Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Феноменология. Не сомневаясь в существовании окружающего мира, Гуссерль считает недостаточной наличие лишь естественной установки для описания фактов и хода материальных



Основатель феноменологического направления в философии Эдмунд Гуссерль (1859–1938) обоснование человеческого сознания справедливо называл по его значимости архимедовой точкой. Его чистая феноменология направлена на процедуру исследования содержания собственно сознания субъекта. Главное для Гуссерля — выяснить вопрос об объективности познания, построить философию как строгую науку, создать учение о сознании, о сущностных структурах чистого сознания, его внутренних закономерностях, принципах и механизмах функционирования.

Не сомневаясь в существовании окружающего мира, Гуссерль считает недостаточной наличие лишь естественной установки для описания фактов и хода материальных процессов. Он подвергает критике «натурализирование» разума.

Предметный аспект сознания не отождествляет с самим предметом сознания. «Дерево моего сознания» не равнозначно самому дереву как предмету окружающего мира. Восприятие отдельного предмета состоит из серии восприятий. Они соединяются в единство (образ-смысл-значение) синтезирующей и активной деятельностью сознания. Это и обеспечивает целостное восприятие предмета. Но феноменологический анализ сознания состоит и в отказе от любых идеализаций (подобно платоновским идеям) в качестве исходного пункта сознания. Сознание, по Гуссерлю, выступает в виде непрерывного потока и нерушимой целостности переживаний и восприятий, элементы которых представляют собой отдельные феномены сознания. Поэтому само учение о структуре потока переживаний и называется феноменологией.

Переживания и восприятия должны быть описаны так, как они выступают для сознания на самом деле, если они раскрываются для субъекта не извне, а изнутри, непосредственным вхождением в поток сознания. При этом принципиально важно не просто фиксировать некие нейтральные элементы сознания меж предметных связей и отношений. Главное же заключается в том, чтобы самосознание было направлено на смысловой образующий поток сознания, на выявление смысловой и значимой связи сознания и мира. Постижение смысловых связей, интуитивное, непосредственное умопостижение духовной очевидности Гуссерль называет «созерцанием сущностей». Получается, что сознание в своем собственном и чистом проявлении выражает подлинную сущность как смысловое смыкание с предметом. Сознание обнаруживает себя в направленности (интенции) на предмет — как бытие осознанности, но не как осознанная предметность. В сознании нет ничего, кроме значений, смыслов реальных, воображаемых или иллюзорных предметов, непрерывного процесса порождения, формирования определенного спектра значений в отношении предметов, их свойств, функций и т. д. Сознание предстает здесь как «переплетение переживаний в единстве потока» значений и смыслов, их сопряженности с предметным полем.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 347 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...