Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблемное поле и ценностные ориентации русской философии



Уже изначально русская философия предстает как философия мыслящего сердца, философия любящего и благословляющего жизнь человека, философия, говорящая «да» сотворенному Богом миру. Мир предстает перед русским мыслителем как творение Бога, а человеческая история — как арена борьбы Божественной благодати и дьявольских козней. Человек рассматривается как двойственное существо, состоящее из бренной плоти и бессмертной души.

Русская философия изначально специфична, глубоко православна. Размышления о Боге, мире и человеке погружены в контекст исторического движения — истории вообще, русской национальной истории особенно. Тысячелетний путь творческих исканий, гениальных озарений и прозрений русских мыслителей дал величественный итог — философию XIX–XX вв. И перед всем миром русская философия предстала своеобразной неповторимостью, как по форме, так и по богатству своего содержания.

В качестве отправной точки бурного старта русской философии можно считать феномен П. Я. Чаадаева (1796–1854), его знаменитые «Философические письма», которые А. И. Герцен образно сравнил с выстрелом в глухой ночи. Человек высокого ума, блестящий гвардейский офицер, прошагавший русским освободительным походом до Парижа, несомненный патриот России в 1836 г. опубликовал в журнале «Телескоп» свое первое «философическое письмо». С предельной остротой и собственным видением он вновь ставит традиционный для отечественной общественной мысли вопрос об исторической миссии России, ее месте и предназначении в мировой истории. Но взгляд Чаадаева на Россию крайне односторонен, носит нигилистический и пессимистический характер. Подходя к России с новоевропейских рационалистических позиций и исповедуя картезианские принципы мыслящей субстанции и протяженной субстанции, он приходит к уничижительным выводам, что Россия как страна не состоялась и затерялась в пространстве.

В противоположность специальным наукам об отдельных, частных аспектах бытия мира и человека, на философии, как и на других науках о духе, лежит печать характера народа, их породившего, культуры, в недрах которой они пульсируют. В рамках мирового философского процесса выделяются китайская и индийская философия, философия античного греко-римского мира, еврейская, арабская, немецкая, французская, английская, американская философия. С полным основанием мы можем говорить о русской философии. Различие заключается в специфике выбора предмета исследования, в своеобразии акцентов на те или другие виды опыта и метода познания: чувственно-эмпирического или рационального, религиозно-мистического, материалистического или идеалистического начала.

В. В. Зеньковский, тонкий и глубокий исследователь истории русской философии, видит ее своеобразие в следующих моментах.

Русская философия не космоцентрична, хотя проблемы натурфилософии, особенно космизма и философии общего дела, получили в ней основательную разработку и высокое международное признание. Достаточно указать здесь на пионерные идеи выдающихся русских ученых и мыслителей В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, Н. Ф. Федорова и их талантливых последователей.

Русская философия не теоцентрична, хотя вопросы религии, веры, православного мироотношения занимают в ней центральное место и определяют ее национально-историческое своеобразие.

Русская философия не эмпирична, хотя позитивизм как разновидность научного реалистического миропонимания и философский материализм были наиболее влиятельными и распространенными типами и формами философствования со второй половины XIX в. и особенно всего XX столетия.

В русской философии представлено широкое многообразие различных течений, направлений и школ — от традиционно классических до современных форм экзистенциализма, психоанализа, персонализма, символизма и т. п.

Поражает уникальность и самобытность сформировавшихся в русле русской философии таких течений, как славянофильство и западничество, почвенничество и народничество, евразийство.

Не имеют аналога по глубине и широте охвата и особенно высоте ценностных ориентаций учения о всеединстве и Богочеловечестве В. С. Соловьева и его последователей, концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, тектология А. А. Богданова, идеал-реализм Н. О. Лосского, С. Л. Франка и И. А. Ильина.

Подлинно русский характер выражен со всей силой духовной и нравственной устремленности в специфическом именно для России философско-религиозном учении соборности. Она органично сочетает два основополагающих принципа общественного устроения и личностного бытия человека — свободу и единство.

Русская софиология сфокусировала свое внимание на решении проблемы взаимоотношения Бога и мира, происхождения и судеб тварного несовершенного мира во взаимосвязи с совершенным Творцом. София (Премудрость Божия) рассматривается как идея, прообраз мира и творческий замысел Божий о мире; она есть душа мира и божественное в мире; это принцип миротворения и мироустроения; она также есть и его цель, к которой мир должен стремиться через свое обожение.

В своеобразной русской форме были восприняты, прожиты и пережиты кантианство и шеллингианство, гегельянство и марксизм. Их идеями были оплодотворены самобытные течения русского либерализма и консерватизма, анархизма и социализма. В поле предметного внимания и философского осмысления русских мыслителей входит весь спектр основополагающих проблем онтологического порядка, гносеологического и аксиологического характера, вопросы историософии, антропологии, социальной философии. И все же на первый план выдвигается антропологическая, социальная и историософская проблематика с акцентом на этический и религиозный аспекты бытия человека и мира.

Принцип этицизма буквально пронизывает русскую философию от ее истоков до наших дней. И речь идет не только о разработке этики в качестве особой самостоятельной области философского знания. В целом русской философии присущ нравственный характер. Нравственная философия определялась В. С. Соловьевым «как полное знание о добре». Поэтому обоснование и оправдание добра он считал началом всякой философии, за которым должно следовать изложение онтологии, гносеологии и других частей системы философского знания. Неслучайно декартовскому холодно-рассудочному принципу «Я мыслю, следовательно, существую» Соловьев противопоставляет: Я стыжусь, следовательно, я еще существую как человек. Даже материалистическая и социалистическая линия, хотя и с противоположных философских позиций, нравственно-этическому моменту уделяет весьма значительное и самостоятельное место. Так, для В. И. Ленина нравственно все то, что служит освобождению трудящихся. Нравственная доминанта присуща не только философии, она является безусловным принципом литературы и искусства, шире — всей русской культуры.

Принципиально важной и характерной особенностью русской философии является акцент на живое, непосредственное знание цельной личности. Идеал цельного познания, провозглашенный И. В. Киреевским и А. С. Хомяковым, стал вдохновенным напутствием многих русских мыслителей. Но цельная истина открывается только духовно цельному человеку. Цельность и полнота человеческой личности, по Киреевскому, заключается в верующем мышлении, ибо человек — это его вера. В своей программной статье «О необходимости и возможности новых начал для философии» духовную цельность он ведет от диалектики живой божественной личности к личности человеческой. Главная задача верующего мышления заключается в стремлении собрать все отдельные части души в одну силу; отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум и воля, и чувство, и совесть, и прекрасное, и истинное, и удивительное, и желанное, и справедливое, и милосердное, и весь объем ума сливается в одно живое единство, и таким образом восстанавливается существенная личность человека в его первозданной неделимости. [144]

Свою главную задачу в сфере познания русская философия видела в разработке теории о мире как едином целом и о цельной личности с опорой на все многообразие опыта, в первую очередь опыта духовной очевидности и достоверности, который дается в религии и вере. Вот почему русская философия преимущественно получает религиозный, религиозно-мистический, религиозно-символический, религиозно-идеалистический характер. Философия рассматривается как своеобразная функция религиозной сферы, откуда она получает свое назначение. Философия и наука не самодостаточны, они вне религии не имеют своего собственного задания. Только религиозный опыт дает нам наиболее важные данные для того, чтобы раскрыть сокровеннейшей смысл вселенского бытия и человеческого существования. Только благодаря ему мы можем придать нашему миросозерцанию окончательную завершенность.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 753 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...