Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философская антропология. Неотомизм и религиозные школы



В широком смысле философская антропология все центральные проблемы философии рассматривает через познание человека во всей полноте его бытия, природы и сущности, смысла существования человека в лице М. Шелера (1874–1928), М. Бубера (1878–1965), Г. Плеснера (1892–1985) и А. Гелена (1904–1976) исходит из позиций соучастия и сотрудничества человека в жизни мира, исполнения сверх мировых ценностей, причастности к абсолютному, солидарности со всем существующим. Человек есть единственное существо во вселенной, благодаря которому мир обретает свое самосознание.

Философская антропология стремится синтезировать научные данные о происхождении человека, биологический и социально-антропологический материал с доказательством ориентации человека на высшее, сверх земное бытие, на абсолютное знание и вечные ценности. Отсюда проистекает органичная связь философии и религии, выражающаяся в поиске сопричастности божественному, в поиске путей святости человека, постижении сущего и обожении человека.

М. Шелер полагал, что человек должен быть понят как независимый от биологической природы дух, подчиненный новому порядку и новому единству, основанному на любви. Он может быть правильно понят лишь в свете идеи Бога, как движение и переход к божественному состоянию — через труд и образование, усвоение образцов добра, святости, милости, веры и любви.

Согласно А. Гелену, человек является «биологически недостаточным» существом, поэтому история, общество и его институты, культура предстают в качестве форм, восполняющих биологическую недостаточность человека и оптимально реализующих его полу инстинктивные устремления.

В творчестве Г. Плеснера утверждается центральное место и исключительное положение человека в мире. Вместе с тем человек трактуется как непостижимая тайна бытия, как существо, которое в своей деятельности постоянно выходит за пределы реального мира к неким трансцендентным далям.

М. Бубер специфику человеческого бытия, личности, духа, любви Бога основывает на философии межчеловеческих отношений «я — ты».Это предполагает установление неотчужденных, одухотворенных, аутентичных связей между человеком и его окружением по шкале высших ценностей. В диалогическом пространстве «я — ты» определяющей становится установка человека на контакт с Богом или с идолами, его замещающими (власть, деньги, комфорт, безличное «оно»).

Неотомизм — главное направление неосхоластики, основанное на учении Фомы Аквинского (фр. — Тома, лат. — Thomas), наиболее совершенное выражение «вечной философии». С 1879 г. неотомизм признан официальной философией римско-католической церкви. К середине XX в. влияние неотомизма выходит за рамки католической школы, становится одним из главных течений, но уже с 60-х годов его влияние постепенно идет на убыль. Представители неотомизма — Маритен, Шестон (Франция), Веттер (Италия), Бохенский (Германия) и др. Неотомизм — это объективный идеализм, выступающий против материализма и субъективного идеализма. Он претендует на универсализм: на синтез веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности. Но этот синтез осуществляется на религиозной догматической основе — неприкасаемости к божественному откровению.

Неотомизм — это философское обоснование религии. Основная его задача — рациональное раскрытие и оправдание истин теологии. Мир представляется как сотворенный Богом иерархически расчлененным на ряд ступеней. Материя — пассивное начало, которое приобретает определенный вид благодаря нематериальной форме. Формой и сущностью всех видов бытия является нематериальная и потому бессмертная душа. Высшая форма не связана с материей. Этой формой является Бог.

В современном неотомизме соединены элементы учения Фомы Аквинского (принцип гармонии веры и разума) с отдельными положениями новых идеалистических систем. Для того чтобы неотомизм был ближе и более приемлем для широких масс, пришлось отказаться от некоторых догм и сделать его более лояльным по отношению к достижениям современности (естествознанию, научной теории, искусству). Наблюдается также тенденция сближения принципов неотомизма с идеями экзистенциализма и других школ.

Разновидностью современного неотомизма является тейярдизм. Основатель его — французский ученый, философ и теолог Пьер Тейяр де Шарден (1881-1885). Его учение — христианский эволюционизм — разновидность диалектического пантеизма. Бог у него — это «Христос эволюции», он есть в каждой частице «ткани универсума» в виде особой духовной энергии, которая является движущей и направляющей силой эволюции. Развитие вселенной (космогенез = христогенез) он изображает как ряд этапов эволюции духа, осуществляющейся посредством усложнения материи. Есть элементы диалектики — скачкообразность, противоречивость и др. Процесс совершенствования мира связан с появлением человека (вершины эволюции, направленной в будущее) и осуществляется через его сознание и деятельность. Главное место в этой деятельности отводится науке, но она трактуется как разновидность религиозного отношения к действительности. Тейяр надеется устранить противоречия между верой и знанием. Значительное место в его трудах занимают вопросы модернизации христианства, получившие широкое распространение на Западе, многие его предложения были приняты в процессе модернизации христианского учения. Идеи Тейяра используются представителями различных общественных групп и философских школ, ибо они содержат элементы гуманизма и оптимизма, чем отличаются от других течений современной западной философии.

В современном неотомизме выделяют палеотомизм, представители которого именуют себя «строгими томистами», сохраняют в неприкосновенности учение Фомы Аквинского с ее центральной идеей — гармонии веры и разума, религии и науки. Собственно неотомизм действует по формуле папы Льва XIII: «старое обогащать новым» и стремиться развить устарелое. Но при этом основное содержание томизма — религиозные положения о существовании Бога, бессмертной души, о сотворении мира Богом, о свободе воли — остаются незыблемыми. Цель неотомизма — сохранить веру и использовать науку, чтобы отстоять веру (например, теория «тепловой смерти Вселенной» и т. п.), только смирение перед Богом сможет укротить гордыню и восстановить гармонию мира и все поставить на круги своя. Высказываются даже идеи синтеза неотомизма с марксизмом, внедрения технических и научных достижений в жизнь, переустройства мира на основе веры в Бога и социалистических идей, т. е. постепенного врастания капитализма в социализм. Неотомизм стремится к синтезу различных духовных ценностей, претендуя на универсализм.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 752 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...