Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия психоанализа



Психоаналитическая философия, основателем которой является Зигмунд Фрейд (1856–1939), представляет собой комплекс теорий и гипотез, объясняющих природу и роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества. Фрейдизм изучает не просто внутренний мир человека, а ту сферу психического, в рамках которой происходят наиболее существенные и значимые процессы и изменения. Это область бессознательных инстинктов, совокупность биологических, половых и сексуальных влечений. Именно в этом бессознательном пласте человеческой психики, в ее глубинных недрах, по Фрейду, и происходит особая и главная жизнь человека. В философском плане феномен бессознательного получает своеобразный онтологический статус, определяющую роль в человеческом и социальном бытии. Образно и с большой долей схематизма сферу бессознательного можно представить в виде трех слоев психики.

Первый его слой, по Фрейду, — оно. Здесь главная обитель бессознательного. Это большой бурлящий «котел» инстинктов, влечений, страстей и аффектов. Его можно упрощенно сравнить с огромной парадной залой.

Второй слой — это вместилище пред сознательного. Его можно представить в виде небольшого салона. В нем как бы находится и наше сознательное я.

Третий слой — это собственно сознательное. На общественном, социальном уровне — это сверх-я. Его можно представить в виде крохотной кельи. «Я» находится в тисках вечных и неразрешимых противоречий между врожденными инстинктами, вожделениями и страстями («оно») и строгими требованиями «сверх-я» в виде установлений религии, морали, права, культуры, общества в целом (идеалы, запреты, нормы, совесть и т. д.). И наше внутреннее «я» превращается в несчастное существо, живущее между молотом и наковальней, живой комок стрессов, неврозов и конфликтов. Происходит постоянное вытеснение социально неприемлемых порывов и желаний, особенно сексуальных, в сферу бессознательного «оно».

Разрешение такого конфликта Фрейд видит в сублимации, т. е. в сознательном овладении своими влечениями и желаниями, расшифровке и переводе их с помощью психоанализа в сознательное состояние. Техническими средствами сублимации могут быть выявление и анализ патогенных состояний, расшифровка свободных ассоциаций, толкование сновидений, изучение ошибочных действий, переключение на социально положительные акты жизнедеятельности (спорт, творчество и т. п.).

Впоследствии Карл Юнг (1875–1961), Эрих Фромм (1900–1980) и другие представители неофрейдизма во многом уточнили трактовку бессознательного, отказались от пан сексуализма Фрейда

С точки зрения Юнга, бессознательное включает в себя не только субъективное и индивидуальное, вытесненное за порог сознания, но прежде всего коллективное и безличное психическое содержание, уходящее корнями в архетипы сознания и поведения, сформировавшиеся в глубокой древности.

Фромм смещает акцент с подавленной сексуальности на конфликтные ситуации и противоречия человеческого существования, вводит понятие социального характера, стремится найти способы преодоления отчуждения человека, не обладания, а подлинного бытия личности в свободе, любви, вере, творчестве жизни.

5.Позитивизм и его эволюция

Философия позитивизма (позитивного, конкретно-научного знания) создана французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857). Своей особой заслугой он считал открытие закона трех стадий интеллектуального развития человека, его сознания и культуры.

Человечество в своей эволюции начинает с теологи­ческой стадии.

Она перерастает затем в философскую (ме­тафизическую) стадию.

Интеллектуальная эволюция завершается научной (позитивной) стадией.

Конту принадлежит идея классификации системы научного знания, расположения наук по степени возрастания их сложности, времен появления и взаимосвязи друг с другом. Весь корпус научного знания Конт располагает в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология как учение об обществе. О. Конт наделяет позитивное мышление такими свойствами, как положительность знания, реальность, полезность, достоверность и точность. А таким требованиям наиболее полно соответствует метод индукции, постоянное подчинение воображения наблюдению и описанию фактов. Что же касается поиска абсолютов, причин, субстанции и т. п., то их вообще следует исключить из научного арсенала.

Позитивизм как философское направление утверждает в качестве источника подлинного, положительного (т. е. позитивного) знания конкретные науки, лишает философию научного статуса. Для позитивизма характерно стремление преодолеть абстрактную умозрительность философии, ограничить ее только пределами опыта. Герберт Спенсер (1820–1903) полагает, что за опытом находится непознаваемое, о котором человек только то знает, что понять его невозможно, и абсолютное знание невозможно.

Стержнем позитивизма является ориентация на науку, отказ от поиска сущностей вещей и установка на описание явлений (феноменализм).

В конце XIX и начале XX в. широкое распространение получила новая волна позитивизма, связанная с философским переосмыслением кризисных явлений в методологических основаниях естествознания. Квантовая механика, теория относительности, открытие радиоактивности и строения атома требовали критического понимания научного опыта, его сути и границ, взаимодействия объекта и субъекта познания, трактовки истинности знания и критериев его подлинности и проверяемости.

В целях нейтрализации и своеобразной стерилизации мира научного опыта Эрнст Мах (1838–1916) обосновывает принцип элементности бытия. В соответствии с ней «не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов образуют тела», [137] т. е. научный опыт состоит не из психических (ощущений) или физических (фактов) явлений, а из нейтральным элементов. Рихард Авенариус (1843–1896) выдвинул учение о «принципиальной координации», суть которого во внутренней взаимосвязи объекта и субъекта науки, познающего человека и среды. Анри Пуанкаре (1854–1912) считал аксиомы и принципы, лежащие в основе науки, в качестве условных, согласованных и принятых ученым сообществом конвенционально. Создатель тектологии (организационной) теории А. А. Богданов (1873–1928) рассматривал мир как становящуюся организацию элементов. Единый мир опыта выступает как содержание для единого познания. Это эмпириомонизм — в таких словах он излагал свою версию позитивизма (от греч. эмпирио — «опыт», моно — «один»). Материя, пространство, время и другие философские категории являются излишествами или своеобразными символами и даже иероглифами, которые организуют и упорядочивают человеческий опыт.

Неопозитивизм (новый) стал особой исторической формой дальнейшей эволюции философии позитивизма. Он включает в себя различные философские течения. Прежде всего это логический позитивизм, у истоков которого стоял английский философ, математик, логист и общественный деятель Бертран Рассел (1872–1979). Что такое сущность? — спрашивает он и отвечает: ...это, по-моему, безнадежно сбивающее с толку понятие. Поэтому задачей науки является не постижение сущности вещей, а их описание, т. е. фиксирование «чувственно-данного». Единственно научным типом знания выступает только то, которое соответствует требованиям опыта и логики. Научность знания тождественна его логичности. Весьма выразительной, по Расселу, является демаркация структуры познания между наукой, религией и философией. Парадоксальность ситуации, сложившейся вокруг философии, образно, но весьма спорно выразил Бертран Рассел: Философия... является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях [рассуждениях, размышлениях, рефлексии. — Примеч. А. В.] по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание... принадлежит науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия. [138]

Людвиг Витгенштейн (1899–1951) развивал идеи лингвистической философии. Витгенштейн трактует философию как специфическую активность, направленную на прояснение языковых выражений, смысла языка науки и языка повседневного общения, до предельных значений языка, его границ, за которыми уже нечего сказать. Невысказываемое должно замолкнуть. Он полагал возможным и желательным сведение всего научного знания к логике и математике. Их язык наиболее совершенен и адекватен для описания совокупности фактов, из которых состоит мир. По сути дела, здесь налицо отождествление (подмена) понятий «объективный факт» и «научный факт». С помощью формальных логико-математических преобразований можно выразить содержательные утверждения о мире. Предложения науки могут быть либо истинными, либо ложными, либо бессмысленными. Согласно Витгенштейну, большинство предложений и вопросов, высказанных по поводу философских проблем не ложны, а бессмысленны. Поэтому мы вообще не можем отвечать на такого рода вопросы, мы можем только установить их бессмысленность. [139] К таким вопросам неопозитивизм относит высказывания типа «материя первична, сознание вторично»; что есть единое и многое, сущность и т. п. Неопозитивизм в качестве базовых принципов своей доктрины выдвигает феноменализм, конвенциализм, верификацию и физикализм.

Физикализм строится на основании сведения, своеобразной редукции, языка всех наук к языку физический наблюдений, полагая язык физики в качестве универсального языка науки. При всей важности и значимости физикализма с его ориентацией на каноны научного наблюдения абсолютизировать масштаб его применения ко всем структурным уровням бытия некорректно. Допустим, любое живое существо (тем более человек) хотя и состоит из элементарных частиц, многообразных физических и химических процессов, но явно не сводим к их простой совокупности.

Принцип верификаци и ( от лат. веритас — «истина» и фацио — «делаю») означает эмпирическую и логическую проверяемость науки, ее отдельных положений. Результаты такой проверки должны быть формализованы и запротоколированы.

В соответствии с традицией классического рационализма, идущей от Декарта, знание должно быть четким, ясным и доказательным, освобожденным от различных помех субъективного и психологического плана.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 522 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...