Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия марксизма



Марксизм — одна из первых и наиболее развитых форм неклассической, критически переосмысленной философской классики. Для нас вопрос о судьбах марксизма имеет особую значимость и актуальность. Три четверти XX в., да практически и все столетие прошло под его знаменем. И требуется понять, что из марксизма осталось в пределах прошедшего времени, а какие идеи сохраняют свою силу и действенность в настоящем и будущем. Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) разработали новую философскую концепцию мира и человека, познания и науки, общества и исторического развития.

Марксизм обосновывает и утверждает ориентацию практического решения этих ключевых вопросов во всемирно-историческом масштабе. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» пишет о том, что философы до настоящего времени лишь объясняли мир. Задача же состоит в его изменении и революционном преобразовании. Философия до сих пор рассматривалась лишь как духовное оружие. Но «оружие критики» должно быть заменено «критикой оружия». Встает вопрос: стоит ли философии брать на себя такую миссию? А если нет, то кто же тогда возьмет на себя эту задачу? Люди, лишенные знания общих основ, люди без нравственных начал в экономике, без совести в политике? Как говорится, вопрос открыт и поныне. Отличительной чертой марксизма является органическое единство философских идей с научно-экономической теорией и социально-политическим учением. Целостность и универсализм марксизма, практическая направленность на освобождение человечества с позиций рабочего класса создали широкую социальную базу, способствовали быстрому распространению и превращению марксистского учения в самую влиятельную идейно-политическую силу в мире, особенно после победы социалистической революции в России и Китае. Маркс разработал диалектико-материалистическую концепцию природы и общества, экономическую и социально-политическую теорию, вошедшую в историю интеллектуальной мысли человечества под названием марксизм.

Формирование философии марксизма происходило в 40-е годы XIX в. Вначале своей теоретической деятельности К. Маркс был последователем Гегеля, но затем пересмотрел его учение с материалистических позиций. На место логического самодвижения понятий он поставил объективный процесс развития материи. Мышление он рассматривал не как пассивное отражение внешнего мира, а как преобразование материального в сознании мыслящего субъекта. Идеальный образ не совпадает полностью с материальным предметом и рассматривается К. Марксом с точки зрения практически действующего конкретно-исторического человека с его потребностями. Если у Гегеля действующим началом был мировой разум, то у К. Маркса — человек, для которого разумная действительность является только этапом в бесконечном совершенствовании мира и человека. Более того, чтобы изменить мир, человек должен изменить себя. Такое качественное совпадение прогрессивного развития человека и мира К. Маркс назвал революционной практикой. Поэтому К. Маркс и Ф. Энгельс создают свою философию, которую называют «новой философией», «новым материализмом», хотя в советской литературе укрепилось представление, что философия К. Маркса и Ф. Энгельса — это диалектический и исторический материализм. Но теоретики марксизма так не рассматривали свою философию, а говорили только о «теории исторического процесса», т. е. об историческом материализме (терминология Ф. Энгельса из писем 90-х годов, данная в противовес «экономическому материализму»). Они к анализу общественной жизни применили материалистическую диалектику. Противопоставление диалектического и исторического материализма было надуманным и не соответствовало подлинному пониманию марксистской философии в целостности ее онтологии, диалектики, гносеологии, социальной философии, философской антропологии, аксиологии, этики, эстетики и других разделов.

Теоретические предпосылки. Марксизм вырос из предшествующих ему философских, экономических и социально-политических идей, созданных во второй половине XVIII — первой половине XIX в. Каждой из его составных частей соответствует свой источник. Источником философских построений марксизма прежде всего была немецкая классическая философия. У Гегеля основатели марксизма заимствовали диалектику, а у Фейербаха — материализм.

1. Немецкая классическая философия. Из философии Гегеля К. Маркс и Ф. Энгельс использовали и творчески переработали его диалектику. В идеалистической диалектике Гегеля они выявили идею исторического развития и принципы противоречия как его движущую силу, а из философии Л. Фейербаха К. Маркс и Ф. Энгельс использовали материализм, который был метафизическим (Фейербах отбросил диалектику Гегеля вместе с его идеалистической системой) и антропологическим. Поэтому марксистская философии называется диалектическим материализмом (или материалистической диалектикой). Объяснению же общества и истории посвящена вторая часть марксистской философии, которая называется историческим материализмом. В произведении «Диалектика природы» Энгельс, определяя философию, говорит, что она представляет собой науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Если природе и мышлению посвящен такой диалектический материализм, то обществу и истории — исторический материализм, которые в единстве и составляют марксистскую философию.

2. Английская политическая экономия в лице Адама Смита и Давида Рикардо всесторонне рассмотрела закон прибавочной стоимости и закономерности развития капитализма.

3. Французский утопический социализм Сен-Симона, Шарля Фурье и Роберта Оуэна, критикуя капитализм, сформулировали основные идеи социализма. Но их социализм Маркс и Энгельс называли утопическим (как и предшествующую ему социально-философскую традицию, начиная с учения Платона об идеальном обществе), т. е. несбыточным, а свой — научным, т. е. вполне осуществимым. Одно из произведений Энгельса так и называется — «Развитие социализма от утопии к науке».

Социально-экономические предпосылки были связаны с утверждением капитализма как общественного строя и выходом пролетариата как самостоятельной силы на историческую арену. Первыми революционными выступлениями пролетариата были восстание лионских ткачей в 1831 и 1834 гг. во Франции; восстание силезских ткачей в 1844 г. в Германии; чартистское движение рабочих в Англии (30–40-е годы XIX в.). Эти выступления носили стихийный характер, но показали, что появилась политическая сила, способная вести борьбу против буржуазии.

Естественно-научные предпосылки формирования марксизма были связаны с промышленным переворотом первой половины XIX в. и бурным развитием естествознания. Возникает ряд новых наук — геология, органическая химия, палеонтология и др., дальнейшее развитие получили физика, биология, математика. В этот период происходит значительное число научных открытий. Важнейшие из них следующие:

– открытие закона сохранения и превращения энергии;

–создание Дарвином эволюционной теории (в работе «Происхождение видов», доказавшей, что все организмы возникли в результате длительного развития из немногих одноклеточных зародышей);

– открытие клеточной структуры живых организмов, что утверждало материальное единство органического мира.

В философии марксизма можно выделить следующие периоды.

1.Собственно марксистский период (т. е. философия К. Маркса и Ф. Энгельса), где различают три этапа:

а) начало политической и научной деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса до революции 1848 г., период характеризуется их переходом от идеализма к материализму и завершением формирования философии марксизма;

б) развитие марксистской философии от буржуазной революции 1848 г. до Парижской коммуны 1871 г.;

в) от Парижской коммуны до смерти К. Маркса и Ф. Энгельса.

2.Ленинский период, где получили развитие следующие идеи марксистской философии: основной вопрос философии — вопрос об отношении материи и сознания; учение о материи и сознании, анализ понятий «материя» и «сознание»; теория познания; проблема истины и ее значении в познании. В. И. Ленин развивал диалектику, раскрывал сущность закона отрицания, подвергал критике идею эволюции, получившую в конце XIX в. широкое распространение, сформулировал принцип партийности в философии, определил необходимость связи философии с естествознанием для построения научной картины мира.

3.Сталинский период. После смерти Ленина главным стало изучение и разработка проблем ленинского этапа. В 20-х годах сложился формализм, сторонником которого был A. M. Деборин. Он представлял марксистскую философию как синтез гегелевской диалектики и материализма Фейербаха, не заметил и потому недооценил качественный скачок, происшедший в философии марксизма. Со второй половины 30-х — начала 50-х годов со складывающимся культом личности И. В. Сталина все философские проблемы рассматривались в свете его работы «О диалектическом и историческом материализме» (1938). В работе было много правильного. Вместе с тем она страдала схематизмом, содержала некоторые ошибочные положения. В частности, И. В. Сталин противопоставлял диалектический материализм историческому, нарушая основную идею философии марксизма о едином диалектико-материалистическом подходе к природе, обществу и человеческому мышлению. Не раскрывая диалектику как общую теорию развития, он рассматривал ее как метод выработки тактики и стратегии партии пролетариата. Была обойдена проблема единства диалектики, теории познания и логики. В советский период шла разработка коренных вопросов диалектического материализма: о противоположности диалектики и софистики, материи и сознании, законах диалектики, практике как критерии истины и т. д. Большое значение имели исследования Тодора Павлова («Теория отрицания»), Е. П. Ситковского («Категории материалистической диалектики», «Материя и сознание»), П. В. Копнина («О количественных и качественных изменениях в природе») и др.

4.Неомарксизм (современный) и его разновидности. Период начинается с развития теории и философии марксизма-ленинизма Г. Димитровым (Болгария), Б. Куном и Г. Лукачом (Венгрия), К. Цеткин (Германия), Д. Ибаррури (Испания), А. Грамши и П. Тольятти (Италия) и продолжается в построениях фрейдо-марксизма, структурализма и других теориях.

Основные идеи философии марксизма. В собственно философском плане принципиальной новизной марксизма является критическое переосмысление идеалистического основания гегелевской диалектики и преодоление метафизического материализма Фейербаха. Материалистическая диалектика и философский материализм с позиций достижений науки и всей общественно-исторической практики суть универсальные исходные принципы марксистской философии. Взятые в единстве и взаимосвязи, они позволяют ей выполнять свои мировоззренческие, методологические и теоретические функции. Маркс не оставил специальных работ по диалектике. Однако сознательно и полно он применил ее в своем главном труде — «Капитале». Именно здесь он раскрыл основные законы внутренней жизни, «анатомию и физиологию» развития капиталистического общества, выяснив природу товара, денег, труда и капитала, образования прибавочной стоимости, сущности эксплуатации и специфики рабочей силы как товара, влияния машинной индустрии, законов капитализма, его исторических тенденций, ведущих к неизбежному превращению частного собственнического производства в общественное. Все это дало основание Марксу сделать такой вывод: Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но и является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня, же наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. [135]

Проявление диалектических законов и категорий с материалистических позиций, на материалистической основе систематически и для своего времени полно раскрыл Ф. Энгельс в работах «Анти - Дюринг» и «Диалектика природы». Он показал проявление диалектических законов и категорий в неживой и живой природе, общественном развитии (труде, семье, частной собственности, государстве, духовном творчестве и культуре). Энгельс доказывает, что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые в общественной жизни господствуют над кажущейся случайностью событий. Диалектико-материалистический подход был перенесен на понимание исторического процесса общественной жизни. Марксизм обосновал всесторонне и дал характеристику феномена общественно-экономической формации как основы и критерия периодизации и типологии общественного развития.

Онтология. Понятие материи является одним из главных в диалектическом материализме. Гегель утверждал, что физический или материальный мир — это инобытие (иная форма существования) мировой духовной реальности — абсолютной идеи. Это утверждение Маркс и называет стоящим кверху ногами и предлагает его перевернуть. Первична не духовная реальность (мировой разум или абсолютная идея), а материальная, следовательно, все духовное есть продукт длительной эволюции материи от низших форм к более высоким и связано только с мыслящим человеком, вне и помимо которого нет никакого духа или сознания. Таким образом, утверждая, что нематериальный мир — инобытие духа, а, наоборот, дух — инобытие материи, Маркс, по его собственным словам, поставил учение Гегеля с головы на ноги.

Диалектический материализм утверждает, что материя является единственным началом и причиной мироздания. Никаких других начал, кроме нее, нет, а все бесконечное многообразие мира — это различные формы материи. Она несотворима, неуничтожима, самотождественна (является причиной самой себя), бесконечна во времени и пространстве, а также в своих свойствах и качествах, способна к саморазвитию, т. е. обладает творческим началом, благодаря которому может самостоятельно переходить от более низких форм существования к более высоким. Неотъемлемым свойством материи с точки зрения диалектического материализма является движение, а вернее — не столько свойством, сколько способом существования: материя существует только в вечном движении, изменении, развитии. Движение понимается не только в механическом смысле (как перемещение из точки в точку), а гораздо шире. Энгельс выделял пять основных форм движения материи.

1.Механическое движение (простое перемещение материальных тел в пространстве).

2.Физическое движение (различные взаимодействия материальных тел).

3.Химическое движение (взаимодействия, изменения и превращения различных веществ).

4.Биологическое движение (сложные процессы изменения и развития, происходящие в живой природе).

5.Социальное движение (изменения, процессы, события, происходящие в человеческом обществе). Каждая следующая форма движения, говорит Энгельс, базируется на предыдущих и включает их в себя, однако не сводится автоматически к ним, а представляет собой новый, более высокий уровень, качественно отличающийся от предшествующих.

Важной составляющей материалистического мировоззрения является концепция материалистической диалектики. Диалектические идеи Гегеля были восприняты основателями марксизма. Только у Гегеля диалектика относится прежде всего к пребыванию абсолютной идеи в ее собственном лоне — сфере логики. У Маркса и Энгельса она является неотъемлемой характеристикой материального мира и методом его познания (последний представлен в диалектическом материализме грандиозной иерархией различных уровней организации материи, начиная с атомов и молекул и заканчивая человеческим обществом). Гегель сформулировал основные законы (всеобщие правила, принципы) и категории (основные понятия) диалектики, главным образом применительно к первой стадии саморазвития абсолютной идеи — логике; а основатели марксизма перенесли их на материальный мир, утверждая, что они являются его всеобщими или универсальными основаниями и принципами.

В марксистской философии диалектика из стихийной, наивно-материалистической, какой она была у древних материалистов, или идеалистической, какой она была в философии Гегеля, превратилась в диалектику научно-материалистического исследования мира. По выражению Маркса, диалектика Гегеля, представляющая собой наиболее развитую его форму, стояла на голове, ее просто надо было освободить от идеализма, мистической оболочки и поставить на ноги, наполнить новым содержанием, где диалектически будут развиваться не логические категории, а сама реальная конкретная жизнь. Материалистическая диалектика — это учение о всеобщих связях и наиболее общих законах развития природы, мышления и общества. Она выражается в системе философских категорий и законов. Главные законы, по утверждению Энгельса, есть превращение количества в качество — взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности, т. е. развитие путем противоречия, или отрицания, — специфическая форма развития. [136] Среди основных законов особое место занимает закон единства и борьбы противоположностей, выполняющий роль ядра диалектики.

Диалектикаэто и теория познания, ибо человеческое мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам развития, а мышление отражает объективные законы. Диалектика как теория познания основана на принципе отражения и изучает познаваемость мира, виды знания, движущие силы познавательной деятельности, практику как основу познания и критерий истины, формы истинного знания (чувственное и рациональное знание, а также диалектику их соотношения).

Диалектика как логика шире теории познания, ибо она изучает весь категориальный строй мышления. Предмет диалектики как логики — это творчески познающее мышление: его структура, элементы (понятия, суждения, теории), прогнозирующая его функция, закономерности развития знания, средства и методы их проверки.

Г. В. Плеханов, защищая материалистические основы марксисткой философии, подверг критике махизм и другие идеалистические течения XX в., вскрыл его социальные корни. В теории познания Плеханов придерживался того, что человечество в силах познать мир и это познание способно привести к объективной истине. Истина не догма, она развивается. В теории познания Плеханов не избежал и ошибок, он полагал, что наши ощущения — иероглифы, способные передавать как сами события, так (и это главное) и те отношения, которые между ними существуют (влияние Гельмгольца), допускал возможность идеализма в естественно-научном знании. Существенный вклад его в марксизм — идеи о законах развития общества, о роли народных масс и личности в истории, разработка марксистского учения об идеологии (имеющего относительную самостоятельность), механизм ее обратного воздействия на экономику.

Гносеология. В познании человек опирается на свои чувственные и рациональные способности, которые выступают в тесном взаимодействии. Иррациональным способностям познания, например интуиции, в марксизме отводится довольно скромная роль. В марксизме получили основательную разработку вопросы понимания практики как наиболее глубинной основы и определяющей доминанты человеческого мира и общественного бытия людей. Человек не просто «вписан» в природу и общественную жизнь, а практически преобразовывает мир, изменяясь в этом процессе и сам. Практика является общественной по своей сути, она предметна и исторична. Она изначальна по отношению к духовному миру и культуре. В нее включены все виды деятельности и сознания людей, решаются все теоретические проблемы. Практика включает в себя и материальную, и духовную деятельность, поэтому она выступает в виде производственной и теоретической деятельности. Она является основной движущей силой познания, так как главным источником познания являются практические потребности людей. Практика связана с понятием «истина» (соответствие наших знаний о мире самому миру). Истина объективна по содержанию и субъективна по форме. Соответственно, все виды сознания людей включены в практическую жизнь и следуют за общим ходом развития практики. Практическая деятельность людей — преобразование предметного мира и преобразование самого себя — является основой изменений в духовном творчестве, культуре, искусстве, философии и т. д.

Антропология. Марксизм по-новому раскрывает проблему человека и его сущности. Происхождение человека объясняется естественными природными причинами. Маркс признает теорию Дарвина. Энгельс развивает ее с позиции диалектического материализма и, кроме биологических факторов, обосновывает решающее значение социально-практического фактора — трудовой деятельности, благодаря которой человек и выделился из животного мира. Природа человека в марксизме чисто биологическая. Самостоятельное духовное начало в нем отрицается. Продолжение жизни в каком-либо виде после биологической смерти не признается. Сущность человека социально-историческая, так как разумным существом, личностью он становится только в обществе.

Заслуга марксизма состоит в том, что он показал общественную сущность человека (природа человека — биологическая, а сущность — социальная: человек это «ансамбль общественных отношений», утверждал К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе»). Но человек находится в природе, практически преобразовывает, изменяет ее. Трудовая деятельность — родовая для человека, т. е. подлинно человеческая. Но при капиталистическом строе эта деятельность извращена, перевернута и превращена в чуждую для человека силу. Отчужденный труд является проклятием, утратой человеческой сущности, поэтому домарксистским философам подлинно человеческим в человеке всегда казалось только духовное начало, относящееся к высшим формам творчества, а труд трактовался ими как что-то грязно-торгашеское, античеловеческое и враждебное разуму и высшим ценностям. В действительности только труд является не только основой преобразования природы, но и активной преобразующей силой самого человека и общественных отношений. Поэтому только труд составляет бытие человека в обществе и только труд является глубинной основой и характеристикой человеческой сущности.

Первое философское произведение К. Маркса — «Экономическо-философские рукописи 1844 г.». Эта работа была написана под влиянием Л. Фейербаха. Суть работы: гуманизм в обществе может быть основан на идее свободной и универсально развитой личности. Не теряют своей теоретической и практической актуальности высказанные ими идеи о сущности отчуждения человека и путях его преодоления прежде всего в сфере производства и труда, через преобразование и гармонизацию общественных отношений. В капиталистическом обществе существует отчуждение человека от природы; отчуждение человека от своей собственной родовой сущности; отчуждение человека от человека; отчуждение человека от самого себя. Все эти формы отчуждения порождены главным отчуждением — отчуждением труда, когда человек рассматривает процесс труда не как основу своей жизнедеятельности, а как главную повинность.

В основе отчуждения труда лежит частная собственность, а труд воспринимается как порабощение. Выход Маркс видит в процессе присвоения человеком своей родовой сущности. Этому процессу он посвящает изучение общественно-исторической предметно-практической деятельной сущности человека. Человеческая деятельность — это процесс очеловечивания мира. Эта деятельность соответствует законам природы, и, преобразовывая себя, он преобразовывает природу. Человек — универсальная природная сила, способная к любому роду деятельности, овладению природой, превращению свойств природы в свои собственные способности. Эти способности человек реализует в производственной деятельности — в труде. Именно труд и отличает человека от животного.

В процессе труда Маркс выделяет два основных момента, которые сделали человека: опредмечивание и распредмечивание. Опредмечивание — это наделение объекта деятельности свойствами субъекта, т. е. в объект или предмет, который привлекает человека, он вкладывает и свой собственный интерес, и перспективы, и применение собственных способностей. Распредмечивание это процесс освоения свойств объекта человеком, т. е. освоение природы, предметов культуры. В этих взаимосвязанных процессах происходит освоение чужого опыта и превращение его в собственные силы и способности. Поэтому человек для другого человека не средство, а цель, потому что в обществе люди зависят друг от друга.

Маркс и Энгельс являются основоположниками теории научного социализма. Освобождение человека марксизм связывает с революционным преобразованием общества, уничтожением эксплуатации человека человеком, преобразованием частной собственности на основные средства производства в общественную собственность, преодолением порабощающего разделения труда, освоением мира культуры и духовных ценностей, гармоничным и всесторонним развитием личности человека.

Цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения отчуждения и несвободы людей. По Марксу, не капитализм, а вся предшествующая история является историей развития частной собственности. Победа пролетарской революции — это не уничтожение частной собственности, а лишь начальный шаг к ее упразднению.

Целью коммунистических преобразований общества являются: а) освобождение человека от всех форм гнета отчужденных производственных отношений; б) возвращение человеку отчужденной от него человеческой сущности; в) возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т. е. к человеческому бытию, что является действительным разрешением противоречий между человеком и природой, человеком и человеком, между существованием и сущностью, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом.

По Марксу, коммунизм — это не «царство свободы», а царство осознанной необходимости. Это эпоха, основным содержанием которой является уничтожение частной собственности, а цель марксизма — установление в конечном счете гуманистического общества, где люди не находятся в каких-либо отчужденных производственных отношениях. Их отношения друг к другу чисто человеческие, основанные на совместной деятельности по овладению формами общественного сознания и их реальному воплощению в жизнь. Мыслителей издавна волновали вопросы: как развивается человеческое общество? Что является источником его развития? Ряд правильных ответов на эти вопросы ученые высказали еще до возникновения марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс сумели вскрыть всю сложность и противоречивость развития общества. Они выделили несколько ведущих типов организации общества — общественных форм или общественно-экономических формаций (ОЭФ). Наиболее фундаментальным положением является способ производства жизни. Исторический путь общества от первобытного через рабовладельческий и феодальный способы производства к современному, основанному на системе наемного труда в промышленном производстве, с необходимостью должен быть продолжен в производстве жизни вне наемного труда и вне капиталистической частной собственности, в условиях свободной ассоциации свободных индивидов.

Мыслителей издавна волновали вопросы: как развивается человеческое общество? Что является источником его развития? Ряд правильных ответов на эти вопросы ученые высказали еще до возникновения марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс сумели вскрыть всю сложность и противоречивость развития общества. Составляющей марксистской философии является концепция исторического процесса и структуры общества.

Идеалистическое понимание истории Материалистическое понимание истории
1.Идея определяет жизнь людей 2.Абсолютизация роли выдающихся личностей в истории 3.Непонимание роли народных масс 4.Недооценка роли материального производства 5.Отрицание объективной закономерности развития общества 1.Общественное бытие определяет общественное сознание 2.Определяющая роль материального производства в жизни общества 3.Решающая роль народных масс в истории 4.Признание роли личности в истории, отвечающей потребностям эпохи 5. Развитие общества носит закономерный характер


Они выделили несколько ведущих типов организации общества — общественных форм или общественно-экономических формаций (ОЭФ). Наиболее фундаментальным положением является способ производства жизни. Исторический путь общества от первобытного через рабовладельческий и феодальный способы производства к современному, основанному на системе наемного труда в промышленном производстве, с необходимостью должен быть продолжен в производстве жизни вне наемного труда и вне капиталистической частной собственности, в условиях свободной ассоциации свободных индивидов.

Они выделили несколько ведущих типов организации общества — общественных форм или общественно-экономических формаций (ОЭФ). Наиболее фундаментальным положением является способ производства жизни. Исторический путь общества от первобытного через рабовладельческий и феодальный способы производства к современному, основанному на системе наемного труда в промышленном производстве, с необходимостью должен быть продолжен в производстве жизни вне наемного труда и вне капиталистической частной собственности, в условиях свободной ассоциации свободных индивидов.

Анализ исторических типов общества был дополнен важными выводами о внутренней организации общества. Анализируя общественную форму, К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что основным ее элементом является способ производства в единстве двух его сторон: производительных сил и производственных отношений. Они определяют строение общества, характер организации труда, социально-классовую структуру и все другие проявления общества. Совокупность производственных отношений выступает в качестве базиса (скелетов ОЭФ), на котором формируется надстройка данного общества. Надстройка — это идеи, теории, взгляды, учреждения, организации, а также идеологические отношения данного общества.

Базис и надстройка — это основные элементы ОЭФ. Кроме того, были определены и специфические элементы: семья, быт, язык, нации, народности, наука.

Важное место в философии марксизма занимает концепция общественного сознания. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели в философию понятия «общественное бытие» и «общественное сознание». Общественное бытие — это материальная жизнь общества, складывающаяся на определенном этапе исторического развития и существующая независимо от сознания и воли отдельных людей. Общественное сознание — это духовная жизнь общества, отражение действительности в виде идей и представлений, теорий и взглядов на данном этапе исторического развития. Рассматривая эти явления, К. Маркс и Ф. Энгельс делают вывод об определяющей роли общественного бытия. Так был решен основной вопрос философии применительно к обществу. Открытие зависимости сознания людей от бытия позволило Марксу переосмыслить значение и роль духовной деятельности в историческом процессе. Идеи и концепции не могут служить источниками и причинами исторических изменений в реальности.

В настоящее время марксизм держит суровый жизненный экзамен. Исторически прогноз о коммунистическом преобразовании общества нельзя истолковывать как точное по времени предписание. Он оказывается намного сложнее и во многом его можно рассматривать лишь на «вырост» и долгосрочную перспективу как идеал общественного развития. Неоправданным оказалось преувеличение роли экономического развития и преуменьшение роли духовного фактора, трактовки его только в ракурсе сознания. Исторически неверным является третирование религиозного компонента в духовности человека, абсолютизация классового и интернационального подхода в ущерб общему социальному и национальному в развитии общества. Негативным образом сказалось выхолащивание творческого духа марксистского учения, его упрощение и сведение к прокрустову ложу диалектического и исторического материализма. Деформации и искажения принципов и сущности социализма в теории и практике социалистического строительства, а затем и полный отказ правящей элиты от марксизма стали причиной системного и длительного общественного кризиса.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 3126 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...