристика применительно к ее конкретному носителю на той или иной стадии социально-возрастного, социально-профессионального и в целом жизненного самоопределения.

Субъектная характеристика личности студента должна быть развернута и реализована в целостности и органической совокупности необходимых свойств, способностей и качеств духовно-ценностного и смысложизненного самоопределения, профессионально-предметного наполнения, деятельностного, коммуникативного, психолого-педагогического и социально-гуманитарного компонентов образования и воспитания.

Результатом таких целенаправленных усилий в духовно-нравственном воспитании должен стать выпускник российского вуза, который являл бы собою культурного человека, нравственную личность, творческую индивидуальность, достойного гражданина, профессионально и социально компетентного работника, патриота России.

Выработка субъектной характеристики личности позволяет более предметно определяться в основных направлениях (видах) воспитания. Они выступают в роли своеобразных «рабочих полигонов» для ее реализации.

В соответствии с личностным и социальным запросами общества правомерно выделение ведущих направлений в системе воспитания:

нравственное развитие личности (занимает центральное место в системе воспитания);

формирование человека культуры в поле российской традиции и культуры (профессионально-производственной, экономической, политической, правовой, экологической, социальной, семейной, межнациональной, религиозной, прежде всего православной, культуры здоровья, быта, досуга);

трудовое, профессиональное и экономическое воспитание;

формирование целостного миропонимания и современного мировоззрения с позиций цельности, полноты, обоснованности смысложизненных ориентаций и свободного самоопределения личности на базе высших духовных и культурных ценностей и традиций России, сопряженности общественного и личного идеала;

формирование социальной и гражданской компетентности, поддержка различных форм самоорганизации обучающихся;





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 639 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...